РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 февраля 2011 г. г. Нижневартовск Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области, в составе: председательствующего судьи Макиева А.Д., при секретаре Джиоевой А.Ф., с участием представителя прокуратуры Пустовой М.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1921/2011 по заявлению Гальченко Т.А. о защите избирательных прав, УСТАНОВИЛ: Гальченко Т.А. обратилась в суд с заявлением о защите избирательных прав, оспаривая действия Территориальной избирательной комиссии города Нижневартовска, указав в обоснование требований, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты Думы г. Нижневартовска по одномандатному избирательному округу № 8, 04.02.2011 г. представила в адрес комиссии экземпляр печатного агитационного материала - листовки формата А4, изготовленной и оплаченной за счет средств ее избирательного фонда, с указанием сведений предусмотренных ч. 2 ст. 54 ФЗ РФ № 67-ФЗ. Постановлением комиссии от 10.02.2011 № 76\278 ей было вынесено предупреждение о нарушении при изготовлении и распространении печатного агитационного материала требований закона. Постановление считает незаконным. 04.02.2011 сняла со своего избирательного счета 3000 рублей, на которые приобрела картридж для заправки своего принтера и бумагу формата А4, на своем личном компьютере набрала текст листовки и распечатала ее тиражом в количестве 500 штук, где указала все предусмотренные законом сведения. ФЗ не содержит запретов на изготовление печатного агитационного материала самим кандидатом, с использованием своего личного имущества. Считает указанное решение нарушением избирательного права на предвыборную агитацию. Просит признать незаконным и отменить вынесенное в отношении нее постановление № 76\278 от 10.02.2011 Территориальной избирательной комиссии города Нижневартовска. В судебном заседании заявитель на требованиях настаивала, представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что перечень организаций оказывающих услуги в области печати был опубликован только 07.02.2011, было принято решение отпечатать на оргтехнике, отсутствует запрет на печать самим кандидатом, данное предупреждение имеет для них негативные последствия - после еще одного предупреждения могут снять. Представитель заинтересованного лица по доверенности в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил, что к тексту листовки претензий нет, нарушен порядок предусмотренный п. 1.1. ст. 54 ФЗ-67, поскольку предусмотрен законом порядок изготовления, формирования цен, избирательный фонд не должен превышать 500 000 рублей, условия должны быть равные для всех кандидатов, печать на дому не предусмотрена поскольку нет контроля, ценовая политика предоставляет определенные преимущества перед другими кандидатами. Выслушав объяснения заявителя и его представителя, пояснения представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. На основании ч. 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. Гальченко Т.А. обратилась 04.02.2011 в Территориальную избирательную комиссию г. Нижневартовска с уведомлением об изготовлении печатного агитационного материала с приложением листовки, изготовленной 04.02.2011, с указанием на изготовление с использованием собственной компьютерной и множительной техники, с оплатой из средств избирательного фонда Гальченко Т.А., с приложением листовки. В силу п. 5.1. статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума настоящего Федерального закона соответствующая комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом. Постановлением от 10.02.2011 № 76\278 Территориальной избирательной комиссии города Нижневартовска Гальченко Т.А. вынесено предупреждение, со ссылкой на нарушение пунктов 1.1, 2, 3, 5 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указано на незаконность изготовления представленного агитационного материала: 1. в связи с использования собственного оборудования; 2. в отсутствие полных данных об изготовителе данного материала. В статье 54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) содержатся условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. Согласно п. 2 ст. 54 Федерального закона № 67-ФЗ, все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Из содержания листовки, представленной заявителем в избирательную комиссию, следует, что в качестве заказчика указана кандидат в депутаты Думы г. Нижневартовска по одномандатному округу № 8 Гальченко Т.А., имеется указание на то, что листовка была изготовлена и отпечатана Гальченко Т.А. с использованием собственной компьютерной и множительной техники, а так же на адрес ее проживания - индекса, области, округа, города, улицы, дома и квартиры, содержится ссылка на оплату из избирательного фонда кандидата, дату изготовления и тираж. Таким образом, содержание листовки отвечает требованиям п. 2 ст. 54 Федерального закона № 67-ФЗ, так как содержит в себе фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, где находится место жительства, Гальченко Т.А. изготовившей данные материалы, фамилию, имя, отчество лица, Гальченко Т.А. заказавшей их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда. Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что самостоятельное изготовление агитационных материалов Гальченко Т.А., то есть когда отсутствует необходимость по оплате Гальченко Т.А. самой себе денежных средств, в отсутствие нарушений требований п. 2 ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», с учетом соответствия требованиям, предъявляемым пунктами 2, 3, 5 статьи 54 приводимого Федерального закона, нарушением со стороны Гальченко Т.А. не является, в связи с чем, указание в постановлении от 10.02.2011 № 76\278 на отсутствие полных данных об изготовителе данного материала, представляется необоснованным. Пунктом 3 приводимой статьи Федерального закона предусмотрено, что экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы. В представленном в избирательную комиссию уведомлении имеются сведения об изготовлении данного печатного агитационного материала (листовки) Гальченко Т.А. с использованием собственной компьютерной и множительной техники, имеется указания на место изготовления (место жительства), лицо заказавшее листовку, дату печати, тираж, а так же источника оплаты. Изложенное позволяет сделать вывод об отсутствии со стороны Гальченко Т.А. нарушений п. 3 ст. 54 Федерального закона № 67-ФЗ. В соответствии с п. 4 ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Пунктом 5 приводимой статьи закона предусмотрено, что расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. По смыслу ст. 54 Федеральный закон № 67-ФЗ) «Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов», положения данной статьи содержат в себе условия при соблюдении которых возможен выпуск в том числе и печатных агитационных материалов, то есть их изготовление. В п. 1.1. статьи 54 приводимого Федерального закона определены требования, предъявляемые к организациям и индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов. Из листовки и уведомления следует, что при изготовлении агитационного материала Гальченко Т.А. была использована собственная компьютерная и множительная техника. Между тем, как следует из содержания поданной Гальченко Т.А. жалобы (искового заявления о защите избирательных прав), 04.02.2011 заявителем с избирательного счета снята сумма 3000 рублей, на которую ею был приобретен картридж для заправки своего принтера и бумага формата А4, после чего на личном компьютере ею был набран и распечатан текст листовки. В силу п. 4 ст. 59 Федерального закона № 67-ФЗ договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, с кампанией референдума, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Расчеты между кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке. С учетом изложенного, суд не может принять в качестве доказательств понесения расходов при изготовлении агитационного материала, за счет средств соответствующих избирательного фонда заявителя, представленные Гальченко Т.А. квитанцию от и товарный чек 04.02.2011 о заправке картриджа на сумму 900 рублей, поскольку из данных документов следует, что ИП Дуданов Н.В. оказал Гальченко Т.А. в том числе услуги по заправке картриджа, в отсутствие заключенного договора и с нарушением предусмотренного федеральным законом безналичного порядка расчетов. В силу п. 5 ст. 54 Федерального закона № 67-ФЗ запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума и с нарушением требований, установленных пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Поскольку доказательств того, что изготовление листовок Гальченко Т.А. и понесение расходов в связи с этим было предварительно оплачено именно за счет средств избирательного фонда заявителя, а не за счет иных собственных средств Гальченко Т.А., представлено не было, сама заявитель утверждает что использовала собственное оборудование (то есть принадлежащие ей множительную технику, картридж, в то время как из представленных документов следует, что из средств ее избирательного фонда была оплачена заправка картриджа), суд находит правомерным вывод территориальной избирательной комиссии города Нижневартовска о допущении Гальченко Т.А. нарушении п. 5 ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». По мнению суда, указание в листовках и уведомлении на использование заявителем множительной техники не тождественно указанному в поданном в суд заявлении использованию принтера и картриджа к нему, поскольку принтер является устройством вывода, то есть способным осуществлять печать текста на бумаге, в то время как множительная техника относится к копирующим устройствам. Кроме того, в поданной жалобе сама заявитель указывает на то, что ею был приобретен картридж для принтера, в то время как представленные документы не подтверждают факт приобретения из средств избирательного фонда заявителя картриджа для принтера (то есть заключения договора купли-продажи такового), а равно и самого принтера за счет средств избирательного фонда, имеющиеся документы содержат в себе лишь указание на услугу по заправке картриджа. В силу ч. 1 ст. 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. Учитывая то, что факт нарушения в части требований предъявляемых п. 5 ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» нашел свое подтверждение в судебном заседании, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать Гальченко Т.А. в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии города Нижневартовска № 76/278 от 10 февраля 2011 года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, через Нижневартовский городской суд. Судья: /подпись/ А.Д. Макиев Копия верна: Судья А.Д. Макиев