о признании недействительным постановления Администрации города от 15.06.2010г. №716 `Об утверждении Положения о порядке предоставления платных медицинских услуг муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями города`



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2011года г.Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Тюменской области, в составе:

председательствующего судьи Башковой Ю.А.,

при секретаре Фоминой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Нижневартовска в интересах неопределенного круга лиц о признании недействительным постановления администрации города Нижневартовска от 15.06.2010 года № 716 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных медицинских услуг муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями города»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Нижневартовска обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Нижневартовска от 15.06.2010 года № 716 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных медицинских услуг муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями города», указав, что данный правовой акт содержит коррупциогенные факторы, поскольку в нем не конкретизированы основания, порядок и условия оказания платных медицинских услуг, не определено время и место их оказания. Предусмотренная Положением услуга в виде предоставления отдельной палаты не содержит информации о количестве оплаченных дней и соотношения платы за медицинские услуги и непосредственно отдельную палату. Не расшифровано понятие оплачиваемого персонального наблюдения. Предлагаемая платная услуга обслуживания «вне очереди» противоречит п.3.10 того же Положения, где указано, что оказание платных услуг в основное рабочее время допускается только в порядке исключения, при условии первоочередного оказания гражданам медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию. Пункт 5.3 Положения предусматривает возможность по соглашению сторон уменьшить стоимость предоставляемой платной услуги при неисполнении обязательств лечебным учреждением. Между тем, в соответствии с п.17 «Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 года № 27) потребитель не обязан согласовывать уменьшение стоимости услуги с лечебным учреждением при указанных обязательствах. Неоднозначные формулировки Положения об условиях оказания платных медицинских услуг позволяют медицинскому персоналу манипулировать медицинскими услугами, предоставляемыми по обязательному медицинскому страхованию, что повлечет нарушение установленных государственных гарантий. Полагает, что оспариваемый нормативный акт не соответствует п.3 «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов» ( утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2001 года № 96).

В судебном заседании прокурор Чулпанова Л.Ф. на заявленных требованиях настаивала.

Представитель администрации г.Нижневартовска Харламова М.Н. с требованиями прокурора не согласилась, считает их необоснованными, ссылаясь на экспертное заключение Управления государственной регистрации нормативных правовых актов аппарата губернатора ХМАО-Югры от 14.12.2010 года, в соответствии с которым вышеуказанное Постановление соответствует Конституции РФ, федеральному законодательству, законодательству автономного округа и Уставу, коррупциогенные факторы в нем отсутствуют, в связи с чем считает требования прокурора необоснованными.

Суд, выслушав объяснения прокурора, представителя администрации г.Нижневартовска, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 15 июня 2010 года администрацией города Нижневартовска было вынесено постановление № 716 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных медицинских услуг муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями города». Данное постановление было опубликовано 18.06.2010 в газете «Варта» за № 109.

Положение определяет порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению и является обязательным для исполнения всеми муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями города.

Таким образом, оспариваемое постановление № 716 от 15.06.2010 года является нормативным правовым актом, принятым органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативных акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Согласно п.17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в который орган (должностное лиц) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

В силу п.19 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2007 года при проверке порядке принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Согласно ст. 35 Устава города Нижневартовска порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

В судебном заседании установлено, что подготовка и оформление проекта оспариваемого правового акта в администрации города Нижневартовска осуществлялась в соответствии с Инструкцией по делопроизводству, являющейся Приложением к постановлению администрации города от 01.09.2009 года № 1187, предусматривающей согласование специалистами администрации г.Нижневартовска проекта постановления. Также судом установлено, что до опубликования оспариваемого акта его проект в целях недопущения коррупциогенных факторов прошел внутреннюю экспертизу юридическим управлением администрации г.Нижневартвоска, что предусмотрено установленному Главой города Нижневартовска Порядку проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актом и действующих муниципальных нормативных правовых актов, являющегося Приложением 4 к распоряжению Главы города Нижневартовска от 14.10.2008 года № 1793-Р.

Между тем, в соответствии с п.1 ст. 2 ФЗ от 17.07.2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» проект нормативного правового акта должен в обязательном порядке пройти антикоррупционную экспертизу, которую в соответствии со ст. 3вышеуказанного закона должны проводить:

  1. Прокуратура РФ, в установленном Генеральной прокуратурой РФ порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ;
  2. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции;
  3. Орган, организации, их должностные лица - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются, в том числе в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта. Как следует из ст. 4 данного закона, в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правого акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт.

В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 28.12.2009 года № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» утвержден бланк соответствующего «Требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного (ых) коррупциогенного (ых) фактора (ов).

Составленная прокурором 13 мая 2010 года информация по результатам изучения оспариваемого нормативного акта не является соблюдением определенного законом порядка проведения антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта.

Таким образом, в нарушение закона проект оспариваемого постановления прошел лишь внутреннюю экспертизу специалистами не пройдя в прокуратуре г.Нижневартовска предусмотренную законом антикоррупционную экспертизу, а следовательно, был издан без соблюдения установленного порядка.

Как установлено в судебном заседании Администрация г.Нижневартовска лишь после принятии оспариваемого Постановления и его опубликования приняло 29 июня 2010 года Постановление № 779 «О представлении в прокуратуру города нормативных правовых актов администрации города и их проектов для проведения антикоррупционной экспертизы», как предусмотрено ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Учитывая, что администрацией города Нижневартовска при издании Постановления были нарушены требования закона, поэтому суд без исследования содержания оспариваемого акта, принимает решение об удовлетворении требования прокурора, признав недействительным постановление администрации города Нижневартовска от 15.06.2010 года № 716 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных медицинских услуг муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями города».

Руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Нижневартовска в интересах неопределенного круга лиц о признании недействительным постановления администрации города Нижневартовска от 15.06.2010 года № 716 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных медицинских услуг муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями города» - удовлетворить.

Признать недействительным постановление администрации города Нижневартовска от 15.06.2010 года № 716 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных медицинских услуг муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями города».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Суд Ханты-Мансийского автономного округа через Нижневартовский городской суд.

Судья Ю.А.Башкова