РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2010 года г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа в составе:
председательствующего судьи Назарука М.В.,
при секретаре Гариной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4711/10 по иску прокурора Нижневартовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Нижневартовского района, МУП «Сельское жилищно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности по приобретению и установке резервных источников питания,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижневартовского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «Сельское жилищно-коммунальное хозяйство», администрации Нижневартовского района о возложении обязанности по приобретению и установке резервных источников питания. В обоснование требований указал, что прокуратурой Нижневартовского района проведена проверка соблюдения требований законодательства МУП «СЖКХ» в сфере работы энергетических и жилищно-коммунальных организаций, обеспечивающих энерго-, тепло-, газо- и водоснабжение объектов жилищного фонда и промышленных предприятий. В ходе проверки установлено, что на объекте жизнеобеспечения ВОК «Импульс», скважина забора воды в деревне Вата Нижневартовского района, отсутствуют автономные (резервные) источники электроснабжения. Указанный объект жизнеобеспечения закреплен за МУП «СЖКХ», обязанность по приобретению дизельной электростанции должны быть осуществлена за счет Администрации Нижневартовского района. Просит обязать администрацию Нижневартовского района приобрести для установки на ВОК «Импульс», скважина забора воды в деревне Вата Нижневартовского района дизельную электростанцию (ДЭС-100) с установленной мощностью 100 кВт, обязать МУП «СЖКХ» установить и ввести в эксплуатацию ДЭС-100 мощностью 100 кВт на ВОК «Импульс», скважина забора воды в деревне Вата Нижневартовского района.
Помощник прокурора Нижневартовского района Шелест Е.Н. в судебном заседании на требованиях настаивал, согласился с предоставлением отсрочки исполнения решения суда до 01.06.2010 г.
Представитель ответчика МУП «СЖКХ» по доверенности Денисов С.П. в судебном заседании признал исковые требования. Последствия признания иска судом представителю ответчика разъяснены, заявление приобщено к материалам дела. Пояснил, что если администрация Нижневартовского района приобретет ДЭС-100, МУП «СЖКХ» ее установит в течение месяца, полагает, что приобрести резервный источник питания должна именно администрация Нижневартовского района. Признал, что в качестве резервного источника питания необходима дизельная электростанция с установленной мощностью 100 кВт.
Представитель ответчика администрации Нижневартовского района по доверенности Михеев И.В. в судебном заседании против требований возражал, пояснил, что администрация Нижневартовского района является ненадлежащим ответчиком, приобрести резервный источник питания должен потребитель электроэнергии - МУП «СЖКХ». Пояснял, что администрацией Нижневартовского района до 2015 года запланировано установить спорный резервный источник питания в д.Вата. В связи с необходимостью проведения конкурса на приобретение такого источника питания, его доставки, в случае удовлетворения требований просил предоставить отсрочку исполнения решения суда. Признал, что в качестве резервного источника питания для ВОК «Импульс» - объекта второй категории надежности необходима именно дизельная электростанция с установленной мощностью 100 кВт.
В судебном заседании были оглашены показания специалиста ФИО5, которая в судебном заседании 14.09.2010 года пояснила, что работает ... МУП «СЖКХ», в настоящее время на ВОК «Импульс», скважинах забора воды в деревне Вата Нижневартовского района, отсутствует резервный источник питания, который обязательно должен иметься, в качестве такого источника необходима дизельная электростанция с мощностью не менее 100 кВт (ДЭС-100).
Суд, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему:
В судебном заседании установлено, признано сторонами, подтверждается объяснениями специалиста, материалами дела, в т.ч. паспортами водозаборных скважин, постановлением главы Нижневартовского района, ответом МУП «СЖКХ», что на водозаборных скважинах в деревне Вата Нижневартовского района, используемых для водоснабжения населения деревни, установлен водоочистной комплекс «Импульс» (далее - ВОК «Импульс»), энергоснабжение которого осуществляется с КТПН «Курья». Источник резервного питания указанного ВОК «Импульс» отсутствует.
Согласно Федеральному закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 г., действие закона распространяется на отношения, возникающие в т.ч. в процессе деятельности органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст.11). Организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст.14). Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются в т.ч. органами местного самоуправления (ст.25).
В соответствии с нормами Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530) резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае если договором энергоснабжения или иным договором предусмотрены обязательства гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии и оперативно-диспетчерским управлением, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) несет ответственность перед потребителями за неисполнение (ненадлежащее исполнение) соответствующих обязательств по указанному договору, в том числе за действия (бездействие) третьих лиц, на которых было возложено их исполнение. Лицо, владеющее энергопринимающим устройством (энергетической установкой), либо лицо, назначенное уполномоченным органом местного самоуправления для управления бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства до перехода к нему права собственности на указанные объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке, отвечает за надежность обеспечения потребителей электрической энергией и ее качество в пределах своих границ эксплуатационной ответственности, определенных в соответствующем договоре. В случае если границы эксплуатационной ответственности не определены, указанные лица отвечают за надежность снабжения потребителей электрической энергией и ее качество в пределах своих границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства (п.113, 114). Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя (п.197).
Согласно Приложению № 6 к указанным Правилам, объекты водоснабжения внесены в Перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается.
В соответствии с Правилами устройства электроустановок (утв. Приказом Минэнерго России от 8 июля 2002 г. № 204) в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории, электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей (п.1.2.18.). Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (п.1.2.20.).
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 23.05. 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Следовательно, в судебном заседании установлено, признано сторонами, подтверждено материалами дела, в т.ч. расчетом рабочей мощности, объяснениями специалиста, что вышеуказанный ВОК «Импульс» является электроприемником второй категории надежности, должен обеспечиваться электроэнергией от резервного источника питания, который в настоящее время отсутствует. В качестве такого резервного источника питания необходима дизельная электростанция (ДЭС-100) с установленной мощностью 100 кВт. Спор возник относительно то, кто должен приобрести такую электростанцию.
В судебном заседании установлено, признано сторонами, подтверждено материалами дела, в т.ч. уставом, договором о закреплении муниципального имущества, выпиской из реестра, что указанный ВОК «Импульс» включен в реестр муниципальной собственности Нижневартовского района и передан в хозяйственное ведение МУП «СЖКХ». МУП «СЖКХ» создано учредителем - Комитетом по управлению имуществом МО Нижневартовский район в целях удовлетворения общественных потребностей в услугах жилищно-коммунального хозяйства, для чего осуществляет эксплуатацию, обслуживание и ремонт систем водоснабжения. Имущество МУП «СЖКХ» находится в собственности МО Нижневартовский район.
Согласно ст.ст.12, 130-132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают вопросы местного значения.
Согласно ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. При этом, от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Следовательно, в силу императивных требований вышеуказанных нормативно-правовых актов обязанность по приобретению спорного резервного источника питания лежит именно на администрации Нижневартовского района, как на органе соответствующего муниципального образования и собственнике энергопринимающего устройства - ВОК «Импульс». МУП «СЖКХ» осуществляет лишь эксплуатацию, обслуживание и ремонт систем водоснабжения, находящихся в собственности МО Нижневартовский район.
Довод представителя администрации Нижневартовского района о том, что на МУП «СЖКХ» как на потребителе электроэнергии лежит обязанность по приобретению ДЭС-100, суд находит несостоятельным, т.к. в силу ст. 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» потребители электрической энергии - это лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Как установлено, приобретение спорного резервного источника питания необходимо не для собственных бытовых и (или) производственных нужд МУП «СЖКХ», а для обеспечения бесперебойного водоснабжения населения деревни. Сам по себе факт создания МУП «СЖКХ» не снимает с администрации Нижневартовского района установленной законом обязанности по организации электроснабжения поселения, участия в предупреждении последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Кроме того, суд принимает признание иска ответчиком МУП «СЖКХ», поскольку оно не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом интересы других лиц.
При таких обстоятельствах, требования прокурора являются законными и обоснованными.
В соответствии со ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, вправе отсрочить исполнение решения суда.
В судебном заседании было установлено, признано сторонами, никем не опровергнуто, что в связи с особенностями бюджетного процесса, удаленностью населенного пункта, необходимостью доставки и установки резервного источника питания, разумным и достаточным сроком для приобретения резервного источника питания является срок до 01 июня 2011 года. Лишь после приобретения такого источника питания МУП «СЖКХ» получит возможность его установить, разумным и достаточным сроком для установки и введения в эксплуатацию (без учета времени перевозки) ДЭС-100 является 1 месяц.
При таких обстоятельствах суд полагает, что в целях исполнимости настоящего судебного решения администрации Нижневартовского района может быть предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 01 июня 2011 года; в течение 60 дней со дня приобретения администрацией Нижневартовского района дизельной электростанции, МУП «СЖКХ» обязано установить и ввести ее в эксплуатацию.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Нижневартовского района приобрести для установки на ВОК «Импульс», скважина забора воды в деревне Вата Нижневартовского района, дизельную электростанцию (ДЭС-100) с установленной мощностью 100 кВт.
Предоставить администрации Нижневартовского района отсрочку исполнения настоящего решения суда сроком до 01 июня 2011 года.
Обязать МУП «Сельское жилищно-коммунальное хозяйство» установить и ввести в эксплуатацию дизельную электростанцию (ДЭС-100) мощностью 100 кВт на ВОК «Импульс», скважина забора воды в деревне Вата Нижневартовского района, в течение 60 дней со дня приобретения администрацией Нижневартовского района такой дизельной электростанции.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа в течение 10 дней, через Нижневартовский городской суд.
Судья М.В. Назарук
Копия верна:
Судья М.В. Назарук