о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ (отказано - необоснованность требований)



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2011 года г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Грищенко В.В.,

при секретаре Кучеренко С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-430/10 по иску Игнатенко ... к ООО ПКФ «Стор» о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Игнатенко Д.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указывая, что 13.08.2008 г. заключил с ПЖНК «Молодежный жилищный комплекс» договор № о приобретения жилого помещения посредством системы накопления, согласно которому истец финансирует с использованием заемных средств строительство квартиры № в жилом доме, расположенном по строительному адресу: ..., а ПЖНК «МЖК» осуществляет финансирование строительства и передает в собственность истцу указанную квартиру. 05.05.2010года, сторонами вышеуказанного договора было заключено дополнительное соглашение на приобретение двухкомнатной квартиры № в указанном доме. 24.07.2008 г. между ПЖНК «МЖК» и ответчиком заключен договор № инвестирования строительства, согласно которому срок окончания строительства жилого дома и введения в эксплуатацию установлен до 30 сентября 2009 года. 11.11.2008года истцом был полностью внесен пай за однокомнатную квартиру в размере 1985920рублей, из них 579920рублей за счет личных денежных средств, а 1406000рублей заемных по договору кредита. 05.05.2010года истцом во исполнение дополнительного соглашения о приобретении двухкомнатной квартиры были внесены 273670рублей.

Считает, что право собственности на квартиру № принадлежало истцу с 11.11.2008 года до 05.05.2010года, а с 05.05.2010 года у него возникло новое право на квартиру .... В срок, установленный договором, строительство жилого дома не закончено.

Поскольку по договору уступки прав по договору №, заключенному 26.10.2010года истцом с ПЖНК «Молодежный жилищный комплекс», он принял право требования к ответчику, последний за нарушение установленных сроков выполнения работ обязан уплатить истцу неустойку за период задержки с 01.10.2009 г. по 02.11.2010 г. в размере 25078757 рублей. Поскольку размер неустойки не может превышать общую сумму работ, сумма требуемой неустойки составляет 2259590рублей. Просит взыскать с ответчика неустойку за нарушение сроков выполнения работ по строительству квартиры в размере 2259590 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами 171772 рублей, в счет компенсации морального вреда 10000рублей.

В судебном заседании истец Игнатенко Д.В. на требованиях настаивал.

В судебном заседании представитель ответчика ООО ПКФ «Стор» по доверенности Валетов В.К., требования истца не признал. Просит суд отказать последнему в удовлетворении иска, в связи с отсутствием правоотношений сторон и оснований для удовлетворения.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора, ПЖНК «Молодежный жилищный комплекс» Пушкаренко Д.В., привлеченный судом к участию в деле, в судебном заседании иск поддержал. Суду пояснил, что истец полностью оплатил пай. Ответчик нарушил сроки строительства и передачи объекта, в связи с чем ПЖНК «Молодежный жилищный комплекс» уступило истцу свое право требования к ответчику.

При определении характера спорных правоотношений и нормы, подлежащей применению при разрешении иска, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договору участия в долевом

- 2 -

строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Данный Федеральный закон к участникам долевого строительства относит граждан, чьи денежные средства привлекаются для долевого строительства многоквартирных домов, которые при заключении соответствующего договора имеют намерение заказать или приобрести либо оказывают, приобретают товар (квартиру) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу п. 9 ст. 4 указанного Федерального закона, к отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином - участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в части, не урегулированной эти Федеральным законом, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

По смыслу Закона РФ «О защите прав потребителей», регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), а также определяет механизм реализации этих прав.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, что 24 июля 2008 года между ПЖНК «Молодежный жилищный комплекс» (Инвестор) и ООО ПКФ «Стор» (Заказчик-Застройщик) был заключен договор № инвестирования строительства, в соответствии с которым Инвестор передает Заказчику-Застройщику инвестиции (денежные средства), а Заказчик-Застройщик, за соответствующее вознаграждение, обязуется в соответствии с проектной (технической) документацией осуществить их вложение в строительство объекта недвижимости и, в последующем, передать его в собственность Инвестору в срок, установленный договором. Согласно условий п.1.1 договора, под объектом недвижимости понимается «Многоэтажный жилой комплекс в квартале «<адрес>» Условиями п.3.2.6 договора установлено право Инвестора после внесения 100% инвестиций, предусмотренных настоящим договором, уступить права и обязанности по настоящему договору третьему лицу, без письменного согласия Заказчика-Застройщика. Срок окончания строительства жилого дома и введение в эксплуатацию сторонами договора установлен до 30 сентября 2009 года. (л.д.21-23).

Как видно из материалов дела, 13.08.2008 г. между истцом(пайщик) и ПЖНК «Молодежный жилищный комплекс»(кооператив) был заключен договор № о приобретения жилого помещения посредством системы накопления, согласно которому истец своевременно обязан вносить паевые взносы для приобретения квартиры № в жилом доме, расположенном по строительному адресу: ..., а ПЖНК «МЖК» осуществляет финансирование строительства и передает в собственность истцу(пайщику) указанную квартиру(п.2.1.6 договора,л.д.16). 05.05.2010года, сторонами вышеуказанного договора было заключено дополнительное соглашение на приобретение объекта недвижимости, двухкомнатную квартиру № в указанном доме, стоимостью 2259590 рублей.(л.д.20) Согласно справки ПЖНК «Молодежный жилищный комплекс» № от 01.11.2010г., по состоянию на 05.05.2010года Игнатенко Д.В. по договору № пай внесен в размере 100%, задолженности по взносам нет (л.д.15)

Из материалов дела усматривается, что 26.10.2010 года между ПЖНК «Молодежный жилищный комплекс» (Цедент) и Игнатенко Д.В. (Цессионарий) был подписан договор уступки прав по договору № инвестирования строительства от 24 июля 2008 года (договор цессии), в

- 3 -

соответствии с которым к истцу от ПЖНК «Молодежный жилищный комплекс» перешло право требования от ответчика по вышеуказанному договору инвестирования строительства передачи двухкомнатной квартиры, общей площадью 52,13 кв.м., проектный №, а также доли общего имущества в жилом доме, пропорционально общей площади вышеуказанной квартиры, расположенной на третьем этаже жилого дома по вышеуказанному строительному адресу. (л.д.5-6)

Истец обратился в суд, указывая, что его право потребителя нарушено ответчиком при нарушении сроков выполнения строительных работ, установленных условиями договора, требуя штрафную неустойку, компенсацию морального вреда и проценты за пользование чужими денежными средствами.

Между тем, в силу ст.56 ГПК РФ, обязывающей каждую сторону доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, истцом не предоставлены суду доказательства договорных отношений с ответчиком, взаимных обязательств, возникновение спора с ответчиком, регулируемого законом о защите прав потребителя. Доказательств нарушения ответчиком прав истца, в т.ч. прав потребителя, суду не были представлены.

В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон), нормами Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», Федерального закона от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Действие указанного Закона не распространяется на отношения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) объектов недвижимости (в том числе многоквартирных домов) и не основанные на договоре участия в долевом строительстве. Передача гражданам прав путем уступки требования по договорам, которые заключены юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и связаны с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) многоквартирных домов и после исполнения которых у граждан возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, не допускается.

Из указанного следует, что право, возникшее у ПЖНК «Молодежный жилищный комплекс» по договору инвестирования строительства, в силу прямого указания закона не могло быть передано истцу (гражданину) путем уступки требования (п.3.2.6. договора) передачи прав к ответчику (юридическому лицу)

В силу ст.ст.167, 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Согласно ст.ст.382, 383, 388 ГК РФ, право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, не допускается. Уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору. Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.

В соответствии с Федеральным законом «О жилищных накопительных кооперативах», отношения между кооперативом и его членами возникают на основании членства в кооперативе. Согласно ст.3 вышеуказанного Закона, Кооператив не может состоять в договорных отношениях с членами кооператива, в результате которых устанавливаются, изменяются или прекращаются гражданские права и обязанности, связанные с осуществлением деятельности кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений. Статьей 28 ФЗ установлено, что после внесения членом кооператива определенной части паевого взноса кооператив в порядке очередности обязан

- 4 -

приобрести жилое помещение, соответствующее требованиям, указанным в заявлении члена кооператива; приобрести право на строящееся жилое помещение или построить жилое помещение, соответствующее требованиям, указанным в заявлении члена кооператива. В порядке ст.ст. 29,30 вышеуказанного ФЗ, передача жилого помещения в пользование члену кооператива осуществляется кооперативом непосредственно после приобретения кооперативом права собственности на это жилое помещение. Член кооператива, внесший в полном размере паевой взнос за жилое помещение, переданное кооперативом в пользование члену кооператива, приобретает право собственности на это жилое помещение. Кооператив обязан передать члену кооператива или другим лицам, имеющим право на пай, указанное жилое помещение свободным от каких-либо обязательств.

По смыслу указанных норм, возникающие между членом кооператива и кооперативом правоотношения не могут быть изменены путем уступки требования на правоотношения в сфере инвестирования строительства. Член кооператива, внесший в полном размере паевой взнос за жилое помещение, может приобрести на него право собственности только после приобретения права собственности на это жилое помещение самим кооперативом, передачи его в пользование члену кооператива(ч. 2.1 договора, л.д.16)

Из пояснения сторон следует, что объект строительства не построен, ПЖНК «Молодежный жилищный комплекс» право собственности на данную квартиру не приобретал(кооператив), в пользование истцу (пайщику) квартиру не передавал.

Согласно ст.ст.4, 11, 17 Закона, ст.389 ГК РФ, договор, по которому застройщик обязуется в предусмотренный договором срок построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а также договор и (или) уступка прав требований по такому договору подлежат государственной регистрации, указанный договор считается заключенным с момента такой регистрации.

В судебном заседании стороны не оспаривали, что иные договорные отношения сторон отсутствуют, какой-либо договор непосредственно между истцом и ответчиком не заключался, государственная регистрация вышеуказанных договоров инвестирования строительства, приобретения жилья путем строительства, уступки прав по договору инвестирования строительства не осуществлялась, между сторонами не возникли отношения, связанные с продажей товаров (выполнением работ, оказанием услуг), денежные средства истцом ответчику не передавались, судом не установлено факта нарушений прав истца ответчиком.

По вышеуказанным основаниям, требования истца о взыскании с ответчика неустойки, установленной ч.5 ст. 28 Федерального Закона «О защите прав потребителя» за нарушение сроков выполнения работ, компенсации морального вреда в порядке ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителя» и взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ч.1 ст.395 ГК РФ, удовлетворению не подлежит, в силу их не обоснованности и не законности.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Игнатенко ... в удовлетворении иска к ООО ПКФ «Стор» о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда, - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в течение 10 дней, через Нижневартовский городской суд.

Судья В.В.Грищенко