о взыскании невыплаченной Коротиной ТР заработной платы (отказано - необоснованность требований)



                                                                    Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                                                           

        8 декабря 2010 г.                                                                              г.Нижневартовск

                  Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе судьи Пиюка А.В.,

при секретаре Халиловой Г.Н.

с участием истца Коротиной Т.Р., ее представителя Захаровой Л.В., представителя ответчика Кузьминых А.С., представителя третьего лица на стороне ответчика- Харламовой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коротиной ... к МУ « Станция скорой медицинской помощи» о взыскании невыплаченных сумм заработной платы и судебных расходов

                                                               У С Т А Н О В И Л :

Коротина ... обратилась в суд г.Нижневартовска с исковым заявлением к Муниципальному учреждению « Станция скорой медицинской помощи», указав, что она работает в данном МУ в качестве фельдшера с 25 марта 1985 года. С 1999 года бюджетные организации перешли на новую систему оплаты труда с применением единой тарифной сетки (ETC).Согласно ETC истице был установлен 11 разряд, и для расчета месячной тарифной ставки брался минимальный размер заработной платы, умноженной на коэффициент ETC. В 2007 г. коэффициент ЕТС составлял -2,68, соответственно месячная тарифная ставка составляла 3150 рублей. С 1 декабря 2008 года ETC ( единая тарифная сетка) должна была перестать действовать для бюджетных организаций федерального уровня, однако действие ее продлено до 1 января 2010 г. и установлено, что для организаций, финансируемых из бюджетов соответствующего уровня ( регионального и муниципального ) действует прежний расчет заработной платы. С учетом тарифного коэффициента месячная тарифная ставка для оплаты труда работника 11 разряда должна составлять с 1 января 2009 по май 2010 года 4 330 рублей х 2,68 =11 604,40 рубля., а с мая 2010 года 5 562 х 2,68 = 14 906,16 рубля. Заработная плата ( оплата труда работника) определена в части первой ст. 129 Трудового кодекса РФ как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а так же в ее состав входят компенсационные выплаты. Статьей 133 ТК РФ предусмотрено, что минимальный размер заработной платы устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации. При этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего кормы труда (трудовые обязанности ) не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В связи с тем, что при расчете заработной платы на предприятии неправильно была установлена тарифная месячная ставка, считает, что ее заработная плата оказалась значительно меньше, чем положено по законодательству. Так в 2007 году ее тарифная ставка(оклад) с учетом МРОТ и ETC должна быть 10 414 рублей 48 коп, фактически она составляла 3 752 рублей. Таким образом за 2007 год, по ее расчетам, ей недоплачено (10 414, 48 - 3 752) рубля х 4 = 58 629,82 рубля. В 2008 году тарифная ставка(оклад) должна быть 11 491,84 руб, фактически 4 288 руб, недоплата составила (11 491,84-4 288) х 12 = 190 181,38 руб. С января 2009 по май 2010 года тарифная ставка (оклад) должна быть 11 604,40 коп.,фактическая -4 330 руб, недоплата составила (11 604,4 -4330 ) х 16 =256058,88 руб. С мая 2010 года тарифная ставка ( оклад) должна быть 14 906,16 руб., а выплачивают 4330 рублей. Таким образом недоплата составила (14 906,16 -4330 руб).х 4=93070,21 руб. Общая сумма недоплаты за период сентября 2007 года по сентябрь 2010 года, по ее расчетам, составила 271791,04 рублей. С учетом районного коэффициента и северной надбавки эта сумма составит 597940,29 рублей. Считает также, что законодатель фактически вывел денежные требования работника за рамки требований, на которые распространяется срок исковой давности, что подтверждается определением Конституционного суда РФ от 05.03.2009 г № 295-O-O «По запросу Облученского районного суда Еврейской автономной области о проверке конституционности ч.1 ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации».В связи с тем, что истица не обладает необходимыми юридическими познаниями, она заключила договор на оказание юридических услуг с ООО «ЮОН» для сбора документов и составления искового заявления, в связи с чем внесла на счет фирмы 15 000 рублей. Просит признать факт нарушения ответчиком прав гарантированных Конституцией РФ,ТК РФ, признать действия ответчика незаконными и взыскать с Муниципального учреждения «Станция скорой медицинской помощи» в ее пользу недоплату заработной платы за период с 01.09.2007 года по 01.09.2010 года, исходя из должностного оклада, размер которого с учетом квалификации равнялся бы в 2007 г-10 414,48 руб, в 2008 -11 491,84 руб., в 2009 -11 604,4 руб. и в 2010 г- 14 906,16 руб., а всего за спорный период взыскать 597 940,29 рублей. Просит также обязать ответчика МУ «Станция скорой медицинской помощи» установить ей с 1 мая 2010 года должностной оклад 14 906,16 рублей с последующим увеличением пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда, взыскать с ответчика в ее пользу понесенные расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей.

В судебном заседании истица и ее представитель Захарова Л.В. на требованиях настаивали.

Представитель ответчика - МУ «ССМП» Кузьминых А.С. и представитель третьего лица на стороне ответчика- Администрации МО г.Нижневартовска Харламова М.Н. в удовлетворении требований просили отказать.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему:

Как установлено в судебном заседании, истица и ее представитель основывают свои требования на том, что в основе должностных окладов истицы и иных работников бюджетной сферы должен лежать минимальный уровень оплаты труда- МРОТ, исходя из него администрация МО и должна устанавливать должностные оклады, при этом оклад с коэффициентом не должен быть менее МРОТ. Ответчик и третье лицо полагают, что менее МРОТ не должна быть заработная плата в целом, а не оклад, оклады же устанавливаются органами власти субъектов федерации и муниципалитетами, на которых лежит бремя содержания и финансирования МУ, в том числе и МУ «ССМП», с учетом своих финансовых возможностей и плановых показателей бюджета.

Постановлением Правительства ХМАО-Югры № 48-п от 3 марта 2005 года « Об оплате труда работников государственных учреждений ХМАО-Югры» с последующими изменениями установлены тарифные ставки (оклады) первого разряда ЕТС, в частности, с 1 февраля 2008 г. они установлены в размере 1 660 рублей. Постановлением главы г.Нижневартовска № 1243 от 29.12.2007 г. «Об оплате труда работников муниципальных учреждений города» тарифная ставка первого разряда с 1 января 2008 г. установлена в размере 1600 рублей, а с 1 февраля 2008 г. Постановлением главы города № 318 от 21.03.2008 г.- в размере 1660 рублей, как и в Постановлении Правительства ХМАО-Югры № 48-п. Кроме того, для работников бюджетных учреждений города действует Постановление главы г.Нижневартовска № 760 от 04.09.2006 г. « Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города» и соответствующее Положение, в п.2.2 которого установлено, что тарифная ставка( оклад) первого разряда ЕТС определяется Правительством ХМАО-Югры, при этом согласно п.2.1 тарифный коэффициент 11 разряда составляет 2, 68.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ). Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ). В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.Согласно названной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

С учетом вышеприведенных норм закона трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Поскольку совокупный размер месячной заработной платы Коротиной Т.Р. в оспариваемый период превышал как российский, так и установленный для ХМАО-Югры минимальный размер оплаты труда, нарушений трудовых прав истицы при выплате ей заработной платы в указанный ею период ответчиком не допущено. Указанная позиция отражена, в частности, в Определениях Верховного Суда РФ, в том числе в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2010 г. N 75-В10-2

    При таких обсоятельствах, по мнению суда, в иске надлежит отказать.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

                                                           Р Е Ш И Л:

         В удовлетворении исковых требований Коротиной ... к МУ « Станция скорой медицинской помощи» о взыскании невыплаченных сумм заработной платы и судебных расходов -отказать.

       Решение может быть обжаловано в Ханты-Мансийский окружной суд в течение 10 дней через Нижневартовский городской суд.

Судья         подпись

Копия верна.Судья                             А.В.Пиюк