Дело №2-60/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 апреля 2011 года Варнавинский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего: судьи Ивлева Д.Н., с участием: помощника прокурора Варнавинского района Усова М.С., представителей (по доверенностям) ответчика - МУЗ Варнавинская центральная районная больница - Старшиновой В.А. и Чистякова В.А., представителя (по доверенности) третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области - Масляковой И.А. при секретаре Дубининой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Варнавино Нижегородской области гражданское дело по иску прокурора Варнавинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУЗ Варнавинская центральная районная больница о понуждении к действию, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Варнавинского района обратился в суд с рассматриваемым иском, в котором просит обязать МУЗ «Варнавинская ЦРБ» устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно обеспечить родильное отделение МУЗ «Варнавинская ЦРБ» отдельным помещением для хранения вакцины против гепатита В, а так же хранения и разведения вакцины БЦЖ; в соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для совершения вышеуказанных действий. В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее. Прокуратурой Варнавинского района проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в медицинских учреждениях на территории Варнавинского района. В силу ч.1 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Частью 3 ст.43 Конституции РФ предусмотрено, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В ходе проведения проверки установлено, что в родильном отделении МУЗ «Варнавинская ЦРБ» отсутствует отдельное помещение для хранения вакцины против гепатита В, хранения и разведения вакцины БЦЖ данный факт является нарушением п.3.4.6. главы 4 СанПиН 2.1.3.2630 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Вместе с тем, родильное отделения является обособленным подразделением МУЗ «Варнавинская ЦРБ», что и делает ее ответственным за соблюдение требований санитарно - эпидемиологического законодательства. Допущенные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства создают угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц, так как не устранение данных нарушений может привести к неблагоприятным последствиям в виде эпидемий, эпизоотии на территории Варнавинского района Нижегородской области. В судебном заседании помощник прокурора Варнавинского района Усов М.С. представил суду заявление прокурора Варнавинского района, в котором он дополнил исковые требования и просит суд считать правильным просительную часть искового заявления, изложенную в следующей редакции: обязать МУЗ «Варнавинская ЦРБ» устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: - обеспечить родильное отделение МУЗ «Варнавинская ЦРБ» отдельным помещением для хранения вакцины против гепатита В, а так же хранения и разведения вакцины БЦЖ; в родильном отделение МУЗ «Варнавинская ЦРБ» обеспечить разделение потоков персонала и больных поступающих на госпитализацию. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения С учетом указанных изменений помощник прокурора Варнавинского района Усов М.С. исковое требование прокурора поддержал в полном объеме, полагал, что ответчику для выполнения заявленного прокурором требования необходимо предоставить срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представители ответчика - МУЗ Варнавинская центральная районная больница - Старшинова В.А. и Чистяков В.А.в суде с заявленными прокурором требованиями согласились, наличие указанных в иске нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства не оспаривали, не возражали против установления предложенного помощником прокурором Варнавинского района Усовым М.С. срока для исправления этих нарушений. Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области - Маслякова И.А. требования прокурора поддержала. Заслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В соответствии ч.1 ст.45 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Согласно ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека; Часть 1 ст.2 указанного Федерального закона предусматривает, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. В силу ч.2 той же статьи, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В силу ст.8 вышеназванного Федерального закона, граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст.11 того же Федерального закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; В соответствии со ст.3 приводимого Федерального закона, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Приведенные нормы закона свидетельствуют о том, что выполнение требований санитарного законодательства и обеспечение безопасности для здоровья человека оказываемых медицинских услуг, в том числе в родильном отделения входит в обязанности МУЗ Варнавинская ЦРБ, обособленным подразделением которого, родильное отделение является. Пункт 3.3 главы I «СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 г. №58 предусматривает, что структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности. Пункт 3.4.6 главы IV указанного нормативного акта предписывает, что хранение вакцины против гепатита B, а также хранение и разведение вакцины БЦЖ осуществляется в отдельном помещении. Судом установлено, что, в нарушение указанных требований, в родильном отделении МУЗ Варнавинская ЦРБ планировка помещений не обеспечивает разделение потоков движения больных и персонала (отсутствуют отдельный вход и гардероб для персонала), а также отсутствует отдельное помещение для хранения вакцины против гепатита В, а также хранения и разведения вакцины БЦЖ. Данные обстоятельства в суде представителями ответчика не оспаривались, и объективно подтверждаются представленным суду актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проводившейся помощником прокурора ФИО3 <адрес> ФИО9 в присутствии специалиста-эксперта Роспотребнадзора по Варнавинкому району Масляковой И.А., информационным письмом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Семеновском,Варнавинском, Воскресенском,Краснобаковском районах. Учитывая, что факт несоблюдения вышеназванных требований санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком - МУЗ Варнавинская центральная районная больница признается судом установленным, суд считает, что требование прокурора о возложении на МУЗ Варнавинская центральная районная больница обязанности по устранению имеющихся недостатков подлежит удовлетворению. В силу ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Исходя из требований разумности, с учетом мнения участников судебного заседания суд полагает необходимым предоставить ответчику срок до ДД.ММ.ГГГГ для выполнения вышеназванных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Варнавинского района удовлетворить. Обязать МУЗ Варнавинская Центральная районная больница устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в родильном отделении МУЗ Варнавинская Центральная районная больница: обеспечить отделение отдельным помещением для хранения вакцины против гепатита В, а так же хранения и разведения вакцины БЦЖ; обеспечить в отделении разделение потоков персонала и больных поступающих на госпитализацию. Для исполнения решения суда установить ответчику срок до ДД.ММ.ГГГГ. Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Нижегородский областной суд через Варнавинский районный суд Нижегородской области. Судья Д.Н. Ивлев
вышеуказанных действий.