Дело № РЕШЕНИЕ 06 июня 2011 года г. Нижневартовск Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Кобяшевой С. В., при секретаре Муратовой А.Ф., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора г. Нижневартовска Чулпановой Л.Ф., представителей ответчика Михайлюк Р.С., Семигук М.А., представителя третьего лица Поповой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Нижневартовска к закрытому акционерному обществу «Управление по ремонту труб», третье лицо бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нижневартовский центр занятости населения» об обязании устранения нарушений законодательства путем выделения квот для трудоустройства инвалидов и создании специальных рабочих мест, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Нижневартовска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что по обращению директора БУ ХМАО-Югры «НЦЗН» была проведена проверка федерального законодательства на предприятии ЗАО «УпоРТ», в ходе которой установлено нарушение законодательства в части не выделения квот для трудоустройства инвалидов. Согласно представленной ответчиком информации среднесписочная численность работников ЗАО «УпоРТ» на февраль 2011 года составляет 606 человек. При этом на предприятии трудоустроен 1 инвалид, тогда как в соответствии с федеральными законами и законами ХМАО-Югры, количество квотируемых рабочих мест для инвалидов в ЗАО «УпоРТ» исходя из среднесписочной численности работников должно составлять 12 рабочих мест. Кроме этого в ЗАО «УпоРТ» не организованы рабочие места для инвалидов, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов, количество которых в соответствии с Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 21 сентября 2009 года № 254-п со среднесписочной численностью от 501 до 1 000 человек - два специальных рабочих места. На основании ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации, ст.ст.20, 21, 22, 24 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-Фз «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 4 Закона ХМАО-Югры от 23 декабря 2004 года № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в ХМАО-Югре» и Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории ХМАО-Югры, утвержденного Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 21 сентября 2009 года № 254-п просит признать бездействие ЗАО «УпоРТ» в части не выделения (создания) квотируемых рабочих мест для приема инвалидов, а также в не создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов противоречащими закону и обязать ЗАО «УпоРТ» устранить нарушения закона путем выделения (создания) 11 рабочих мест в счет квоты для инвалидов, в том числе с выделением (созданием) 2 специальных рабочих места для инвалидов, требующих дополнительных мер по организации труда в пределах установленной квоты. В судебном заседании представитель истца Чулпанова Л.Ф. уточнила требования, учитывая, что в ЗАО «УпоРТ» в настоящее время трудоустроено три инвалида, просит обязать ответчика выделить (создать) 9 рабочих мест в счет квоты для инвалидов. В остальной части требовании поддержала и дала объяснения согласно описательной части. Представители ответчика Михайлюк Р.С. и Семигук М.А. требования признали частично. Согласились, что предприятие должно выделить 9 рабочих мест в счет квоты для инвалидов. С требованием о создании 2 специальных рабочих мест не согласились, так как считают, что данное требование не основано на законе ХМАО - Югры. Минимальное количество специальных рабочих мест для инвалидов устанавливается исполнительным органом субъекта РФ для каждого предприятии отдельно. В соответствии с Законом ХМАО-Югры «О внесении изменений в закон ХМАО-Югры «О квотировании рабочих мест инвалидам в ХМАО-Югре», порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов определяется Правительством ХМАО-Югры. Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 03 февраля 2011 года утверждена программа ХМАО-Югры «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда ХМАО-Югры в 2011 году», в которой приведен Перечень организаций ХМАО-Югры, в которых предусматривается организация специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в 2011 году и ЗАО «УпоРТ» в данном Перечне нет. Просят в удовлетворении иска в данной части отказать. Представитель третьего лица Попова Т.Г. в судебном заседании требования истца поддержала, считает их законными и обоснованными. Объяснила, что для граждан имеющих 3 группу инвалидности рекомендовано работать в обычных производственных условиях по своей профессии, но со снижением объема работы на 50%, либо выполнять административно-хозяйственные виды труда. Создание специальных рабочих мест направлено на дополнительные мероприятия по созданию определенных условий труда для инвалидов 1 и 2 группы, которые имеют рабочую группу. При среднесписочной численности работников на предприятии от 501 до 1 000 человек должно быть создано 2 специальных рабочих места за счет собственных средств работодателя. При создании специальных рабочих мест ситуация на производстве, условия труда не имеют значения, ограничений нет. Довод ответчика о том, что не должен создавать специальные рабочие места не основан на законе, издание постановления Правительства ХМАО-Югры №28-П от 03.02.2011 года не отменяет действие постановления №254, обязывающего создание специальных рабочих мест, и является лишь принятием дополнительных мер для снятия напряженности на рынке труда. Суд, выслушав представителей сторон, третьего лица, изучив материалы дела, приходит к выводу, что требования прокурора г. Нижневартовска подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. На основании с ч.1 ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с посл. измен. от 27 июля 2010 года) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В силу ст. 20 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-Фз «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с посл. измен. от 09 декабря 2010 года) В соответствии со ст. 21 указанного Федерального закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). На основании п.2 ст. 4 Закона ХМАО-Югры от 23 декабря 2004 года № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в ХМАО-Югре» (с изм. от 08 июня 2009 года) квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организации. Из представленной ответчиком информации на апрель 2011 года среднесписочная численность работников ЗАО «УпоРТ» составляет 611 человек, следовательно, количество квотируемых рабочих мест для инвалидов должно составлять 12 рабочих мест. Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела в ЗАО «УпоРТ» трудоустроены 3 инвалида, один из которых в настоящее время находится на реабилитации. Согласно ст. 22 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-Фз «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с посл. измен. от 09 декабря 2010 года) Порядком установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории ХМАО-Югры, утвержденного Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 21 сентября 2009 года № 254-п предусмотрено, что при среднесписочной численности работников от 501 до 1000 человек работодателем должно быть создано два специальных рабочих места. Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем за счет собственных средств. Суд не принимает довод представителей ответчика о том, что на ЗАО «УпоРТ» не распространяется обязанность по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, поскольку в утвержденной Постановлением Правительства ХМАО-Югры 03 февраля 2011 года № 28-п Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в 2011 году" не указан ответчик в перечене организаций ХМАО-Югры, в которых предусматривается организация специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, так как он основан на ошибочном толковании закона. Утвержденная Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 3 февраля 2011 г. N 28-п "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в 2011 году" Программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Мероприятиями указанной Программы, в том числе по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, Правительство ХМАО-Югры приняло лишь дополнительные меры для снижения напряженности на рынке труда, с целью сохранения стабильной ситуации на рынке труда и недопущения роста безработицы в 2011 году. Статьей 24 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-Фз «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов, согласно которым работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. В соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения требований прокурора г. Нижневартовска имеются. Бездействие ЗАО «УпоРТ» в части не выделения (создания) квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также не создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов является незаконным. Таким образом, требования прокурора об обязании ЗАО «УпоРТ» выделить (создать) 9 рабочих мест в счет квоты для инвалидов, в том числе выделить (создать) 2 специальных рабочих места для инвалидов, требующих дополнительных мер по организации труда в пределах установленной квоты подлежат удовлетворению. Р Е Ш И Л : Признать бездействие закрытого акционерного общества «Управление по ремонту труб» в части не выделения (не создания) квотируемых рабочих мест для приема инвалидов, в том числе специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов незаконными. Обязать закрытое акционерное общество «Управление по ремонту труб» выделить (создать) девять рабочих мест в счет квоты для инвалидов, в том числе с выделением (созданием) двух специальных рабочих мест для инвалидов, требующих дополнительных мер по организации труда в пределах установленной квоты. На решение сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней через Нижневартовский районный суд. Председательствующий подпись Копия верна Судья С.В. Кобяшева
"О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности
на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в 2011 году" не отменяет Порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории ХМАО-Югры, утвержденного Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 21 сентября 2009 года № 254-п.