о понуждении к совершению действий



Дело №2-60/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2011 года Варнавинский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего: судьи Ивлева Д.Н., с участием:

помощника прокурора Варнавинского района Усова М.С.,

представителей (по доверенностям) ответчика - МУЗ Варнавинская центральная районная больница - Старшиновой В.А. и Чистякова В.А.,

представителя (по доверенности) третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области - Масляковой И.А.

при секретаре Дубининой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Варнавино Нижегородской области гражданское дело по иску прокурора Варнавинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУЗ Варнавинская центральная районная больница о понуждении к действию,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Варнавинского района обратился в суд с рассматриваемым иском, в котором просит обязать МУЗ «Варнавинская ЦРБ» устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно обеспечить родильное отделение МУЗ «Варнавинская ЦРБ» отдельным помещением для хранения вакцины против гепатита В, а так же хранения и разведения вакцины БЦЖ; в соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для совершения вышеуказанных действий.

В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее.

Прокуратурой Варнавинского района проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в медицинских учреждениях на территории Варнавинского района.

В силу ч.1 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Частью 3 ст.43 Конституции РФ предусмотрено, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В ходе проведения проверки установлено, что в родильном отделении МУЗ «Варнавинская ЦРБ» отсутствует отдельное помещение для хранения вакцины против гепатита В, хранения и разведения вакцины БЦЖ данный факт является нарушением п.3.4.6. главы 4 СанПиН 2.1.3.2630 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Вместе с тем, родильное отделения является обособленным подразделением МУЗ «Варнавинская ЦРБ», что и делает ее ответственным за соблюдение требований санитарно - эпидемиологического законодательства.

Допущенные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства создают угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц, так как не устранение данных нарушений может привести к неблагоприятным последствиям в виде эпидемий, эпизоотии на территории Варнавинского района Нижегородской области.

В судебном заседании помощник прокурора Варнавинского района Усов М.С. представил суду заявление прокурора Варнавинского района, в котором он дополнил исковые требования и просит суд считать правильным просительную часть искового заявления, изложенную в следующей редакции:

обязать МУЗ «Варнавинская ЦРБ» устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

- обеспечить родильное отделение МУЗ «Варнавинская ЦРБ» отдельным помещением для хранения вакцины против гепатита В, а так же хранения и разведения вакцины БЦЖ;

в родильном отделение МУЗ «Варнавинская ЦРБ» обеспечить разделение потоков персонала и больных поступающих на госпитализацию.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения
вышеуказанных действий.

С учетом указанных изменений помощник прокурора Варнавинского района Усов М.С. исковое требование прокурора поддержал в полном объеме, полагал, что ответчику для выполнения заявленного прокурором требования необходимо предоставить срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представители ответчика - МУЗ Варнавинская центральная районная больница - Старшинова В.А. и Чистяков В.А.в суде с заявленными прокурором требованиями согласились, наличие указанных в иске нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства не оспаривали, не возражали против установления предложенного помощником прокурором Варнавинского района Усовым М.С. срока для исправления этих нарушений.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области - Маслякова И.А. требования прокурора поддержала.

Заслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В соответствии ч.1 ст.45 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Согласно ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;

вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;

безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;

Часть 1 ст.2 указанного Федерального закона предусматривает, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе:

профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу ч.2 той же статьи, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ст.8 вышеназванного Федерального закона, граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст.11 того же Федерального закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

В соответствии со ст.3 приводимого Федерального закона, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Приведенные нормы закона свидетельствуют о том, что выполнение требований санитарного законодательства и обеспечение безопасности для здоровья человека оказываемых медицинских услуг, в том числе в родильном отделения входит в обязанности МУЗ Варнавинская ЦРБ, обособленным подразделением которого, родильное отделение является.

Пункт 3.3 главы I «СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 г. №58 предусматривает, что структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности.

Пункт 3.4.6 главы IV указанного нормативного акта предписывает, что хранение вакцины против гепатита B, а также хранение и разведение вакцины БЦЖ осуществляется в отдельном помещении.

Судом установлено, что, в нарушение указанных требований, в родильном отделении МУЗ Варнавинская ЦРБ планировка помещений не обеспечивает разделение потоков движения больных и персонала (отсутствуют отдельный вход и гардероб для персонала), а также отсутствует отдельное помещение для хранения вакцины против гепатита В, а также хранения и разведения вакцины БЦЖ.

Данные обстоятельства в суде представителями ответчика не оспаривались, и объективно подтверждаются представленным суду актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проводившейся помощником прокурора ФИО3 <адрес> ФИО9 в присутствии специалиста-эксперта Роспотребнадзора по Варнавинкому району Масляковой И.А., информационным письмом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Семеновском,Варнавинском, Воскресенском,Краснобаковском районах.

Учитывая, что факт несоблюдения вышеназванных требований санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком - МУЗ Варнавинская центральная районная больница признается судом установленным, суд считает, что требование прокурора о возложении на МУЗ Варнавинская центральная районная больница обязанности по устранению имеющихся недостатков подлежит удовлетворению.

В силу ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из требований разумности, с учетом мнения участников судебного заседания суд полагает необходимым предоставить ответчику срок до ДД.ММ.ГГГГ для выполнения вышеназванных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Варнавинского района удовлетворить.

Обязать МУЗ Варнавинская Центральная районная больница устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в родильном отделении МУЗ Варнавинская Центральная районная больница:

обеспечить отделение отдельным помещением для хранения вакцины против гепатита В, а так же хранения и разведения вакцины БЦЖ;

обеспечить в отделении разделение потоков персонала и больных поступающих на госпитализацию.

Для исполнения решения суда установить ответчику срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Нижегородский областной суд через Варнавинский районный суд Нижегородской области.

Судья                                                                                                                                 Д.Н. Ивлев