о признании Готовчиковым ПВ действий МРИ ФНС РФ по уплате налога на доходы физических лиц незаконными



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2011 г.                                                                                      г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в составе:

председательствующего судьи                         Занозиной Е.А.,

при секретаре                                                   Колесовой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2027/11 по заявлению Готовчикова П.В. об оспаривании действий Межрайонной инспекции ФНС России №6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре,

УСТАНОВИЛ:

Готовчиков П.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Межрайонной инспекции ФНС России №6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. В обоснование требований указал, что 30.11.2007 год с АНО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» был заключен договор льготного займа на приобретение квартиры, расположенной по адресу: г.Нижневартовск, .... В 2008 году заявителем произведено досрочное погашение части льготного жилищного займа. В 2009 году АНО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» предоставлена субсидия на досрочное погашение в течение одного финансового года части суммы займа. 06.11.2010 года заявителю было направлено уведомление МРИ ФНС об уплате налога, пени и штрафа за 2009 года. 20.11.2010 года налоговое требование на сумму 11255,00 рублей. Заявитель считает, что действия МРИ ФНС незаконными, так как нарушают его права и обязанности. Просит признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 6 по ХМАО-Югре по начислению налога на доходы физических лиц в соответствии с требованием от 06.11.2010 года № 44336 в сумме 11255,00 рублей.

Заявитель в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал. Пояснил, что субсидия ему была предоставлена для погашения основного долга по его займу. Просит признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 6 по ХМАО-Югре по начислению налога на доходы физических лиц в соответствии с требованием от 06.11.2010 года № 44336 в сумме 11255,00 рублей.

Представитель Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по доверенности Патерлау Т.С. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что предоставленная заявителю субсидия на погашение части займа (кредита) по кредитным договорам на приобретении жилого помещения имеет целевое значение и не является компенсационной выплатой, является доходной частью, поэтому начисление налоговой инспекцией налога на доходы физических лиц на сумму предоставленной субсидии является правомерным.

От представителя заинтересованного лица АНО «Ипотечное агентство Ханты - Мансийского автономного округа - Югры» по доверенности Басадяна В.Ю. до начала судебного заседания поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав заявителя, представителя Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре изучив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что 30.11.2007 года между АНО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» и Готовчиковым П.В. и ФИО2 был заключен договор льготного жилищного займа № ПА 02/31. Согласно договору АНО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» предоставило заявителю целевой льготный жилищный заем в сумме 1500000 рублей (л.д. 6-12). Согласно договору купли-продажи квартиры с использованием заемных средств от 13.11.2007 года Готовчиков П.В., ФИО2., ФИО3 ФИО1, приобрели в общую долевую собственность, по 1/4 доли в праве каждому квартиру: находящуюся по адресу: г.Нижневартовск, ... (л.д.92-96).

В судебном заседании установлено и подтверждено, что в соответствии с Постановлением Правительства ХМАО-Югры № 23-П от 08.02.2006 года «О порядке реализации и финансирования подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование ХМАО-Югры» «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы» семье Готовчикова П.В. была предоставлена субсидия на досрочное погашение в течение одного финансового года в част суммы займа, в размере 86578 рублей.

В соответствии с налоговым уведомлением МРИ ФНС России № 6 по ХМАО-Югре № 44336 по состоянию на 06.11.2010 года, заявителю Готовчикову П.В. налоговым органом был начислен 13% налог на доходы физических лиц за 2009 год в размере 11 255 рублей 00 копеек.

Статьёй 6 Бюджетного Кодекса РФ определено, что субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определяет, что субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются о налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения.

Поскольку субсидия заявителю предоставлена безвозмездно на приобретение жилья, то относится к соответствующему денежному возмещению бесплатного предоставления жилых помещений.

Согласно представленного по запросу суда ответу АНО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» № 32 от 15 апреля 2011 года Готовчикову П.В. участнику программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 года» 15.05.2009 года была выплачена субсидия на досрочное погашение основного долга по договору льготного жилищного займа от 30.11.2007 года № ПА02/31, полученному и использованному на цели приобретения жилого помещении, в сумме 86578 рублей 00 копеек. Данная субсидия была перечислена Агентством на ссудный счет, открытый в ОАО «Ханты-Мансийский банк».

Из справки АНО «Ипотечное агентства ХМАО-Югры» №2528 от 13.10.2008 года усматривается, что по состоянию на 26.09.2008 года остаток задолженности по договору льготного жилищного займа № ПА02/31 от 30.11.2007 года перед АНО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры составляет 1443750,00 рублей (л.д.76).

Согласно справки АНО «Ипотечное агентство-Югры № 263 от 09.02.2009 года (л.д.79), основному и предварительным графикам возврата займа по договору льготного займа (л.д.81-89) по состоянию на 21.01.2009 года остаток задолженности по договору льготного займа №ПА 02/31 от 30.11.2007 года перед АНО «Ипотечное агентство ХМАО_юГры» составляет 454814,00 рублей.

Таким образом, суд полагает, что предоставление молодым семьям денежных средств в виде субсидий в размерах, установленных федеральным законодательством, следует рассматривать как компенсационные выплаты, которые в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц. Поэтому действия налоговой инспекции по начислению Готовчикову П.В. подоходного налога в размере 11 255 рублей 00 копеек на полученную им субсидию по программе «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» являются незаконными.

В данном случае предоставление заявителю субсидии связано с частичной компенсацией ему стоимость приобретенного жилья, что соответствует п. 2 ст. 2 ЖК РФ, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Кроме того, в соответствии с п.п. 6, 7 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Поскольку в ст.ст. 208, 212 НК РФ прямо не указано, что субсидия полученная заявителем по программе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на 2005-2015 годы», - это доход, который облагается подоходным налогом, то его начисление является неправомерным.

Таким образом, заявление Готовчикова П.В., является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия МРИ ФНС России № 6 по ХМАО-Югре по начислению Готовчикову П.В. налога на доходы физических лиц за 2009 год в сумме 11 255 рублей 00 копеек, начисленного на субсидию за досрочное погашение в течении одного финансового года части суммы займа программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 года».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Суд Ханты-Мансийского автономного округа через Нижневартовский городской суд.

Судья                                                                                                         Е.А. Занозина