Об оспаривании действий (бездействий) органа государственной власти



Дело         

                                                 Р Е Ш Е Н И Е

                                     Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                             г. Нижневартовск

Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Пересыпкина А.Г.,

при секретаре Медведевой С.А.,

с участием заявительницы Нестеровой О.А.,

представителя заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры ФИО4, представившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нестеровой О.А. об оспаривании действий (бездействий) органа государственной власти, заинтересованное лицо Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры,

                                                 У С Т А Н О В И Л :

Нестерова О.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действия и бездействия органа государственной власти, Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Нижневартовского района с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858. 24 марта 2010 года администрация Нижневартовского района уведомила ее о том, что она включена в список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Нижневартовскому району. Однако, ДД.ММ.ГГГГ администрация Нижневартовского района уведомила ее о том, что ей отказано в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, ввиду внесения изменений в законодательные и нормативные правовые акты округа. Считает отказ Департамента незаконным, поскольку согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В соответствии с Законом ХМАО-Югры № 116-оз от 24 ноября 2006 года «О программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-мансийского автономного округа-Югры» на 2008-2011 годы», предусматривалось обеспечение доступным жильем молодых специалистов и молодых семей, проживающих в сельской местности. Данный закон утратил силу с 1 января 2011 года. указанный Закон был принят в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 года № 858, которой предусматривается реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, на условиях софинансирования. В целях реализации на территории ХМАО-Югры указанной целевой программы принято Постановление № 206-п от 24 августа 2007 года «О предоставлении средств государственной поддержки из бюджета автономного округа на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности», которое утратило силу с 1 января 2011 года. Считает, что утверждение правительством ХМАО-Югры новой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие агропромышленного комплекса ХМАО-Югры в 2011-2013 года», вступившей в силу с 1 января 2011 года, которой предусмотрено мероприятие по предоставлению субсидий на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, работающих или изъявивших желание работать в организациях агропромышленного комплекса, не может служить основанием для отказа в предоставлении ей социальной выплаты рамках ранее действующей программы. Просит признать незаконными действия Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по отказу в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», признать незаконным бездействие Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в невыполнении обязанности по включению ее семьи в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках реализации целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год, обязать Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включить ее семью в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат - получателей социальных выплат в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год.

Заявитель Нестерова О.А. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные описательной части решения, подтвердила, что об отказе в предоставлении социальной выплаты узнала ДД.ММ.ГГГГ, каких либо затруднений, препятствий или других причин, не позволивших обратиться в суд с заявленными требованиями в течение трех месяцев после получения ответа не имелось. Ранее в суд не обратилась, поскольку не знала о такой возможности.

Представитель заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры ФИО4 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился и заявил ходатайство о пропуске заявительницей срока исковой давности.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований, в связи с пропуском срока исковой давности.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статьей 256 ГПК РФ установлено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Судом установлено, что об отказе Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры в предоставлении социальной выплаты заявителю стало известно ДД.ММ.ГГГГ, данный факт подтвержден письмом Департамента и самим заявителем в судебном заседании.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда РФ, содержащихся в Постановление от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Таким образом, поскольку со дня, когда заявителю стало известно о нарушении её прав прошло более трех месяцев, предусмотренных законом для обжалования, а других доводов и доказательств заявителем не представлено, суд отказывает в удовлетворении заявления по основаниям пропуска срока обращения с заявлением в суд.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 197, 254-256 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Нестеровой О.А. об оспаривании действий (бездействий) органа государственной власти, заинтересованное лицо Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней после вынесения решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: