о понуждении к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«15» декабря 2011 года город Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Симоновича В.Г.,

при секретаре Синяковой И.А.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора г. Нижневартовска Чулпановой Л.Ф., представителя ответчика администрации города Нижневартовска Таргоний А.Н., действующей на основании доверенности от <дата>, представителя ответчика Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» директора Деркач В.Л., действующего на основании Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 7191/2011 по иску Прокурора города Нижневартовска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижневартовска и Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» (далее МБОУДОД «ДЮСШ») о понуждении к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Нижневартовска в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском к Администрации города Нижневартовска и МБОУДОД «ДЮСШ». Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на защиту прав и законных интересов детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), в ходе которой, в деятельности администрации МБОУДОД «ДЮСШ» выявлены нарушения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В частности, структурное подразделение МБОУДОД «ДЮСШ» - Городской шахматный клуб, расположенный по адресу: г. Нижневартовск, ул. Менделеева, 4 «Б», не оборудован пандусами и поручнями для беспрепятственного посещения лиц, с ограниченными возможностями здоровья. Помещение шахматного клуба, является муниципальной собственностью, но передано в оперативное управление МБОУДОД «ДЮСШ». В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор просит суд обязать ответчиков оборудовать вход в здание Городского шахматного клуба, расположенного по адресу: г. Нижневартовск, ул. Менделеева, 4 «б», приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов, в том числе детей – инвалидов, путем оснащения входа в здание пандусами и поручнями, установить пологие спуски у тротуаров в срок, до 01 января 2012 года.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивала. Суду пояснила, что Городской шахматный клуб действует с 2005 года, Федеральный закон о социальной защите инвалидов вступил в силу с 1995 года. Несмотря на это, ответчики по настоящее время не исполняют требований этого закона, вход в здание шахматного клуба пандусами и поручнями не оборудован, что нарушает права детей-инвалидов. Проекты по установке пандусов разработаны, но нет гарантии, что они буду реализованы. Про бездействие ответчика прокурор не утверждает, в данном случае речь идет о нарушении законодательства. Просит иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации города Нижневартовска в судебном заседании иск не признала, представила на него возражения. Суду пояснила, что прокурор избрал не предусмотренный ст. 12 ГК РФ способ защиты права. Во исполнение требований законодательства о защите инвалидов, разработана Программа. На 2011 год Программа предусматривала подготовку проектной документации по установке пандусов и поручней. В этой части программа исполнена, проектная документация разработана, техническая возможность переоборудования входа в здание подтверждена. Программой на 2012 год шахматному клубу предусмотрено выделение денежных средств в размере 450 000 рублей, в том числе и для установки пандуса. Федеральный закон о социальной защите инвалидов, не содержит ни сроков реализации данных мероприятий, ни объема финансирования, вследствие чего, администрация самостоятельно изыскивает средства для его реализации. В данном случае администрация не бездействует, а поэтапно выполняет требования статьи 15 указанного закона. Кроме того, у входа в помещение Городского шахматного клуба нет тротуара, вследствие чего, требование прокурора об установлении пологих спусков у тротуара, необоснованно. Просит в иске отказать.

Представитель ответчика МБОУДОД «ДЮСШ» в судебном заседании иск не признал. Суду пояснил, что помещение Городского шахматного клуба было передано им администрацией города в 2005 году. Их учреждение полностью финансируется за счет средств муниципального бюджета. В первую очередь, здание было приведено в безопасное состояние для занятия детей, выполнены требования пожарной безопасности, роспотребнадзора. Дети-инвалиды у них в школе не занимаются. Вместе с тем, требования Федерального законодательства о беспрепятственном доступе в помещение шахматного клуба лиц с ограниченными возможностями выполняются. По утвержденной думой города программе, в 2010 году было выделено 60 000 рублей для разработки проектной документации, по оснащению входа пандусом. В этой части программа исполнена, проектная документация и смета разработаны. В программе на 2012-2014 годы предусмотрено выделение денежных средств, в том числе для установки пандусов, в размере 450 000 рублей. По поступлению данных денежных средств, примерно в конце января 2012 года, начнется работа по выполнению программы, которую (работу), с учетом сроков предстоящих торгов на выполнение подрядных работ, сроков самих работ, они попытаются завершить к началу учебного 2012 года. Считает, что требования закона выполняются, просит в иске отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспорено сторонами, что администрация города Нижневартовска является собственником нежилого помещения , общей площадью 211,3 кв.м., расположенного по адресу: г. Нижневартовск, ул. Менделеева, д. 4-б, которое, по акту приема-передачи недвижимого имущества от 08.12.2005 года, передано собственником в оперативное управление МБОУДОД «ДЮСШ», где организован Городской шахматный клуб.

В судебном заседании установлено, подтверждено сообщением Управления по физической культуре и спорту администрации г. Нижневартовска (л.д. 8), что спортивное учреждение шахматный клуб, не оборудован пандусами и поручнями для беспрепятственного посещения лицами, с ограниченными возможностями.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Ссылаясь на то, что ответчики не исполняют требований вышеуказанного закона, по настоящее время не обеспечили беспрепятственный доступ детям-инвалидам в Городской шахматный клуб, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Как следует из иска, неисполнение требований закона, на что ссылается прокурор – фактически представляет собой незаконное бездействие ответчиков, при реализации предусмотренных этим законом положений.

Вместе с тем, ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», также предусмотрено, что государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, законодатель, определяя, что расходы на создание условий инвалидам, в том числе, для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней, тем самым указывает на то, что создание оптимальных условий для инвалидов, является длительным и постоянным процессом, возможность реализации которого, зависит от размеров средств (ассигнований), предусмотренных ежегодным бюджетом федерального, муниципального, либо иного уровня.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, что в целях создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры в городе Нижневартовске, Решением Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 22 сентября 2008 г. № 463 была принята городская целевая программа «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры в городе Нижневартовске на 2009 - 2011 годы», (далее Программа) инициатором которой выступила администрации города Нижневартовска. Для реализации данной программы, из бюджета города были выделены денежные средства в размере 4 746 тысяч рублей, в том числе: 2009 год - 836 тыс. руб., 2010 год - 2274 тыс. руб., 2011 год - 1636 тыс. руб.

Решением Думы города от 18 июня 2010 года № 798, в данную программу были внесены изменения, которые предусматривали, в том числе, выполнение проектно-сметной документации на сооружение пандуса в шахматном клубе, с объемом финансирования на данные цели 60 000 рублей.

Из механизма реализации программы, её основных мероприятий и информации о результатах оценки эффективности реализации Программы, принятой к сведению решением Думы города 18.02.2011 года, следует, что её реализация осуществлялась исходя из приоритетов образовательных учреждений, в частности средних школ города.

В то же время, были реализованы положения программы по шахматному клубу, разработана и представлена проектно-сметная документация по обустройству пандусов в здании Городского шахматного клуба. Из планового финансирования по Программе – 2274 тыс. рублей, кассовое исполнение составило 1 912,9 тыс. руб.

Постановлением администрации города Нижневартовска от 20.07.2011 года № 802, была утверждена долгосрочная целевая программа «Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в городе Нижневартовске на 2012-2014 годы», предусматривающая объем финансирования в размере 93 878,5 тысяч рублей.

Разделом 1.4.2 Программы предусмотрена установка специального санузла и пандуса в шахматном клубе, с объемом финансирования на эти цели 450 000 рублей.

В соответствии со ст. 38 Устава города Нижневартовска экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в собственности города Нижневартовска имущество, средства бюджета городского округа, а также имущественные права города Нижневартовска.

Согласно ст. 40 Устава города, бюджет городского округа утверждается Думой города по представлению главы администрации города на очередной финансовый год и плановый период. Проект бюджета городского округа не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения Думой города вопроса по бюджету городского округа выносится главой города на публичные слушания. Решение по бюджету городского округа принимается Думой города в течение 30 дней со дня поступления в Думу города документов и материалов, обязательных для представления с проектом бюджета городского округа, а также результатов публичных слушаний.

В силу п. 6 ст. 43 Устава, расходование средств бюджета городского округа осуществляется по направлениям согласно бюджетной классификации и в пределах, установленных решением Думы города о бюджете города Нижневартовска на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация города Нижневартовска принимает меры для обеспечения доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в том числе и в Городской шахматный клуб, и реализует их, по мере поступления средств.

Как следует из ответа директора департамента финансов администрации города, средства, на проведение указанных мероприятий, из бюджетов других уровней в бюджет города Нижневартовска не поступали.

Следовательно, несмотря на то, что для выполнения мероприятий предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусмотрено ассигнование из бюджетов всех уровней, город Нижневартовск осуществляет указанные мероприятия изыскивая средства лишь со своего бюджета, что безусловно увеличит сроки реализации программы, в виду поэтапного поступления денежных средств.

МБОУДОД «ДЮСШ», является муниципальным бюджетным учреждением, полностью финансируемым за счет средств бюджета города, в связи с чем, без финансовой поддержки администрации города, не в состоянии обеспечить выполнение требований ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, так как не вправе использовать поступающие средства не по целевому назначению.

В нарушение требований ст. 56 и ст. 57 ГПК РФ прокурором не представлено суду доказательств, свидетельствующих о незаконном бездействии ответчиков для реализации беспрепятственного доступа инвалидов в Городской шахматный клуб в настоящее время, и игнорировании требований вышеуказанного закона, при наличии возможности для его исполнения.

Таким образом, поскольку бездействие ответчиков по реализации положений ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ не установлено, а одномоментное исполнение требований данного закона, в силу вышеизложенных причин является невозможным, учитывая, что мероприятия для обеспечения свободного доступа инвалидов в Городской шахматный клуб ответчиками проводятся добровольно, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора города Нижневартовска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижневартовска и Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» о понуждении к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней через Нижневартовский городской суд.

Судья подпись

копия верна:

Судья Симонович В.Г.