решение о понуждении к совершению действий



Дело №2-232/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2010 года судья Варнавинского районного суда Нижегородской области Ивлев Д.Н., с участием:

помощника прокурора Варнавинского района Бузина А.М.,

представителя ответчика - администрации <адрес> сельского совета <адрес> (главы администрации) - Моисеева М.Ю.,

представителя третьего лица - администрации <адрес> (по доверенности) - Маслякова А.О.,

представителя третьего лица - отделения ГПН - государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору - Киселева В.Н.,

при секретаре Дубининой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского совета <адрес> о понуждении к действию,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Варнавинского района обратился в суд с рассматриваемым иском, просит: обязать администрацию <адрес> сельсовета <адрес> обеспечить дер.<адрес> сельского совета <адрес> подъездом с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года у пожарного водоисточника; установить в месте расположения пожарного водоисточника, а так же на
пути движения к нему соответствующие опознавательные указатели; в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения вышеуказанных действий.

В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее.

Прокуратурой Варнавинского района Нижегородской области в ходе проведения проверки соблюдения законодательства органами местного самоуправления в сфере обеспечения пожарной безопасности установлено, что в д.<адрес> <адрес> выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

В силу ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьями 20, 34 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее ФЗ №69) установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту их жизни и здоровья и имущества в случае пожара.

Положениями ст.1 Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 08.06.2003 г. №313 (далее ППБ 01-03) предусмотрено, что требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.1 п.9 ст.14 Федерального Закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ №131) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной      безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности     муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся
в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В силу ч.1 ст.3 ФЗ №69, системой обеспечения пожарной безопасности является совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Часть 3 ст.3 ФЗ №69 предусматривает, что одними из функций обеспечения системы пожарной безопасности является разработка и осуществление мер пожарной безопасности, выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности.

В соответствии с п.94 ППБ 01-03, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Пунктом 114 ППБ 01-03 предусмотрено, что на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В силу п. 90 ППБ 01-03, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Исходя из положений примечания к п.9.9 Свода правил системы противопожарной защиты, источников наружного противопожарного водоснабжения, требований пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС от 25.03.2009 г. №178, у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.

ГОСТ Р 12.4.026, утвержденный Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологи от 19.09.2001 №387-ст предусматривает, что указательный знак - «пожарный водоисточник» должен располагаться в местах нахождения пожарных водоемов или пирса для пожарных машин. Так же установлено, что основная поверхность знака должна быть красного цвета, графический символ и кант белого цвета.

В соответствии с п.118 ППБ 01-03 населенны пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. Не разрешается переводить линии связи "01" в таксофонах на платное обслуживание.

С учетом изложенного, ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в д.<адрес> <адрес> является администрация <адрес> сельсовета <адрес>.

Проверкой установленной, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства в д.Тимариха <адрес> отсутствует подъезд с твердым покрытием площадкой (пирсом) размером 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды у пожарного водоисточника, соответствующие опознавательные указатели.

Таким образом, отсутствие подъезда с твердым покрытием площадкой (пирсом) размером 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды у пожарного водоисточника, соответствующих опознавательных указателей, является нарушением действующего законодательства, со стороны органов местного самоуправления, нарушает права неопределенного круга лиц, так как в случае возникновения чрезвычайной ситуации (в т.ч. пожара) могут пострадать жилые строения и произойти гибель людей (т.е. неопределенного круга лиц), причинен значительный ущерб лесным насаждения, а также не представляется возможным своевременное реагирование сотрудников специализированных служб, в т.ч. МЧС, в случае возникновения пожарной опасности и чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Бузин А.М. представил суду заявление прокурора <адрес>, в котором он в связи с добровольным исполнением ответчиком части требований уточняет исковые требования и просит суд считать правильным просительную часть искового заявления, изложенную в следующей редакции:

1. Обязать администрацию <адрес> сельсовета <адрес> установить в д.Тимариха в месте расположения пожарного водоисточника, а так же на пути движения к нему соответствующие опознавательные указатели.

2. В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для совершения вышеуказанных действий.

С учетом указанных изменений помощник прокурора <адрес> Бузин А.М. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, полагал, что ответчику для устранения нарушения требований пожарной безопасности необходимо предоставить срок 3 месяца.

Представитель ответчика - администрации <адрес> сельсовета <адрес> - Моисеев М.Ю. в суде с заявленным прокурором требованием в целом согласился, просил предоставить срок для исполнения этого требования 1 год.

Представитель ответчика - администрации <адрес> - Масляков А.О. оставил требование прокурора на усмотрение суда, пояснив при этом, что выделение средств на требуемые противопожарные мероприятия администрации <адрес> сельского совета возможно лишь в случае, если эти расходы будут запланированы в бюджете района на будущий год.

Представитель третьего лица - отделения ГПН по <адрес> - Киселев В.Н. требования прокурора поддержал.

Представитель третьего лица - 124 пожарной части по охране <адрес> и <адрес> - Смирнов А.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, ранее в суде требования прокурора также поддержал в полном объеме.

Заслушав стороны и представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.20 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь.

В соответствии ч.1 ст.45 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В соответствии с ч.1 ст.130 Конституции РФ, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии со ст.34 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Статья 1 того же Федерального закона определяет:

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

В соответствии с ч.1 и 2 ст.3 ФЗ «О пожарной безопасности», системой обеспечения пожарной безопасности является совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, согласно п.9 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В силу п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313, настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Приведенные нормы закона свидетельствуют о том, обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории <адрес> сельского совета <адрес>, в том числе и в д.<адрес>, является администрация данного сельского совета.

В соответствии с п.90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Согласно п.3 Примечаний к п.9.9 «Свода правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009» утвержденного Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 г. №178, у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.

Указанный ГОСТ Р 12.4.026, предусматривает, что указательный знак «пожарный «водоисточник» должен располагаться в местах нахождения пожарных водоемов или пирса для пожарных машин, основная поверхность знака должна быть красного цвета, графический символ и кант белого цвета.

Судом установлено, что в месте расположения пожарного водоисточника в д.<адрес> сельского совета <адрес>, а также на пути движения к нему отсутствуют соответствующие опознавательные указатели.

Данное обстоятельства в суде представителем ответчика - администрации <адрес> сельского совета <адрес> - Моисеевым М.Ю. не оспаривалось, и объективно подтверждаются представленным суду актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проводившейся помощником прокурора <адрес> Бузиным А.М. в присутствии главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Сидоренкова А.А., а также представленными суду главным государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору Сидоренковым А.А. сведениями о профилактических проверках, проводившихся ОГПН по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ

Учитывая, что факт несоблюдения указанного требования Правил пожарной безопасности ответчиком - администрацией <адрес> сельского совета <адрес> - признается судом установленными, а требование прокурора о возложении на администрацию <адрес> сельского совета <адрес> обязанности по его устранению - подлежащими удовлетворению.

В силу ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из требований разумности, с учетом мнения участников судебного заседания и того, что финансирование необходимых мероприятий будет осуществляться, в основном, из средств бюджета района, суд полагает необходимым предоставить ответчику шестимесячный срок для выполнения вышеназванных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Варнавинского района удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> сельского совета <адрес> установить в деревне <адрес> сельского совета <адрес> в месте расположения пожарного водоисточника, а так же на пути движения к нему соответствующие опознавательные указатели.

Для исполнения решения суда установить ответчику срок 06 (шесть) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Нижегородский областной суд через Варнавинский районный суд Нижегородской области.

Судья                                                                                                                                 Д.Н. Ивлев