о понуждению к совершению действий



Дело №2-61/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2011 года Варнавинский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего: судьи Ивлева Д.Н., с участием:

помощника прокурора Варнавинского района Усова М.С.,

представителей (по доверенностям) ответчика - МУЗ Варнавинская центральная районная больница - Старшиновой В.А. и Чистякова В.А.,

представителя (по доверенности) третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области - Масляковой И.А.

при секретаре Дубининой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Варнавино Нижегородской области гражданское дело по иску прокурора Варнавинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУЗ Варнавинская центральная районная больница о понуждении к действию,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Варнавинского района обратился в суд с рассматриваемым иском, в котором просит обязать МУЗ «Варнавинская ЦРБ» устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: произвести косметический ремонт во всех основных помещениях Северной участковой больницы, находящейся по адресу: ФИО3 <адрес>; указать на упаковках со стерильным материалом в процедурном кабинете Северной участковой больницы сроки хранения; в соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для совершения вышеуказанных действий.

В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее.

Прокуратурой Варнавинского района проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в медицинских учреждениях на территории Варнавинского района.

В силу ч.1 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Частью 3 ст.43 Конституции РФ предусмотрено, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В ходе проведения проверки установлено, что в Северной участковой больнице, расположенной по адресу: ФИО3 <адрес>, на момент проведения проверки ряд помещений больницы (коридоры, 2 лестничные клетки, подсобные помещения) имеют нарушения внутренней отделки (следы протечек на потолках и стенах, линолеум местами порван и т.д.), которые не позволяют проводить качественно влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств. Незамедлительное устранение текущих дефектов не производится. Необходима покраска стен, потолка, замена линолеума, покраска и частичная замена оконных рам. Данный факт является нарушением п. 4.2, 4.3, 11.14 гл.1 СанПиН 2.1.3,2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Такт же установлено, что в процедурном кабинете Северной участковой больницы на упаковках со стерильным материалом не указаны сроки хранения, что является нарушением п. 2.25. главы 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Вместе с тем, Северная участковая больница является обособленным подразделением МУЗ «Варнавинская ЦРБ», что и делает ее ответственным за соблюдение требований санитарно- эпидемиологического законодательства.

Допущенные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства создают угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц, так как не устранение данных нарушений может привести к неблагоприятным последствиям в виде эпидемий, эпизоотии на территории Варнавинского района Нижегородской области.

В судебном заседании помощник прокурора Варнавинского района Усов М.С. представил суду заявление прокурора Варнавинского района, в котором он изменил исковые требования и просит суд считать правильным просительную часть искового заявления, изложенную в следующей редакции: обязать МУЗ «Варнавинская ЦРБ» устранить вышеперечисленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, произвести косметический ремонт во всех основных помещениях Северной участковой больницы, находящейся по адресу: ФИО3 <адрес>, а именно:

- провести ремонт следующих помещений: 2-х лестничных клеток между 1 и 2 этажом, подсобного помещения пищеблока, коридора 1 этажа.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения
вышеуказанных действий.

От требования об обязании ответчика указать на упаковках со стерильным материалом в процедурном кабинете Северной участковой больницы сроки хранения прокурор отказался, производство по делу в этой части судом прекращено.

С учетом указанных изменений помощник прокурора Варнавинского района Усов М.С. исковое требование прокурора поддержал в полном объеме, полагал, что ответчику для выполнения заявленного прокурором требования необходимо предоставить срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представители ответчика - МУЗ Варнавинская центральная районная больница - Старшинова В.А. и Чистяков В.А.в суде с заявленными прокурором требованиями согласились, наличие указанных в иске нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства не оспаривали, не возражали против установления предложенного помощником прокурором Варнавинского района Усовым М.С. срока для исправления этих нарушений.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области - Маслякова И.А. требования прокурора поддержала.

Заслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В соответствии ч.1 ст.45 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Согласно ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;

вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;

безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;

Часть 1 ст.2 указанного Федерального закона предусматривает, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе:

профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу ч.2 той же статьи, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ст.8 вышеназванного Федерального закона, граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст.11 того же Федерального закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

В соответствии со ст.3 приводимого Федерального закона, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Приведенные нормы закона свидетельствуют о том, что выполнение требований санитарного законодательства и обеспечение безопасности для здоровья человека оказываемых медицинских услуг, в том числе в Северной участковой больнице, входит в обязанности МУЗ Варнавинская ЦРБ, обособленным подразделением которого, согласно Уставу Муниципального учреждения здравоохранения Варнавинская центральная районная больница, эта участковая больница является.

Пункт 4.2 главы I «СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 г. №58, предусматривает, что поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.

Согласно п.4.3 главы I указанного нормативного акта, покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны.

Пункт 11.14 главы I того же нормативного акта предписывает, что устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.

Судом установлено, что, в нарушение указанных требований, в Северной участковой больнице коридор 1 этажа, 2 лестничные клетки между 1 и 2 этажом, подсобные помещения пищеблока имеют нарушения внутренней отделки - следы протечек на потолках и стенах, линолеум местами порван и т.д., - которые не позволяют проводить качественно влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств, незамедлительное устранение текущих дефектов отделки не производится; необходима покраска стен, потолка, замена линолеума, покраска и частичная замена оконных рам.

Данные обстоятельства в суде представителями ответчика не оспаривались, и объективно подтверждаются представленным суду актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проводившейся помощником прокурора ФИО3 <адрес> ФИО9 в присутствии специалиста-эксперта Роспотребнадзора по Варнавинкому району Масляковой И.А., информационным письмом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Семеновском,Варнавинском, Воскресенском,Краснобаковском районах.

Учитывая, что факт несоблюдения вышеназванных требований санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком - МУЗ Варнавинская центральная районная больница признается судом установленным, суд считает, что требование прокурора о возложении на МУЗ Варнавинская центральная районная больница обязанности по устранению имеющихся недостатков подлежит удовлетворению.

В силу ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из требований разумности, с учетом мнения участников судебного заседания суд полагает необходимым предоставить ответчику срок до ДД.ММ.ГГГГ для выполнения вышеназванных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Варнавинского района удовлетворить.

Обязать МУЗ Варнавинская Центральная районная больница устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в Северной участковой больнице, расположенной по адресу: <адрес>, ФИО3 <адрес>: произвести ремонт 2-х лестничных клеток между 1 и 2 этажом, подсобного помещения пищеблока, коридора 1 этажа.

Для исполнения решения суда установить ответчику срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Нижегородский областной суд через Варнавинский районный суд Нижегородской области.

Судья                                                                                                                                 Д.Н. Ивлев