Дело № Р Е Ш Е Н И Е 22 мая 2012 года г. Нижневартовск Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Пересыпкина А.Г., при секретаре Морозовой К.В., с участием прокурора Туманского П.П., представителя третьего лица Нижневартовского отдела государственного ветеринарного надзора Хамзаевой В.Г., представившей доверенность от 16 апреля 2012 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (заявлению) прокурора Нижневартовского района к ИП Сергину РА, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований ветеринарная служба ХМАО-Югры в лице Нижневартовского отдела государственного ветеринарного надзора в г. Нижневартовске, Нижневартовском районе, г. Мегионе, филиал БУ ХМАО-Югры Нижневартовский районный ветеринарный центр об обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Нижневартовского района обратился в суд с указанным иском, указывая в его обоснование, что Прокуратурой Нижневартовского района совместно с Нижневартовским отделом государственного ветеринарного надзора проведена проверка исполнения норм ветеринарного законодательства главами крестьянско-фермерских хозяйств, осуществляющих свою деятельность на территории Нижневартовского района. В ходе обследования крестьянско-фермерского хозяйства, главой которого является Сергин Р.А., согласно справке обследования от 28.02.2012 г., установлено, что дезинфекционные барьеры в крестьянско-фермерском хозяйстве не оборудованы, санитарного пропускника для персонала нет. Договор на уничтожение биологических отходов не заключен. Утилизация биологических отходов проводится методом проварки в открытых котлах без контроля ветеринарного специалиста. Инспектору ветнадзора при проверке только одним работником хозяйства была предоставлена медицинская книжка. Истец просит обязать индивидуального предпринимателя главу крестьянско-фермерского хозяйства Сергина РА обеспечить исполнение норм санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства при осуществлении деятельности по разведению, содержанию, убою свиней, их переработке и реализации свиноводческой продукции. В судебном заседании прокурор Нижневартовского района Туманский П.П. требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, при этом дополнительно пояснил суду, что в случае добровольного исполнения заявленных исковых требований прокурор не будет настаивать на выдаче исполнительных листов. Ответчик Сергин Р.А. в судебное заседание не явился, извещенный о времени месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщил суду причины неявки. Представитель бюджетного учреждения ХМАО - Югры «Ветеринарный центр» Никишин Ю.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Представитель Ветеринарной службы ХМАО-Югры Хамзаева В.Г. в судебном заседании поддержала требования прокурора. Выслушав прокурора и представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска. В судебном заседании установлено, что Прокуратурой Нижневартовского района совместно с Нижневартовским отделом государственного ветеринарного надзора проведена проверка исполнения норм ветеринарного законодательства главами крестьянско-фермерских хозяйств, осуществляющих свою деятельность на территории Нижневартовского района. В ходе обследования крестьянско-фермерского хозяйства, главой которого является Сергин Р.А., согласно справке обследования от 28.02.2012 г., установлено, что дезинфекционные барьеры в крестьянско-фермерском хозяйстве не оборудованы, санитарного пропускника для персонала нет. Договор на уничтожение биологических отходов не заключен. Утилизация биологических отходов проводится методом проварки в открытых котлах без контроля ветеринарного специалиста. Инспектору ветнадзора при проверке только одним работником хозяйства была предоставлена медицинская книжка. Таким образом, на момент обследования КФХ с 27.02.2012 г. по 28.02.2012 года по адресу <адрес>, глава КФХ Сергин Р.А. не обеспечил выполнение обязательных требований при содержании свиней, чем нарушил нормы ветеринарного законодательства: - абз. 3 п. 6.1., п. 6.17 Норм технологического проектирования свиноводческих ферм крестьянских хозяйств НТП-АПК 1.10.02.001-00, утвержденных Минсельхозом РФ 15.09.2000 г. - отсутствие в хозяйстве въездного дезбарьера; - п.п. 1.7., 1.8., 1.9. «Ветеринарно-санитарных правил подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помёта и стоков - п. 3.5 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4.12.1995 г. № 13-7-2/469; - сбор и утилизация биологических отходов осуществляется без контроля ветеринарного специалиста. Кроме того, в ходе проверки установлено, что между Филиалом БУ ХМАО-Югры «Ветеринарный центр» и индивидуальными предпринимателем Сергиным Р.А. заключен договор возмездного оказания ветеринарных услуг на 2012 год. Согласно п. 1.1 Договора исполнитель в лице Филиала БУ ХМАО-Югры «Ветеринарный центр» принимает на себя обязательства оказывать услуги по ветеринарно-санитарной экспертизе продуктов животного происхождения с выдачей ветеринарно-сопроводительных документов; согласно п. 2.1.1 Договоров исполнитель обязуется при оказании услуг руководствоваться законами РФ «О ветеринарии», «О защите прав потребителей» и другим законодательством Российской Федерации. Согласно п. 6.6. Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов (утв. Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 27 декабря 1983 г.) владелец, доставляющий для продажи мясо и субпродукты животных, должен одновременно представить ветеринарную справку, оформленную в установленном порядке, подписанную ветеринарным врачом (фельдшером) и заверенную печатью ветеринарного учреждения, о том, что животное было осмотрено перед убоем, а после убоя все продукты были подвергнуты ветеринарно-санитарной экспертизе согласно настоящим Правилам и что они выходят из местности, благополучной по заразным болезням. Справка действительна в течение трех дней. В справке должны быть указаны дата и время убоя животного. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что ветеринарными специалистами Нижневартовского райветцентра проводится только предубойный клинический осмотр животных, планируемых фермерами для убоя. Результаты вносятся в журнал, затем выдается ветеринарная справка формы 4 о предубойном клиническом осмотре для перевозки туши убойного животного в лабораторию ветсанэкспертизы перед дальнейшей реализацией. Фактически мясо перевозится без проведения послеубойной ветсанэкспертизы туши и сопровождается ветеринарной справкой, выданной на живых животных, что является нарушением п. 2.1. Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов (утв. Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 27 декабря 1983 г.), в соответствии с которым мясо и другие продукты убоя животных всех категорий хозяйств подлежат обязательной послеубойной ветеринарно-санитарной экспертизе, которую проводит ветеринарный врач. Согласно п. 3, 4 ст. 7 ФЗ «О защите прав потребителей» если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Если для безопасного использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя. В нарушение, указанных норм закона, ответчиком мясо на реализацию предоставляется без соответствующих документов, выдаваемых после убоя скота. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 11) устанавливает обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников. Таким образом, установлено нарушение ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и иных законов. Руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать индивидуального предпринимателя главу крестьянско-фермерского хозяйства Сергина РА в срок до 1 июля 2012 г., полностью огородить территорию крестьянско-фермерского хозяйства, оборудовать в крестьянско-фермерском хозяйстве: въездной дезбарьер; для накопления навоза оборудовать огороженные площадки с гидроизоляцией, исключающей фильтрацию жидкой фракции навоза и стоков в водосточные горизонты; полностью огородить территорию крестьянско-фермерского хозяйства. Обязать индивидуального предпринимателя главу крестьянско-фермерского хозяйства Сергина РА представлять в Нижневартовский районный ветеринарный центр письменные заявки перед каждым убоем скота и представлять мясо на реализацию в сопровождении справки ветсанэкспертизы, выдаваемой после убоя скота. Обязать индивидуального предпринимателя главу крестьянско-фермерского хозяйства Сергина РА осуществлять сбор и утилизацию биологических отходов под контролем ветеринарного специалиста. Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства Сергина РА госпошлину в доход местного бюджета в размере 600 (шестьсот) рублей. На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижневартовский районный суд. Председательствующий:
при инфекционных и инвазионных болезнях животных и птицы» от 04.08.1997 г. № 13-7-2/1027, утв. Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ 04.08.1997 г. - для накопления навоза не оборудованы огороженные площадки с гидроизоляцией, исключающей фильтрацию жидкой фракции навоза и стоков в водоносные горизонты;