Дело № 2 - 253/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 апреля 2011 года г. Нижневартовск Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Пересыпкина А.Г., при секретаре Морозовой К.В., с участием прокурора Аргышева А.Е., представителей ответчика: Ческидовой И.Н., представившей доверенность № 29-ю от 11 января 2011 г., Логинова Э.Е., представившего доверенность № 189-ГЛ от 22 апреля 2011 г., Аникиной О.В., представившей доверенность № 190-ГЛ от 22 апреля 2011 г., представителя третьего лица Зайцевой С.П., представившей доверенность № 59 от 21 марта 2011 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (заявлению) Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Сибирско-Техасскому закрытому акционерному обществу «Голойл» об обязании обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре, У С Т А Н О В И Л: Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в указанным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, мотивируя требования тем, что ответчик Сибирско-Техасское ЗАО «ГОЛОИЛ» (далее - СТ ЗАО «ГОЛОИЛ») в нарушение требований законодательства о недрах, лицензии ХМН 10467 HP от 19.06.1997 года на геологическое изучение недр, поиск и добычу нефти и газа в пределах Егурьяхского лицензионного участка в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области и проектных документов, утилизирует попутный газ в размере менее установленных 95 %. Кроме того, в иске также указано, что в пределах Егурьяхского лицензионного участка находятся Егурьяхское, Южно-Егурьяхское, Голевое и Восточно-Голевое месторождения нефти. Фактически за 12 месяцев 2010 года уровень утилизации попутного нефтяного газа по Егурьяхскому месторождению составил 46,1 %; по Южно-Егурьяхскому месторождению - 51,1 %; по Голевому месторождению -50,3%; по Восточно-Голевому месторождению - 48,8 %. Средний уровень утилизации попутного нефтяного газа по лицензионному участку составил 47,4 %. Всего за 2010 год на Егурьяхском лицензионном участке предприятием добыто 23,903 млн. м3 попутного нефтяного газа (далее - ПНГ). При этом, неиспользуемый попутный нефтяной газ в объеме 12,58 млн. м3 сожжен предприятием на факельных установках. Сжигание ПНГ - серьезная экологическая проблема как для самих нефтедобывающих регионов, так и для глобальной окружающей среды. При сжигании ПНГ происходит тепловое загрязнение окружающей среды, в атмосферу поступают такие продукты сгорания ПНГ как окись азота, сернистый ангидрид, окись углерода и различные несгоревшие углеводороды. Это приводит к увеличению заболеваемости раком легких, бронхитов, поражением печени и желудочно-кишечного тракта, нервной системы, зрения. Вместе с тем, ПНГ является важным сырьем для энергетики и химической промышленности. Содержащиеся в ПНГ метан и этан используются для производства пластических масс и каучука, а более тяжелые элементы служат сырьем для производства ароматических углеводородов, высокооктановых топливных присадок и сжиженных углеводородных газов, в частности, сжиженного пропан-бутана технического (СПБТ). Кроме того, экономически оправданным является использование ПНГ для выработки электроэнергии. Факелы потребляют огромное количество кислорода, тепловым излучением разрушают почвенно-растительный покров, загрязняют продуктами неполного сгорания углеводородов, окисью углерода, азота и другими вредными веществами растительность и почву, а также увеличивают парниковый эффект. Вместе с тем, СТ ЗАО «ГОЛОЙЛ» незаконно сожжено на факелах 11,571 млн. м3 ПНГ, добытого на Егурьяхском лицензионном участке. Всего в 2010 году в результате сжигания ПНГ на факелах, расположенных Егурьяхском лицензионном участке, в атмосферу выброшено 2714,99 т. загрязняющих веществ. Просит обязать Сибирско-Техасское ЗАО «ГОЛОЙЛ» к 1 января 2012 года обеспечить использование (утилизацию) ПНГ, добываемого на Егурьяхском лицензионном участке, расположенном в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденными и согласованными в установленном порядке проектными документами на разработку Егурьяхского, Южно-Егурьяхского, Голевого и Восточно-Голевого нефтяных месторождений. Запретить Сибирско-Техасскому ЗАО «ГОЛОЙЛ» с 1 января 2012 года сжигание на факелах ПНГ, добываемого на Егурьяхском лицензионном участке, свыше 5 % от объема добытого на данном лицензионном участке ПНГ. Прокурор Аргышев А.Е. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал в полном объеме, дал пояснения аналогичные описательной части решения, конкретизировав законодательные основания иска, также указал, что ответчик нерационально использует природные ресурсы. Представитель ответчика Ческидова И.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что согласно п. 17.2 Лицензионного соглашения объем утилизации попутного газа определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождении. На сегодняшний день действующими проектными документами являются «Технологические схемы разработки месторождений», в которых отсутствуют указания на использование растворенного газа в определенном процентном объеме. Вместе с тем в обществе имеется утвержденная «Программа мероприятий по утилизации (использованию) ПНГ на 2010-2012 г.г. по лицензионным участкам недр СТ ЗАО «ГОЛОЙЛ», которая согласована с Департаментом по экологии ХМАО-Югры, с Департаментом по недропользованию ХМАО-Югры, с Северо-Уральским Управлением Ростехнадзора и с Управлением по недропользованию по ХМАО-Югре. Согласно данной Программе уровень утилизации ПНГ в 2010 году по лицензионным участкам недр СТ ЗАО «ГОЛОЙЛ» установлен в размере 47%, данный уровень утилизации ПНГ в 2010 году обществом соблюдался. «Авторский надзор за реализацией технологической схемы разработки месторождения» не является проектным документом, так как такой документ не предусмотрен в качестве проектного документа ни Постановлением Правительства от 03.03.2010 № 118, ни приказом Роснедр от 09.06.2010 № 599, ни какими-либо иными нормативными актами в сфере недропользования. Учитывая изложенное, является несостоятельным довод истца об утилизации ответчиком попутного нефтяного газа с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, а также требований утвержденного в установленном порядке технического проекта. Как следует из топографической карты Егурьяхского лицензионного участка (Приложение № 2), на данном участке существует один факел, на котором осуществляется сжигание ПНГ. Негативное воздействие на население округа и ближайшие населенные пункты выбросы от сжигания попутного нефтяного газа оказывать не могут. У ответчика имеется разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 22.03.2010 № 14-10, выданное Северо-Уральским управлением Ростехнадзора. Фактически ответчиком выброшено вредных веществ в атмосферный воздух на 50 % меньше разрешенного к выбросу объема, таким образом, ответчик не нарушает установленные нормативы выбросов, а, следовательно, не оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Цифры, приведенные истцом в исковом заявлении, об объеме фактически добытого в 2010 г. попутного нефтяного газа и объеме газа, сожженного на факельной установке, не соответствует действительности. Данные, представленные истцом завышены. Ответчик, осознавая всю степень ответственности, во избежание пожароопасных ситуаций осуществляет контроль за пожарным состоянием на объектах общества, за период с 2008 года по настоящее время на Егурьяхском лицензионном участке не зафиксировано ни одного пожара, что характеризует ответчика как добросовестного недропользователя. Заявление прокурора о воздействии продуктов сгорания попутного нефтяного газа на нормальное функционирование человеческого организма, опровергается данными о повышении рождаемости в округе. П. 1 Постановления Правительства РФ от 08.01.2009 № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» предусмотрено, что целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы должен составлять не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа. В связи с тем, что Егурьяхский лицензионный участок располагается на достаточно отдаленном расстоянии от населенных пунктов и стационарных потребителей газа, тепло- и электроэнергии, вариант утилизации попутного газа путем поставки сторонним потребителям СТ ЗАО «ГОЛОЙЛ» не представляется возможным. В связи с этим направлением программы мероприятий достижения максимального уровня утилизации попутного нефтяного газа является его использование на технологические нужды СТ ЗАО «ГОЛОЙЛ», а именно на выработку тепло - и электроэнергии. В 2010 году введены в эксплуатацию два блока газоперерабатывающей электростанции (ГПЭС), в 4 квартале 2011 г. планируется ввод еще одного блока ГПЭС, предусмотрена дополнительная установка двух блоков газоперерабатывающей электростанции (ГПЭС) в 2013 году. Таким образом, во исполнение Постановления Правительства РФ от 08.01.2009 № 7, ответчиком предпринимаются все зависящие от него меры, направленные на то, чтобы с 2012 года объем сжигаемого на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на Егурьяхском лицензионном участке, не превышал 5 % от объема, добытого на данном лицензионном участке попутного нефтяного газа. Учитывая изложенное, а также тот факт, что при утилизации попутного нефтяного газа со стороны общества отсутствуют нарушения условий лицензионного соглашения, требований технических проектов, а также природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, кроме того, обществом реализуется Программа мероприятий по утилизации (использованию) нефтяного (попутного) газа на 2010-2012 г.г., то у истца отсутствовали основания полагать, что к 2012 году ответчик не сможет обеспечить сжигание ПНГ в объеме, не превышающем 5 % от объема добытого ПНГ, а, следовательно, его обращение с данным иском является преждевременным и необоснованным. В соответствии с программой на 2011 году не предусмотрено 95 % утилизация газа, предусмотрено 52%. Осознавая то, что с 2012 года возникает обязанность, ответчик принимает все меры для достижения данного уровня. Представитель ответчика Логинов Э.Е. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что ответчик в 2011 году не выйдет на 95 %, но обществом потрачены средства для утилизации генерации газа. В планах увеличение модулей по вырабатыванию электроэнергии. В опережении графика они устанавливают модуль в 2011 году. Генерация газа возможна только в тех пределах, для которых необходима электроэнергия для промысла. Достичь более высокого уровня утилизации газа по данной схеме невозможно. В настоящее время выдано задание на проектирование и проектным институтом проводится работа в части строительства нефтегазопровода от ДНС-28 до ДНС-2 Ярославской группы месторождений. В результате данного проекта предусмотрено достичь 100% утилизации ПНГ. В феврале 2012 году планируется запуск газопровода на Радужнинский газоперерабатывающий комплекс в частности КС-3 и дальнейшая утилизация ПНГ. Уровень утилизации газа зависит от уровня извлекаемых запасов. Начато проектирование строительства газопровода. Представитель ответчика Аникина О.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме. Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре Зайцева С.П. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора, пояснила, что ответчик осуществляет деятельность по устранению нарушений, полагает, что общество придет к уровню утилизации газа в объеме 95%. Выслушав стороны, третье лицо, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. СТ ЗАО «ГОЛОИЛ» является владельцем лицензии ХМН 10467 HP от 19 июня 1997 года на геологическое изучение недр, поиск и добычу нефти и газа в пределах Егурьяхского лицензионного участка в Нижневартовском районе ХМАО - Югры (л.д. 46). В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О недрах» основной задачей государственной системы лицензирования является обеспечение экологических и других интересов населения, проживающих на данной территории, и всех граждан РФ. В соответствии с п. 15 Временных методических рекомендаций по оформлению лицензий на пользование участками недр для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (утверждены распоряжением МПР РФ от 15.11.2002г. № 459-р) дополнительными условиями, содержащимися в лицензии на пользование участками недр для целей разведки и добычи углеводородного сырья, могут являться условия утилизации попутного газа (при добыче нефти, конденсата). Согласно п. 8.1 Лицензионного соглашения о поиске и добыче нефти и газа в пределах Егурьяхского лицензионного участка, являющегося неотъемлемой частью лицензии, СТ ЗАО «ГОЛОЙЛ» осуществляет все работы при соблюдении законодательства Российской Федерации о недрах и охране окружающей среды. Согласно п. 17.2 дополнительного соглашения к указанной лицензии объем утилизации ПНГ определяется проектными документами на разработку месторождения. Также в указанном пункте предписано, что нижний предельный текущий уровень утилизации добываемого ПНГ устанавливается, начиная с 2011 года, в объеме не ниже 95 % (л.д. 50). В соответствии с п. 10 ст. 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-I На основании ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия и её неотъемлемые составные части содержат условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. В судебном заседании установлено, что ответчик является недропользователем. В пределах Егурьяхского лицензионного участка находятся Егурьяхское, Южно-Егурьяхское, Голевое и Восточно-Голевое месторождения нефти. В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Согласно ст. 35 Закона РФ «О недрах» основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом недра - это компонент природной среды, обеспечивающий в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на Земле. Согласно требований ст.ст. 7, 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Пункт 8.2 указанного Лицензионного соглашения предусматривает, что общество осуществляет разработку лицензионных участков согласно проектным документам, утвержденным ТКР (ЦКР) в установленном порядке. В соответствии с п. 17.2 Лицензионного соглашения объем утилизации попутного газа определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения. В подтверждение своих исковых требований истец указывает, что проектным документом ответчика является «Авторский надзор за реализацией проектного документа «Технологическая схема разработки Егурьяхского месторождения» (принят ТО ЦКР Роснедра по ХМАО 03.06.2008г., согласован Роснедра 04.08.2008г.), которым установлено, что использование растворенного газа в 2010 году и в последующие годы на данном месторождении должно осуществляться в объеме 95 %. Проектным документом «Авторский надзор за реализацией технологической схемы разработки Южно-Егурьяхского месторождения» (принят ЦКР Роснедра 09.12.2009г., согласован Роснедра 30.12.2009г.) предусмотрено, что использование растворенного газа в 2010 году при разработке Южно-Егурьяхского месторождения составляет 85%, в 2011 году и в последующие годы - в объеме 95%. В соответствии с проектным документом «Авторский надзор за реализацией технологической схемы разработки Голевого месторождения» (принят ЦКР Роснедра 09.12.2009г., согласован Роснедра 30.12.2009г.) использование растворенного газа в 2010 году на Голевом месторождении должно осуществляться полностью, в 2011 году и в последующие годы - в объеме 95%. Согласно проектного документа «Авторский надзор за реализацией технологической схемы разработки Восточно-Голевого месторождения» (принят ТО ЦКР Роснедра по ХМАО 31.10.2008г., согласован Роснедра 05.12.2008г.) уровень использования растворенного газа в 2010 году и в последующие годы при разработке данного месторождения должен составлять 95%. Ответчик оспаривает отнесение указанных Авторских надзоров за реализацией технологической схемы разработки месторождений к проектным документам, указывая, что проектными документами предприятия являются «Технологические схемы разработки месторождений», которые, в соответствии с «Методическими рекомендациями по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений», утвержденными приказом МПР РФ от 21.03.2007 №61, являются основным проектным технологическим документом, определяющим систему промышленной разработки месторождения на период его разбуривания основным эксплуатационным фондом скважин. При этом ответчик указывает, что в данных технологических схемах отсутствуют указания на использование растворенного газа в определенном процентном объеме. Однако, суд не принимает в качестве основания для отказа с иске названное утверждение ответчика, поскольку требование об утилизации ПНГ в 2011 году не ниже 95 % установлено в дополнительном соглашении в лицензии ответчика. Данное требование является обязательным для исполнения. Более того, пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, является административным правонарушением. Одними из задач законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрана окружающей среды. Доводы представителя ответчика о том, что истцом представлены несоответствующие действительно сведения об объеме фактически добытого в 2010 году ПНГ и объеме газа, сожженного на факельной установке, не влияет на исход дела, поскольку ответчик не оспаривал и согласился с фактом утилизации ПНГ в размере ниже 95%, установленных лицензией. Указание ответчика об объеме выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в пределах предельно допустимых выбросов, установленных Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 22.03.2010 № 14-10, выданном СТ ЗАО «ГОЛОЙЛ» Северо-Уральским управлением Ростехнадзора, суд также не принимает в внимание, поскольку это не относится к существу спора о нарушении ответчиком требований о соблюдении условий лицензии, действующего законодательства об условиях недропользования в части надлежащей утилизации ПНГ. Кроме того, несоблюдение установленных лицензией требований, не соответствует разработанным в РФ программам и стратегиям защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, стремления РФ в преодолении наиболее острых экологических проблем, идет в разрез с основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха и основными принципами государственной политики РФ в области сохранения благоприятной окружающей среды, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Суд также считает необходимым указать о приведенных истцом данных о деятельности ответчика в части рассматриваемого спора, а именно следующее. Фактически за 12 месяцев 2010 года уровень утилизации попутного нефтяного газа по Егурьяхскому месторождению составил 46,1 %; по Южно-Егурьяхскому месторождению - 51,1 %;по Голевому месторождению -50,3%; по Восточно-Голевому месторождению - 48,8 %. Средний уровень утилизации попутного нефтяного газа по лицензионному участку составил 47,4 %. Всего за 2010 год на Егурьяхском лицензионном участке предприятием добыто 23,903 млн. м3 попутного нефтяного газа (далее - ПНГ). При этом, неиспользуемый попутный нефтяной газ в объеме 12,58 млн м3 сожжен предприятием на факельных установках. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г. № 1663-р «Об основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012г.», закреплено достижение уровня утилизации попутного газа до 95 процентов, а также отмечено, что одним из приоритетов является создание условий для утилизации попутного газа, доведение уровня его полезного использования до 95 процентов. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 08.01.2009г. №7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» предусмотрено, что целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы должен составлять не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа. Согласно п. 4.5 Постановления Правительства ХМАО-Югры от 12.11.2007г. № 270-п «Об исполнении плана мероприятий I этапа (2005-2006 годы) и утверждения плана мероприятий II этапа (2007-2010 годы) программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» на 2005-2010 годы» одним из положений преодоления наиболее острых экологических проблем является доведение уровня утилизации (использования) нефтяного попутного газа до 95%. Пунктом 4 раздела VI Энергетической стратегии России на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 г. №1715-р) отмечено, что одной из стратегических задач нефтяного комплекса является максимально полная утилизация и сбережение ресурсов попутного нефтяного газа. Стратегия предусматривает, что уже к окончанию первого этапа ее реализации будет эффективно использоваться 95 процентов извлекаемого попутного нефтяного газа, в том числе путем переработки на газоперерабатывающих заводах с разделением газа на этан, пропан и бутан, а при технологической необходимости - и на изомеры бутана. Ненадлежащая утилизация попутного нефтяного газа свидетельствует о непринятии ответчиком мер по достижению максимального уровня использования ПНГ, нарушении требований проектных документов на разработку Егурьяхского, Южно-Егурьяхского, Голевого и Восточно-Голевого месторождений нефти и невыполнении условий лицензии на право пользования недрами ХМН 10467 HP, как следствие - нерациональном использовании недр, что противоречит государственной политике Российской Федерации в сфере рационального использования природных ресурсов. По информации Департамента по недропользованию ХМАО-Югры попутный нефтяной газ - смесь углеводородных и неуглеводородных газов и паров, находящихся как в свободном, так и в растворенном состоянии, выделяющихся из сырой нефти в процессе ее добычи. Сжигание попутного нефтяного газа - серьезная экологическая проблема как для самих нефтедобывающих регионов, так и для глобальной окружающей среды. При сжигании ПНГ происходит тепловое загрязнение окружающей среды, в атмосферу поступают такие продукты сгорания ПНГ как окись азота, сернистый ангидрид, окись углерода и различные несгоревшие углеводороды. Это приводит к увеличению заболеваемости раком легких, бронхитов, поражением печени и желудочно-кишечного тракта, нервной системы, зрения. Вместе с тем, ПНГ является важным сырьем для энергетики и химической промышленности. Содержащиеся в ПНГ метан и этан используются для производства пластических масс и каучука, а более тяжелые элементы служат сырьем для производства ароматических углеводородов, высокооктановых топливных присадок и сжиженных углеводородных газов, в частности, сжиженного пропан-бутана технического (СПБТ). Кроме того, экономически оправданным является использование ПНГ для выработки электроэнергии. Согласно данных Департамента экологии ХМАО-Югры ежегодно в России в результате сжигания ПНГ в атмосферу попадает более миллиона тонн загрязняющих веществ, в том числе целый спектр канцерогенных и особо токсичных продуктов: углеводороды, диоксиды оксиды серы, тяжелые металлы, сероводород, меркаптаны, формальдегид, сажа. Происходят значительные потери ценного химического сырья: этана, пропана, бутана, гелия. Кроме того, факелы потребляют огромное количество кислорода, тепловым излучением разрушают почвенно-растительный покров, загрязняют продуктами неполного сгорания углеводородов, окисью углерода, азота и другими вредными веществами растительность и почву, а также увеличивают парниковый эффект. Действующие факелы являются источником пожарной опасности. В их окрестности увеличивается масса погибшей, высохшей растительности и поэтому систематически возникают лесные пожары, охватывающие площади в десятки гектаров, при которых погибают животные, птицы, насекомые. На территории ХМАО-Югры выявлено свыше 570 гектаров нарушенных земель в местах сжигания ПНГ. Статистические данные по автономному округу свидетельствуют, что заболеваемость населения по многим классам болезней выше общероссийских показателей и данных по Западно-Сибирскому району в целом (особенно по болезням органов дыхания). По ряду заболеваний (новообразования, болезни нервной системы и др.) наблюдается тенденция к росту. Очень опасны воздействия, последствия которых выявляются не сразу. Таковыми являются влияние загрязняющих веществ на способность людей к зачатию и вынашиванию детей, развитие наследственных патологий, ослабление иммунной системы. Поступающие в окружающую среду продукты сгорания попутного нефтяного газа представляют собой потенциальную угрозу нормальному функционированию человеческого организма на физиологическом уровне. Вместе с тем, СТ ЗАО «ГОЛОЙЛ» незаконно сожжено на факелах 11,571 млн м3 попутного нефтяного газа (ПНГ), добытого на Егурьяхском лицензионном участке. Утилизация ПНГ в неполном объеме СТ ЗАО «ГОЛОЙЛ» в ХМАО-Югре влечет за собой увеличение выбросов в атмосферный воздух. Увеличивается объем сжигаемого на факелах попутного газа, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха и иных компонентов окружающей среды, создает угрозу негативного воздействия на животный мир и население Нижневартовского района ХМАО-Югры. Согласно информации, представленной СТ ЗАО «ГОЛОЙЛ», в результате сжигания неиспользуемого попутного нефтяного газа на факелах происходит выброс в атмосферу таких загрязняющих веществ, как азота диоксид, азота оксид, сажа, углерода оксид, смесь предельных углеводородов, бенза-пирен. Всего в 2010г. в результате сжигания ПНГ на факелах, расположенных Егурьяхском лицензионном участке, в атмосферу выброшено 2714,99 т. загрязняющих веществ. Согласно ст.1 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды. На основании ст. 4 данного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности является атмосферный воздух и недра. В соответствии со ст. З ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды, обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Согласно ст. З Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основании принципов: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной или иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. В силу ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. В части 1 ст. 9 Конституции РФ зафиксировано, что природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства. В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации еще 26.04.2007г. Президент РФ Путин В.В. отметил, что в России на нефтяных промыслах сжигается, по самым минимальным оценкам более 20 млрд. м3 попутного газа в год. Необходимо незамедлительно создать соответствующую систему учета, увеличить экологические штрафы, а также ужесточить лицензионные требования к недропользователям. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 16.11.2009г. Президент РФ Медведев Д.А. сжигание попутного нефтяного газа назвал «Вопиющим фактом, примером неэффективного использования энергоресурсов». Президент подчеркнул, что в результате таких действий «загрязняется окружающая среда, и десятки миллиардов рублей превращаются в дым». В Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 10.04.2007г. № 110-рп) отмечено, что наибольшую опасность в экологическом плане представляет сжигание попутного нефтяного газа на факелах, которые потребляют кислород и загрязняют атмосферу оксидами азота и серы, оксидами углерода, а также продуктами неполного сгорания углеводородов, которые в свою очередь взаимодействуют с атмосферной влагой, трансформируются под влиянием солнечной радиации и выпадают на поверхность суши, формируя поля локальных и региональных загрязнений. Отрицательное воздействие факелов проявляется также в загрязнении почв и водных объектов (поступление загрязняющих веществ с водосборных площадей). За последние пять лет наблюдается негативная тенденция снижения коэффициента утилизации попутного нефтяного газа. Это связано, прежде всего, с невыполнением лицензионных соглашений в части утверждаемых уровней утилизации попутного нефтяного газа для большинства вновь осваиваемых нефтяных месторождений. Показатели улавливания и обезвреживания вредных веществ Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - самые низкие в Российской Федерации и УрФО, в первую очередь в связи с неудовлетворительной утилизацией попутного нефтяного газа. Перечисленные выше нарушения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Нижневартовского района ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В соответствии со ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Согласно ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В соответствии со ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений. В соответствии с обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 года дела по заявлениям прокуроров о приостановлении деятельности предприятия, его структурного подразделения, за совершение ими экологических правонарушений, не носят экономического характера и подведомственны судам общей юрисдикции. Как установлено в судебном заседании требования истца являются ясными, законными и исполнимыми. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Сибирско-Техасскому закрытому акционерному обществу «Голойл» об обязании обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа удовлетворить полностью. Обязать Сибирско-Техасское закрытое акционерное общество «Голойл» до 1 января 2012 г. обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого на Егурьяхском лицензионном участке, расположенным в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденными и согласованными в установленном порядке проектными документами на разработку Егурьяхского, Южно-Егурьяхского, Голевого и Восточно-Голевого нефтяных месторождений. Запретить Сибирско-Техасскому закрытому акционерному обществу «Голойл» с 1 января 2012 г. сжигание на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на Егурьяхском лицензионном участке, свыше 5 % от объема добытого на данном лицензионном участке попутного нефтяного газа. Взыскать с Сибирско-Техасского закрытого акционерного общества «Голойл» госпошлину в доход местного бюджета в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано либо принесено представление в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней через Нижневартовский районный суд. Председательствующий:
«О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией. Аналогичные требования закреплены в п. 3 Правил охраны недр (утверждены Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003г. № 71). Кроме того, указанной статьей закона «О недрах» недропользователю предписывается соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.