Дело № 2-83/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Липин Бор Вологодской области 28 мая 2012 года Судья Вашкинского районного суда Вологодской области Васильева Е.Э., с участием заместителя прокурора Вашкинского района Герасимова Д.В., при секретаре Игнатьевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Вашкинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вашкинского муниципального района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, у с т а н о в и л : Прокурор Вашкинского района обратился в суд с заявлением к администрации Вашкинского муниципального района о признании незаконным органа местного самоуправления. В обоснование заявленного требования указал, что проверкой, проведенной по обращению начальника ГУ «7 отряд Федеральной противопожарной службы по Вологодской области» установлено, что органами местного самоуправления Вашкинского муниципального района нарушаются требования законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: в районе не создана и не действует единая дежурно- диспетчерская служба Вашкинского района. Отсутствует нормативный правовой акт органов местного самоуправления, надлежащим образом определяющий порядок организации, компетенцию и полномочия данной службы, бюджет района на 2012 год и плановый период 2013- 2014 г.г. не предусматривает финансирование расходов, связанных с организацией и деятельностью единой дежурно- диспетчерской службы муниципального района (ЕДДС). Действующим законодательством на органы местного самоуправления района возложена обязанность создать и обеспечить деятельность ЕДДС при органах местного самоуправления. В связи с наступлением пожароопасного периода отсутствие единой дежурно- диспетчерской службы понижает уровень защищенности территории и населения района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Органом местного самоуправления исполнительной власти, в компетенцию которого входит непосредственная реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций является администрация Вашкинского муниципального района. В результате бездействия указанного органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц, которые в свою очередь подвержены угрозе жизни и здоровья. Прокурор района просит признать незаконным бездействие администрации Вашкинского муниципального района по непринятию мер к организации и обеспечению деятельности единой дежурно-диспетчерской службы Вашкинского муниципального района, обязать администрацию Вашкинского муниципального района в срок до 01 января 2013 года создать и обеспечить функционирование единой дежурно-диспетчерской службы. В судебном заседании заместитель прокурора Вашкинского района Герасимов Д.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении. Представитель администрации Вашкинского муниципального района по доверенности Шилова Е.С. заявленные прокурором требования не признала, суду пояснила, что на создание единой дежурно-диспетчерской службы требуются большие средства, которые бюджетом района не предусмотрены. Представитель заинтересованного лица ФГКУ «7 отряд Федеральной противопожарной службы по Вологодской области» по доверенности Платонова И.А. заявление прокурора Вашкинского района поддержала в полном объеме, пояснила, что на муниципальном уровне органом повседневного управления единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования. Переписка по вопросу создания указанной службы с администрацией района ведется с 2005 года, но никаких мер со стороны последней не предпринято. Главой администрации Вашкинского муниципального района принято постановление от 25.10.2005 года № 446 «О создании единой службы спасения 01 Вашкинского муниципального района» но на сегодняшний день ЕДДС не функционирует. Фактически функции ЕДДС выполняет диспетчерский состав 34 пожарной части по охране с. Липин Бор. Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, считает заявленные прокурором района требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с п. «з» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно ст. 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно- диспетчерские службы муниципальных образований. Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления. На основании Постановления Правительства Вологодской области от 31.01.2011 года № 65 «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций области», главам муниципальных образований области предписано привести положения о звеньях территориальной подсистемы, состав сил и средств звеньев в соответствие с Положением, утвержденным указанным постановлением, а также организовать создание и обеспечить готовность органов управления, сил и средств, резервов материальных и финансовых ресурсов, системы связи и оповещения звеньев территориальной подсистемы. Положением о Вологодской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденном постановлением Правительства Вологодской области от 31 января 2011 года № 65 предусмотрена организация ЕДДС муниципальных образований, которые входят в Вологодскую территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и являются органами повседневного управления системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории района. Технические требования к организации деятельности единой дежурно- диспетчерской службы муниципального образования регламентированы ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в ЧС. ЕДДС. Основные положения». Как установлено в ходе рассмотрения дела, единая дежурно- диспетчерская служба в Вашкинском муниципальном районе не создана, и в течение длительного времени не предпринято необходимых мер по ее созданию. Созданная на основании постановления главы Вашкинского муниципального района № 446 от 25.10.2005 года на территории Вашкинского муниципального района единая диспетчерская служба, не соответствует установленным требованиям ГОСТа и фактически ЕДДС не действует. Исходя из вышеуказанных нормативных актов, не позднее, как со времени принятия Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794, определившего порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на администрации Вашкинского муниципального района, как органе местного самоуправления, лежит обязанность по созданию единой дежурно- диспетчерской службы, и бездействие ответчика в разрешении указанного вопроса на протяжении этого времени является незаконным. Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации» завершить работу по созданию дежурно- диспетчерских служб муниципальных образований органам местного самоуправления рекомендовано в срок до 31 декабря 2012 года. На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд р е ш и л : признать незаконным бездействие администрации Вашкинского муниципального района по непринятию мер по созданию единой дежурно- диспетчерской службы Вашкинского муниципального района. Обязать администрацию Вашкинского муниципального района создать и обеспечить функционирование единой дежурно- диспетчерской службы в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в ЧС. ЕДДС. Основные положения» в срок до 31 декабря 2012 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вашкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 04 июня 2012 года. Судья Е.Э.Васильева Решение вступило в законную силу 05 июля 2012 года.