решение, к иск Пенсионному фонду



Дело № Номер обезличен

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2010г. р.п. Варнавино

Варнавинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Христич С.Б.

с участием истца - Б.А.В.,

представителя Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской области по доверенности - Масляковой И.П.,

при секретаре Кожевниковой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.А.В. к Государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской области о понуждении включить в специальный стаж период с 10 декабря 1985г. по 28 декабря 1987г. и назначить пенсию с 29 марта 2010г.,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Варнавинский районный суд с иском к ответчику о понуждении включить в специальный стаж период с 10 декабря 1985г. по 28 декабря 1987г. и назначить пенсию с 29 марта 2010г., в обоснование своих требований указал, что решением от 08 апреля 2010г. ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ по Варнавинскому району Нижегородской области ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В специальный стаж не были включены следующие периоды трудовой деятельности: с 10 декабря 1985г. по 28 декабря 1987г. - служба в рядах Советской Армии.

Считает выводы ГУ - Отдела Пенсионного фонда РФ по Варнавинскому району неправомерными по следующим основаниям.

На момент осуществления службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав и обязанностей в области пенсионного обеспечения.

Ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно пункту 3 статьи 28 Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии по необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период его службы в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

В соответствии с приложением 2 «Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в отдельных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации» к Письму Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26 октября 2004г. № АФ-947/96 педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без всяких условий и ограничений время нахождения на военной службе по контракту из расчета один день военной службы за один день работы, время нахождения на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.

Таким образом вышеназванный период службы - 2 года подлежит включению в стаж работы по специальности - 2 года военной службы за 4 года работа при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Просит суд обязать ответчика включить в специальный стаж период с 10 декабря 1985г. по 28 декабря 1987г. - службу в Советской Армии в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначить ему пенсию с 29 марта 2010г.

Представитель ответчика - Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской области (далее Отдел ПФР по Варнавинскому району) Маслякова И.П. в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась, представив письменный отзыв на исковое заявление, пояснив, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы. По данным трудовой книжки Б.А.В. зачету в специальный стаж не подлежит период с 10 декабря 1985г. по 28 декабря 1987г. - служба в армии, поэтому специальный стаж работы на 29 марта 2010г. составляет 21 год 01 месяц.

При исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует руководствоваться Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. № 516.

На момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу (1 октября 1993г.), следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления.

Доводы истца согласно времени нахождения на военной службе по призыву, как один военной службы за два дня работы безосновательны. Письмо Минобрнауки России и Профсоюза работников образования от 26 октября 2004г. № АФ 947/96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005г.», на которое ссылается истец, касается исчисления стажа для оплаты труда и установления размеров различного рода надбавок, и не может распространяться на исчисление стажа для приобретения права на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

Поскольку право истца на пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ отсутствует, просит суд в удовлетворении иска Б.А.В. отказать.

Заслушав объяснения сторон, изучив и проанализировав материалы дела, как в отдельности, так и в их совокупности, оценив доказательства на предмет их относимости и допустимости, суд приходит к следующему.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель устанавливает как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретении права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда обстоятельств, характеризующих трудовую деятельность, а именно: специфику условий труда и профессии.

Согласно п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации №173-ФЗ от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения пенсионного возраста назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.

В соответствии с записями в военном билете на имя Б.А.В. он проходил службу в Советской Армии в период с 10 декабря 1985г по 28 декабря 1987г.

Согласно записи в трудовой книжке Б.А.В. 01 марта 1989г. он принят на работу военруком в Звернихинскую среднюю школу.

Судом с достоверностью установлено, что оспариваемый истцом период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 10 декабря 1985г по 28 декабря 1987г. приходился на время действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», предоставляющего работникам просвещения право на получение пенсии за выслугу лет при стаже работы по специальности не менее 25 лет. При этом, согласно п.п. «г» п. 1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Осуществляя трудовую деятельность в должностях и образовательных учреждениях, работа в которых предоставляла Б.А.В. в соответствии с действующим на тот момент законодательством право на включение указанного периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж для досрочного назначения пенсии, истец не мог и не должен был знать об изменении законодательства в лице государства в будущем определенных условий льготного предоставления пенсии, ограничивающих ее права.

Положениями ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации по их смыслу предполагается правовая определенность и связанная с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властными структурами и будет реализовано.

Такой же вывод следует из позиции, определенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 03 июня 2004г. № 11-П «По делу о проверки конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст. 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, …, а также жалобами ряда граждан» и в Постановлении от 29 января 2004г. № 2-П «ПО делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» …».

Таким образом, оспариваемый период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с 10 декабря 1985г по 28 декабря 1987г. подлежит включению в специальный стаж педагогической деятельности для досрочного назначения пенсии на льготных условиях.

Поскольку назначение пенсии связано с учетом стажа работы в период с 11 ноября 1984г. по 03 ноября 1986г., судом применяется постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», хотя на момент обращения истцом за назначением пенсии оно не действовало.

Осуществляя педагогическую деятельность в учреждениях для детей, проходя службу в составе Вооруженных СИЛ СССР, в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством Б.А.В. приобрел право на включение указанного периода в специальный стаж для досрочного назначения ей пенсии.

Однако суд считает доводы истца о том, что в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период прохождения им службы в рядах Советской Армии следует включить как 2 года военной службы за 4 года работы, несостоятельны, поскольку указанное выше Письмо, на которое ссылается истец, касается лишь исчисления размера заработной платы, надбавок за работу, а не назначения пенсии.

Кроме того, истец просит суд обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения в Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской области, то есть с 29 марта 2010г.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если такие документы отсутствуют, но будут представлены не позднее, через три месяца, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии.

Однако судом с достоверностью установлено, что на момент обращения истца в Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской области за назначением пенсии, даже с учетом включения в специальный стаж периода службы в рядах Вооруженных Сил СССР право на назначение досрочной пенсии по старости у него отсутствовало.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Б.А.В. к Государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской области о понуждении включить в специальный стаж период с 10 декабря 1985г. по 28 декабря 1987г. - службы в составе Вооруженных Сил СССР и назначить пенсию с 29 марта 2010г. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской области включить в специальный стаж Б.А.В. - период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 10 декабря 1985г. по 28 декабря 1987г.

В удовлетворении исковых требований о понуждении Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 29 марта 2010г. Б.А.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления его в окончательной форме.

Судья С.Б. Христич