о возложении обязанности по рекультивации шламового амбара



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 февраля 2012 года                                                         г. Нижневартовск

Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Пазникова В.М.,

при секретаре Чуприна Ю.А.,

с участием прокурора Шелест Е.Н.,

представителя ответчика Сибирско-Техасского закрытого акционерного общества «ГОЛОЙЛ» Закировой Л.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижневартовского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Сибирско-Техасскому закрытому акционерному обществу «ГОЛОЙЛ» (далее - СТ ЗАО «ГОЛОЙЛ») о возложении обязанности по рекультивации шламового амбара,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нижневартовского района, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что проведенной прокуратурой проверкой установлено наличие не рекультивированного шламового амбара, общей площадью 0,22 га, образованного в 2007 году вблизи кустовой площадки № 4 Егурьяхского месторождения нефти Нижневартовского района, расположенного на территории лицензионного участка СТ ЗАО «ГОЛОЙЛ». Непроведение своевременной рекультивации земельного участка, нарушенного в результате сбора и хранения бурового шлама, создает возможность поступления нефтесодержащей жидкости в сопредельные среды и на сопредельные территории, что является нарушением ряда норм природоохранного законодательства в части надлежащего выполнения утвержденных технологий и требований в области охраны окружающей среды и восстановления природной среды, то есть напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит обязать ответчика произвести техническую, биологическую рекультивацию, в соответствии с утвержденным проектом рекультивации, земельного участка площадью 0,22 га, нарушенного в результате сбора и хранения бурового шлама, расположенном вблизи кустовой площадки № 4 Егурьяхского месторождения нефти Нижневартовского района и сдать указанный земельный участок государственной комиссии в срок до 20 декабря 2015 года.

В судебном заседании помощник прокурора Нижневартовского района Шелест Е.Н. на удовлетворении иска настаивал, дал пояснения аналогичные описательной части решения, дополнив, что действующий на момент подачи иска договор аренды лесного участка, на котором расположен шламовый амбар, прекращал свое действие, ответчик, как арендатор, имел право на пролонгацию договора при условии выполнения в полном объеме условий предыдущего договора, а по условиям договора арендатор должен был осуществить рекультивацию шламового амбара. Кроме того, в настоящее время шламовый амбар не используется, поскольку он создан для сбора бурового шлама, образуемого при бурении и в нем запрещено размещение иных отходов. На день рассмотрения дела в суде у прокуратуры отсутствуют факты нарушения ответчиком экологического законодательства при эксплуатации данного шламового амбара.

Представитель ответчика Закирова Л.Х. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что в настоящее ответчиком не нарушаются никакие права при использовании шламового амбара. По технологии производства предусмотрено использование ответчиком шламового амбара в процессе бурения, которое в настоящее время на кустовой площадке № 4 Егурьяхского месторождения не закончено, в связи с чем ответчиком и использовано право на пролонгацию договоров аренды лесных участков. Кроме того, проектом рекультивации земель предусмотрено, что рекультивация должна быть произведена по окончанию срока долгосрочных договоров аренды, то есть в 2021, 2022 годах. Ответчик своевременно и в полном объеме вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также арендную плату. Просила отказать в удовлетворении иска.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель.

В соответствии со ст. 51 указанного закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статья 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, необходимо соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Также в ст. 12 данного закона указано, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. При этом собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что вблизи кустовой площадки 4 Егурьяхского месторождения нефти Нижневартовского района, расположенной на территории лицензионного участка СТ ЗАО «ГОЛОЙЛ», имеется не рекультивированный шламовый амбар, общей площадью 0,22 га, образованный в 2007 году.

Согласно положительному экспертному заключению (№ в Реестре ) от ДД.ММ.ГГГГ по объекту «Обустройство Егурьяхского лицензионного участка. Куст скважин № 4 Егурьяхского Месторождения. Корректировка» проектной документацией предусматривается расширение куста скважин № 4 на пять скважин, обустройство которого было выполнено ранее по заказу . Расширение выполнено в связи с увеличением фонда скважин, при этом для сбора шлама и жидких отходов при бурении и освоении скважины расширения на кустовой площадке предусмотрен шламовый амбар. На кустовой площадке № 4 расширением предусмотрены переобвязка четырех существующих скважин и разбуривание одной дополнительной скважины. Для сбора шлама и жидких отходов, образующихся при бурении и освоении скважины предусмотрен шламовый амбар. Также в заключении указано, что рекультивация шламового амбара должна быть выполнена в соответствии с регламентом «Системы сбора и ликвидации отходов бурения при строительстве скважин на севере Тюменской области» (заключение № от 28 апреля 2005 года, утвержденное приказом Ростехнадзора ХМАО-Югры № от ДД.ММ.ГГГГ).

Суду представлена лицензия, выданная ответчику, на право пользования недрами , срок окончания которой 2022 год.

Нахождение шламового амбара на лицензионном участке СТ ЗАО «ГОЛОЙЛ» сторонами не оспаривалось, подтверждено материалами дела.

Из обзорной схемы границ отвода лесного участка относительно расширения кустовой площадки № 4 Егурьяхского лицензионного участка СТ ЗАО «ГОЛОЙЛ» следует, что шламовый амбар расположен в границах двух арендованных лесных участков.

Суду представлены договоры аренды лесного участка, на территории которого находится шламовый амбар, заключенные между Департаментом лесного хозяйства ХМАО-Югры и СТ ЗАО «ГОЛОЙЛ»: от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, договор пролонгирован путем заключения нового договора по тому же предмету от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до 2022 года; от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

По условиям краткосрочных договоров СТ ЗАО «ГОЛОЙЛ» как арендатор обязан осуществить рекультивацию земель на арендованном лесном участке в соответствии с Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденном ДД.ММ.ГГГГ приказами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству .

Согласно условиям долгосрочных договоров ответчик как арендатор обязан на основании ч. 6 ст. 21 Лесного кодекса РФ осуществить рекультивацию земель на используемом участке в установленном порядке, а в случае прекращения действия договора аренды, в том числе при досрочном его расторжении, передать лесной участок Арендодателю по акту приема-передачи рекультивированных земель в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования.

Часть 6 ст. 21 Лесного кодекса РФ предписывает, что земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.

Определяют общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для исполнения всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами вышеназванные Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные 22 декабря 1995 года приказами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ № 525 и комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству № 67.

Согласно п. 6 Основных положений о рекультивации земель условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Ответчиком представлен суду Проект рекультивации земель (снятия, сохранении и рационального использования плодородного слоя почвы) (земельных участков) лесного фонда по объекту «Обустройство Ерурьяхского лицензионного участка. Кустовая площадка № 4. Расширение», 2007 года. В соответствии с проектом объект «Расширение кустовой площадки № 4» находится в долгосрочной аренде до 2022 года, согласно основных проектных решений Проекта на землях долгосрочной аренды на основании ГОСТ 17.5.1.02-85, ориентировочно принимается природоохранное, лесохозяйственное направление рекультивации (по окончанию срока эксплуатации рассматриваемых объектов, исходя из складывающихся на тот момент обстоятельств направление рекультивации может быть изменено в установленном законом порядке). Согласно условиям технического этапа рекультивации на землях долгосрочной аренды она проводится после демонтажа производственных конструкций. Согласно ч. 5 определить точные даты начала и окончания конкретных видов работ по участкам ввиду отсутствия точного прогноза гидротермических условий не представляется возможным.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации после окончания эксплуатации данных объектов.

У ответчика имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности, среди прочего, и на размещение шлама бурового.

Не оспаривался сторонами и тот факт, что ответчик регулярно вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствие с действующим законодательством.

Как указано выше, сроки действия договоров аренды лесного участка как и срок действия лицензии не окончены, доказательств окончания процесса бурения не представлено, более того, как указано в вышеназванном положительном экспертном заключении (№ в Реестре ) от 11 августа 2010 года на кустовой площадке № 4 Егурьяхского месторождения расширением предусмотрены переобвязка четырех существующих скважин и разбуривание одной дополнительной скважины, при этом для сбора шлама и жидких отходов, образующихся при бурении и освоении скважины предусмотрен шламовый амбар.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Заявляя исковые требования о возложении на ответчика обязанности по рекультивации земельного участка, нарушенного в результате сбора и хранения бурового шлама, истец не представил суду доказательств, что не проведение его рекультивации до прекращения работ по бурению и освоению скважин нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, либо создает угрозу нарушения.

Между тем, судом установлено, что на размещение отходов, ответчик имеет разрешение. Предусмотренный для сбора шлама и жидких отходов при бурении и освоении скважин на кустовой площадке шламовый амбар размещен в соответствии с установленными правилами. Шламовый амбар размещен в соответствии с заключением государственной экологической экспертизы. Лесные (земельные) участки, на которых находится скважина, в результате бурения и освоения которой образуется буровой шлам, находится в аренде у ответчика на срок 2022 года. Размещение отходов при добыче нефти и газа (бурового шлама) ответчик осуществляет на основании выданной ему лицензии действующей до 2015 года включительно. За размещение бурового шлама ответчик вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду. Ответчик имеет утвержденный проект рекультивации земель, который предусматривает проведение рекультивации шламового амбара после завершения работ по бурению и освоению скважин. В связи с чем установленная законодательством обязанность провести контроль за состоянием земельного участка и воздействием на окружающую среду, и обязанность проведения работ по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в настоящее время у ответчика не возникла.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что до окончания работ по бурению и освоению скважин на кустовой площадке права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации нельзя считать нарушенными, в связи с чем требования прокурора о возложении на ответчика обязанности рекультивации земельного участка, площадью 0,22 га, нарушенного в результате сбора и хранения бурового шлама, расположенном вблизи кустовой площадки № 4 Егурьяхского месторождения нефти Нижневартовского района и сдать указанный земельный участок государственной комиссии в срок до 20 декабря 2015 года удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд

     Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований прокурора Нижневартовского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Сибирско-Техасскому закрытому акционерному обществу «ГОЛОЙЛ» о возложении обязанности произвести техническую, биологическую рекультивацию, в соответствии с утвержденным проектом рекультивации, земельного участка площадью 0,22 га, нарушенного в результате сбора и хранения бурового шлама, расположенном вблизи кустовой площадки № 4 Егурьяхского месторождения нефти Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и сдать указанный земельный участок государственной комиссии в срок до 20 декабря 2015 года отказать.

На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижневартовский районный суд.

Председательствующий