решение по гр. д. об обязании ликвидировать свалку



Дело № 2-118

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОФ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2010г. р.п. Варнавино

Варнавинский районный суд в составе председательствующего судьи Христич С.Б.

с участием старшего помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обуховой Т.В.,

представителя ответчика - Общества с ограниченной ответственностью «Варнава-Бизнес» по доверенности Татавцова А.А.,

представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования: администрации Варнавинского района Нижегородской области по доверенности Маслякова А.О.,

Шудского сельсовета Варнавинского района Нижегородской области Серебрякова В.М.,

управления Роспотребнадзора по Нижегородской области по доверенности Масляковой И.А.,

министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по доверенности Пискунова В.П.

при секретаре Кожевниковой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Варнава-Бизнес» о ликвидации свалки отходов и восстановлении нарушенных земель, расположенной в д. Антониха, Варнавинского района, Нижегородской области,

УСТАНОВИЛ:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с рассматриваемым иском, в котором просит обязать ООО «Варнава-Бизнес» ликвидировать свалку отходов деревообработки на прилегающих территориях к земельному участку в с. Антониха Варнавинского района Нижегородской области и провести работы по восстановлению нарушенных земель в соответствии с требованиями действующего законодательства; обязать администрацию Варнавинского района Нижегородской области организовать работы по ликвидации свалки отходов деревообработки и восстановлению нарушенных земель.

В обоснование своих требований прокурор указал, что Нижегородской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации цеха по переработке древесины, расположенного в д. Антониха Варнавинского района Нижегородской области.

Проведенной проверкой установлено, что распоряжением администрации Варнавинского района № 604 от 15 июля 2004г. Нифталиевой В.Н. разрешена реконструкция производственного здания (сенохранилища), расположенного в д. Антониха пер. Антонихинский, Варнавинского района Нижегородской области, под цех переработке древесины.

10 июня 2006г. комитетом по управлению муниципальным имуществом Варнавинского района с Нифталиевой В.Н. оформлен договор аренды на земельный участок из земель фонда запаса общей площадью 15000 кв.м для использования в целях переработки древесины, под пилораму. В акте приема передачи земельного участка указано, что сдаваемый в аренду земельный участок находится в состоянии, пригодном для использования его по целевому назначению и виду разрешенного пользования.

01 января 2010г. указанный земельный участок Нифталиевой В.Н. передан в аренду ООО «Варнава-Бизнес», которое осуществляет деревообрабатывающую деятельность на арендуемом земельном участке 1,5 га в границах, указанных в плане земельного участка. Основной сферой деятельности ООО «Варнава-Бизнес» является деревообработка. В ходе производственной деятельности предприятия образуются отходы деревообработки (горбыль, опил, мелкие древесные отходы), которые складируются на прилегающей к выделенному земельному участку территории.

Разрешение на создание объекта размещения отходов в установленном порядке не получено. Согласно справке Варнавинской администрации земельный участок выделен из земель запаса.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. Целями охраны земель являются:

- предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

- обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.

На основании ст. 12 Федерального закона РФ от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Указанное является нарушением требований природоохранного законодательства, соблюдение которых гарантирует реализацию прав граждан на благоприятную окружающую природную среду.

На основании ст. 29 и 32 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обеспечивается выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В соответствии с п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) отделяет территорию промышленной площади от жилой застройки с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками.

Границей жилой застройки является линия, ограничивающая размещение жилых зданий, строений, наземных сооружений и отстоящая от красной линии на расстояние, которое определяется градостроительными нормами. Красная линия отделяет территорию улично-дорожной сети от остальной территории города.

Проект санитарно-защитной зоны для данного предприятия не разработан, несмотря на то, что ООО «Варнава-Бизнес» осуществляет свою производственную деятельность на территории с. Антониха, Варнавинского района Нижегородской области.

Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Факты нарушения природоохранного законодательства подтверждаются актом № 11 от 30 марта 2010г. Ветлужского межрайонного отдела по экологическому контролю Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Однако ООО «Варнава-Бизнес» разрешения на создание объекта размещения отходов в вышеуказанном месте не имеет, отходы деревообработки не используются и не обезвреживаются, способ их хранения небезопасен для природной среды.

Пунктами 2.1, 2.8, 2.10-2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления, введенных в действие письмом Минприроды РФ от 21 июля 1994г. № 01-15/29-2115, для эксплуатирующих объекты размещения отходов организаций предусмотрены следующие обязанности: принимать надлежащие обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов, меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке; оформлять разрешения на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном; размещать отходы только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения.

Однако при ООО «Варнава-Бизнес» не проводятся профилактические меры, складирование отходов деревообработки осуществляется беспорядочно и бесконтрольно, нарушается травяной слой и гибнет растительность.

Таким образом, размещение отходов в данном месте не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. 1 закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10 сентября 1996г. № 45-З следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества.

При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, их последствий.

Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст. 6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном законом порядке разрешительной документации.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 2 ч. 8 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Администрацией Варнавинского района игнорируются требования санитарного и природоохранного законодательства, на протяжении ряда лет ООО «Варнава-Бизнес» складируются отходы деревообработки на близлежащих к арендуемому земельному участку территориях, не принимается мер по предупреждению последствий чрезвычайных ситуаций на территории района.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

У граждан должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не будет загрязненного воздуха, антисанитарного состояния территории свалки и ее санитарно-защитной зоны, эксплуатация свалки отходов производства и потребления не создаст опасность причинения вреда в будущем.

На основании ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В судебном заседании старший помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обухова Т.В. исковые требования, изложенные в исковом заявлении поддержала, предложив представить ответчикам срок для исполнения решения суда, а именно: ликвидировать свалку отходов деревообработки на прилегающих территориях к земельному участку с. Антониха, Варнавинского района, Нижегородской области до 01 сентября 2010г., провести работы по восстановлению нарушенных земель в соответствии с требованиями действующего законодательства до 01 декабря 2010г.

Представитель ответчика ООО «Варнава-Бизнес» по доверенности Татавцов А.А. в ходе судебного заседания с исковыми требованиями согласился, подтвердив, что действительно в с. Антониха, Варнавинского района ООО «Варнава-Бизнес» арендует земельный участок, на прилегающей к нему территории складирует отходы производства. В настоящее время ООО «Варнава-Бизнес» заключен договор с ООО «Ресурс» на поставку опилок.

Представитель администрации Варнавинского района по доверенности Масляков А.О. согласился с исковыми требованиями, пояснив, что ООО «Варнава-Бизнес» является самостоятельным юридическим лицом, поэтому обязано само нести ответственность, вопрос о сроке исполнения требований прокурора оставил на усмотрение суда.

Представитель администрации Шудского сельсовета Варнавинского района Нижегородской области - глава администрации Серебряков В.М. с исковыми требованиями прокурора согласился, признав, что нарушение имеет место быть. Считает, что на ликвидацию свалки производственных отходов потребуется не менее двух месяцев. а для восстановления земли необходимо срок предоставить больше и на усмотрение суда.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Маслякова И.А. с исковыми требованиями прокурора согласилась, считает, что они подлежат удовлетворению в полном объеме, вопрос о сроке исполнения требований прокурора оставила на усмотрение суда.

Представитель министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Пискунов В.П. с исковыми требования прокурора согласен.

Заслушав объяснения представителей сторон и третьих лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к выводу. Что требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Судом установлено, что 10 июня 2006г. комитетом по управлению муниципальным имуществом Варнавинского района с Нифталиевой В.Н. оформлен договор аренды на земельный участок из земель фонда запаса общей площадью 15 000 кв.м для использования в целях переработки древесины под пилораму.

01 января 2010г. указанный земельный участок Нифталиевой В.Н. передан в аренду ООО «Варнава-Бизнес», которое осуществляет деревообрабатывающую деятельность на арендуемом земельном участке 1,5 га в границах, указанных в плане земельного участка.

Согласно акту совместной проверки соблюдения природоохранного законодательства от 30 марта 2010г. территория предприятия «Варнава-Бизнес» не огорожена, границы территории не обозначены. Кроме арендуемой территории предприятием используются и прилегающие земельные участки. Так, на территории предприятия и прилегающих к нему земельных участках складируется пиломатериал и отходы производства (горбыль и древесные опилки). Горбыль складируется на расстоянии 200-300м в овраге, расположенном вблизи ручья, впадающего в р. Шуда.

Согласно ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.

На основании ст. 12 Федерального закона РФ от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Нарушены нормы, предусмотренные Временными правилами охраны окружающей среды от отходов производства и потребления, введенные в действие письмом Минприроды РФ от 21 июля 1994г. № 01-15/29-2115, предусмотренные пунктами 2.1, 2.8, 2.10-2.14, в частности не приняты надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов, меры по обращению с отходами, не соблюдаются санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами, не обеспечиваются условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления производственных отходов, не оформлено разрешение на размещение отходов.

Судом с достоверностью установлено, что разрешение на создание объекта размещения отходов в установленном порядке ООО «Варнава-Бизнес» не имеет. Нарушены санитарные правила и нормы, поскольку не определена и не утверждена санитарно-защитная зона, не разработан ее проект. ООО «Варнава-Бизнес» не проводит профилактические меры, складирование отходов деревообработки осуществляется беспорядочно и бесконтрольно нарушается травяной слой, гибнет растительность.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что эксплуатация данной свалки не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ч. 1 ст. 1 Закона Нижегородской области № 45 -З от 10 сентября 1996г. «Об экологической безопасности, понимается состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества. Под экологической безопасностью согласно ч. 2 указанной статьи понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

То есть эксплуатация данной свалки нарушает права и законные интересы граждан РФ на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией РФ.

Согласно ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредны) воздействий хозяйственной деятельности; 2)обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона РФ от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Поэтому суд признает обоснованным, что требования о ликвидации свалки отходов деревообработки и возложении обязанности провести работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположены свалка, заявленные к ООО «Варнава-Бизнес» которое, как установлено судом, осуществляет эксплуатацию данной свалки.

При этом суд учитывает, что в силу ч. 2 ст. 78 того же Федерального закона на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Учитывая, что в силу п. 8 и п. 23 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения также отнесены: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, суд также полагает, что требование о возложении обязанности организовать работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположена свалка также обосновано обращено к администрации Варнавинского района Нижегородской области.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из требований разумности, а также с учетом мнения участников судебного заседания, суд полагает необходимым предоставить ответчику срок для ликвидации свалки отходов деревообработки на прилегающих территориях к земельному участку с. Антониха Варнавинского района Нижегородской области срок до 01 сентября 2010г., для проведения работ по восстановлению нарушенных земель срок до 01 декабря 2010г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Варнава-Бизнес» ликвидировать свалку отходов деревообработки на прилегающих территориях к земельному участку с. Антониха, Варнавинского района, Нижегородской области, установив срок для исполнения решения суда до 01 сентября 2010г. с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Варнава-Бизнес» провести работы по восстановлению нарушенных земель в соответствии с требованиями действующего законодательства, установив срок для исполнения решения суда до 01 декабря 2010г. с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Варнавинского района Нижегородской области организовать работы по ликвидации свалки отходов деревообработки и восстановлению нарушенных земель.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления его в окончательной форме через Варнавинский районный суд.

Судья С.Б. Христич