ДЕЛО № 2-540/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 3 августа 2011 года г. Нижневартовск Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Пересыпкина А.Г., при секретаре Муратовой А.Ф., с участием представителя третьего лица Минцевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сарапулова В.А. к администрации Нижневартовского района, третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований, отдел опеки и попечительства администрации Нижневартовского района, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на очередь на внеочередное получение жилья, У С Т А Н О В И Л : Сарапулов В.А. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим. Он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав. Также указал, что на основании постановления главы Нижневартовского района «Об определении несовершеннолетних ФИО 1, Сарапулова В.А. в государственное образовательное учреждение <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № его определили в <данные изъяты> затем он и его братья и сестра были переданы на воспитание в приемную семью ФИО 2 Постановлением главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № за ними было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. По окончанию службы в армии, он вернулся в <адрес> по месту закрепленного жилья, однако санитарно-гигиеническое состояние закрепленного за ним жилого помещения не соответствует установленным нормам, электроснабжение и вода отключены за долги по коммунальным услугам, квартира в непригодном для проживания состояние. Собственного жилья у него нет, он не является нанимателем жилого помещения, включен в договор социального найма жило помещения как племянник нанимателя, жилая площадь, приходящегося на одного человека в закрепленном за ним жилье, не соответствует учетной норме, поскольку в указанном жилом помещении общей площадью 71,6 кв.м. имеют право на проживание 6 человек, в том числе его дядя и брат, находящиеся в настоящее время в местах лишения свободы. Просит суд признать его нуждающейся в жилом помещении и обязать администрацию Нижневартовского района включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном обеспечении жилым помещением. В судебное заседание истец Сарапулов В.А. не явился в связи с отдаленностью места проживания, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие. Представитель ответчика администрации Нижневартовского района Чалаева С.В. также в судебное заседание не явилась, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просила рассматривать дело в её отсутствие, оставив разрешение спора на усмотрение суда. Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства администрации Нижневартовского района в судебном заседании исковые требования поддержала, поскольку согласно акта технического обследования закрепленного за истцом жилого помещения, оно находится в антисанитарном состоянии, имущества в собственности истец не имеет, не является нанимателем жилого помещения, жилая площадь указанного жилья не соответствует учетной норме на одного человека. Выслушав представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Сарапулов В.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, оба его родителя лишены родительских прав ( л.д. 8,910,11-12, 13). Постановлением главы администрации Нижневартовского района истец был определен в государственное образовательное учреждение <данные изъяты> (л.д. 13). В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Постановлением Главы <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ за истцом Сарапуловым В.А., ФИО 1, ФИО 3, ФИО 4 закреплена жилая площадь, находящаяся по адресу: <адрес> (л.д. 14). Согласно представленной суду поквартирной карточке на указанный адрес, в жилом помещении зарегистрированы по настоящее время, истец Сарапулов В.А., <данные изъяты> истца ФИО 1, <данные изъяты> истца ФИО 3, ФИО 4 (л.д. 18), то есть 4 человека, что также подтверждается справкой справке №, выданной администрацией <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19). В соответствии с п.п. 4 и 5 ст. 50 Жилищного Кодекса РФ учетной нормой жилой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Статьей 10 Закона Ханты-Мансийского ОА-Югры от 6 июля 2005 года № 57-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» норма предоставления жилого помещения на одного члена семьи из двух и более человек составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения, на одиноко проживающего человека - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения. Данная норма также установлена решением совета депутатов <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. Общая площадь предоставленного истцу жилого помещения составляет 71,6 кв.м. (л.д.17,18). Таким образом, на 1 человека, из зарегистрированных в указанном жилом помещении, в настоящее время приходится 17,9 кв. м общей площади жилья (71,6/4 = 17,9), то есть менее установленной учетной нормы предоставления площади жилья. В соответствии с актом проверки сохранности закрепленного жилья за несовершеннолетним от ДД.ММ.ГГГГ и актом технического обследования, предоставленными администрацией <данные изъяты>, закрепленное за истцом жилье - <адрес>, не соответствует санитарно-техническим нормам, требуется капитальный ремонт, установка сантехники, жилье не пригодно для проживания (л.д.21). Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд устанавливает, что жилое помещение, закрепленное за истцом, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, норма представления площади жилья не соответствует установленным нормам. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7). Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства в их совокупности суд приходит к выводу, что требования истца о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на очередь на внеочередное получение жилья правомерны и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Сарапулова В.А. к администрации Нижневартовского района, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований отдел опеки и попечительства администрации Нижневартовского района, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на очередь на внеочередное получение жилья - удовлетворить. Признать Сарапулова В.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию Нижневартовского района поставить Сарапулова В.А. на учет на очередь на внеочередное получение жилья. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Нижневартовский районный суд. Председательствующий: подпись Копия верна: Судья Пересыпкин А.Г.