Дело № 2-267/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ... 00.00.0000 года ... ... суд ... в составе: председательствующего судьи Никитиной С.И. при секретаре Бариновой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Главы Пичугинского сельсовета ... КОНДРАТЬЕВА Л.А. на действия государственного инспектора ... по пожарному надзору НЕДОКУШЕВ А.Н., У С Т А Н О В И Л: Глава Пичугинского сельсовета ... КОНДРАТЬЕВА Л.А. обратилась в суд с жалобой на действия инспектора ОНД по ... НЕДОКУШЕВ А.Н., указав, что 00.00.0000 г. госинспектором ... по пожарному надзору НЕДОКУШЕВ А.Н. ей выдано предписание об устранении недостатков и предоставлен срок для их устранения до 00.00.0000 г. Считает предписание незаконным, так как Пичугинский сельсовет является бюджетной организацией, 70% бюджета состоит из дотаций. Уличное освещение, находящееся на территории сельсовета, на балансе не состоит, поэтому денежные средства на его содержание в бюджет не закладываются и не выделяются. Полагает, что ответственность за содержание уличного освещения не несет. В ноябре 2010 г. в Администрацию Варгашинского района была подана заявка на выделение средств на содержание уличного освещения, но средства в бюджет заложены не были. Также не были заложены средства на оборудование звуковой сигнализацией и обустройство пирсов. Считает выданное предписание неисполнимым. Просит признать незаконными действия сотрудника ОНД по ... госинспектора ... по пожарному надзору НЕДОКУШЕВ А.Н., выразившееся в выдаче незаконного предписания от 00.00.0000 г. Главе Пичугинского сельсовета КОНДРАТЬЕВА Л.А. В судебном заседании Глава Пичугинского сельсовета КОНДРАТЬЕВА Л.А. не присутствовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (заявление от 00.00.0000 г.). В судебном заседании представитель Главы Пичугинского сельсовета КОНДРАТЬЕВА Л.А.- Кондратьев А.В., действующий на основании доверенности от 00.00.0000 г., жалобу поддержал, дополнительно пояснил, что акт выявленных недостатков от 00.00.0000 г., на основании которого выдано предписание, необоснован, поскольку указанное в нем не соответствует действительности. В сельсовете имеется план противопожарных мероприятий от 00.00.0000 г., из которого только одно мероприятие не исполнено. Произведена опашка лесов в пределах предусмотренных на эти цели средств. Территория в апреле очищена от мусора, листьев и травы. Имеются указатели по направлению к водоисточникам. Установка звуковой сигнализации, обустройство пирсов и наружного освещения требуют больших денежных затрат, в бюджете сельсовета на 2011 г. денег на эти цели нет. О необходимости наличия сигнализации и пирсов Глава сельсовета не знала. Полагал, что предписание выдано не надлежащему лицу. Вместо Главы сельсовета оно должно быть выдано Администрации Пичугинского сельсовета как юридическому лицу. Действия должностного лица должны быть законны, обоснованны и реально выполнимы. Выданное НЕДОКУШЕВ А.Н. предписание этим требованиям не отвечает: предъявлено ненадлежащему лицу, акт составлялся в отсутствие Главы и проверка фактически не проводилась. Часть указанных недостатков является надуманной и не соответствующей действительности, часть является невыполнимой в отведенный срок, поскольку требует значительных денежных затрат, которые в бюджете сельсовета отсутствуют. Проведение внеплановой проверки не согласовано с прокурором. Просил жалобу удовлетворить. Заинтересованное лицо государственный инспектор ... по пожарному надзору- инспектор ОНД по ... Кетовского межрайонного отдела надзорной деятельности управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по ... НЕДОКУШЕВ А.Н. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал и пояснил, на основании распоряжения на проверку от 00.00.0000 г. №***, изданного во исполнение приказа Главного управления МСЧ России по ... от 00.00.0000 г. и поручения Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 г., в мае 2011 г. он провел проверку по соблюдению требований правил пожарной безопасности на территории Пичугинского сельсовета .... Поскольку проверка проводилась по поручению Правительства РФ, согласование с прокурором не требуется. 00.00.0000 г. он известил Главу Пичугинского сельсовета КОНДРАТЬЕВА Л.А. о предстоящей проверке. 00.00.0000 г. с участием Главы провел проверку. 00.00.0000 г. им составлен акт проверки, его копия вручена КОНДРАТЬЕВА Л.А. В акте ошибочно указано, что проверка проведена 11 мая вместо 6 мая. Указанные в акте нарушения действительно имеют место. Администраций Пичугинского сельсовета не разработаны и не в полной мере выполнены мероприятия, исключающие переброс огня при лесных пожарах- то есть не устроены защитные противопожарные полосы установленной ширины. Отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре и наружное освещение в темное время суток. Не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием у естественных водоемов. У водоисточников и по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели. Территория своевременно не очищается от горючих отходов, мусора, опавших листьев. 00.00.0000 г. Главе выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Его действия соответствуют требованиям закона. Просил в удовлетворении жалобы отказать. Заслушав представителя заявителя, заинтересованное лицо, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении жалобы по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В судебном заседании установлено, что 00.00.0000 г. государственным инспектором ... по пожарному надзору- инспектором ОНД по ... Кетовского межрайонного отдела надзорной деятельности управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по ... НЕДОКУШЕВ А.Н. проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории Пичугинского сельсовета ... в присутствии Главы сельсовета КОНДРАТЬЕВА Л.А. Проверка проводилась на основании распоряжения начальника ОНД по ... Кетовского межрайонного отдела надзорной деятельности Прокопьева А.В. от 00.00.0000 г. №*** в соответствии с приказом «Об обеспечении пожарной безопасности объектов ..., подверженных угрозе лесных пожаров» от 18.03.2011 г. № 210-2-12, изданного во исполнение поручения Президента Российской Федерации (Правительства Российской Федерации) от 25.02.2011 г. № ИШ-П4-1111. Копии указанных документов имеются в материалах дела. Полномочия НЕДОКУШЕВ А.Н. на право проведения проверки подтверждены его должностными обязанностями от 00.00.0000 г. О предстоящей проверке Глава Пичугинского сельсовета КОНДРАТЬЕВА Л.А. была предупреждена в установленный п. 16 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. срок – за 24 часа. Данное обстоятельство никем не оспаривается. Основанием для проведения внеплановой проверки Пичугинского сельсовета послужил приказ руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации. Поэтому согласования с органом прокуратуры в данном случае не требовалось (п. 5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ). По результатам проверки инспектором НЕДОКУШЕВ А.Н. составлен акт №*** от 00.00.0000 г., копия которого вручена Главе Пичугинского сельсовета КОНДРАТЬЕВА Л.А. В акте отражены следующие нарушения: 1) не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие переброс огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, удаление в летний период сухой растительности); 2) на территории населенного пункта не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; 3) не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; 4) у водоисточников, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели; 5) на территории населенных пунктов Администрации Пичугинского сельсовета отсутствует наружное освещение в темное время суток; 6) территории Администрации Пичугинского сельсовета в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями не своевременно очищается от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы. Акт №*** от 11.105.2011 г. соответствует требованиям, предусмотренным порядком оформления результатов проверки, указанных в ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ. В акте указано, что проверка населенных пунктов Пичугинского сельсовета проведена 00.00.0000 г. Однако в судебном заседании установлено, и никем не оспаривалось, что фактически проверка проводилась 00.00.0000 года. Неправильное указание в акте даты проведения проверки суд расценивает как техническую ошибку. Составление акта не в день проверки- 6 мая, а 11 мая, не является существенным нарушением и не влияет на правильность отражения выявленных нарушений. В статье 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. указаны грубые нарушения требований закона, влекущие недействительность результатов проверки. Таких грубых нарушений инспектором НЕДОКУШЕВ А.Н. в ходе проведения проверки соблюдения требования пожарной безопасности на территории Пичугинского сельсовета судом не выявлено. Доводы представителя заявителя Кондратьева А.В. о том, что в акте указаны нарушения, не соответствующие действительности, являются несостоятельными и ничем не подтвержденными в судебном заседании. Так, заявителем суду представлена копия плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на территории Пичугинского сельсовета от 00.00.0000 г. Как пояснил инспектор НЕДОКУШЕВ А.Н., на момент проверки 00.00.0000 г. данный план мероприятий отсутствовал и ему представлен не был. Имеющаяся защитная противопожарная полоса по ширине вспашки не соответствует предъявляемым требованиям. Доказательств обратного представителем заявителя суду не представлено. Также представителем Кондратьевым А.В. суду не представлено доказательств в подтверждение довода о своевременной очистке территории от сухого мусора. В судебном заседании установлено, что на территории Пичугинского сельсовета отсутствуют указатели, соответствующие определенным требованиям, у водоисточников и по направлению движения к ним. Имеющиеся указатели по направлению движения к водоисточникам не соответствуют установленным требованиям: указатели должны быть объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с указанием расстояния до водоисточника (п. 94 ППБ 01-03). Проверка территории Пичугинского сельсовета 00.00.0000 года проводилась в присутствии Главы КОНДРАТЬЕВА Л.А., доказательств обратного суду не представлено. Проверка была проведена в порядке, установленном законом: уполномоченным лицом, на основании соответствующего распоряжения, в установленный законом срок, результаты проверки оформлены надлежащим образом. Статьей 17 Федерального закона № 294-ФЗ определено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившего проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. По результатам проверки инспектором НЕДОКУШЕВ А.Н. Главе Пичугинского сельсовета КОНДРАТЬЕВА Л.А. было выдано предписание №*** от 00.00.0000 г. об устранении выявленных нарушений, а именно : 1) в населенных пунктах Пичугинского сельсовета, расположенных в лесных массивах, органам местного самоуправления разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; 2) у естественных водоисточников Администрации Пичугинского сельсовета устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; 3) на территории населенных пунктов пичугинского сельсовета установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; 4) у водоисточников, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели; 5) на территории населенных пунктов Администрации Пичугинского сельсовета оборудовать наружное освещение в темное время суток; 6) территорию Администрации Пичугинского сельсовета в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями своевременно очищать от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы. Копия предписания вручена КОНДРАТЬЕВА Л.А. В судебном заседании установлено, что указанное предписание является законным и обоснованным по следующим основаниям. Статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. установлено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности (ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ). Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, в соответствии с п. 1 которых Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 1,2 Правил). Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации установлено следующее: -территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. (пункт 21 ППБ 01-03). - территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать". Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (пункт 27 ППБ 01-03). - у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (пункт 90 ППБ 01-03). - при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления) (пункт 94 ППБ 01-03). -для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие) (пункт 112 ППБ 01-03). - на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны (пункт 114 ППБ 01-03). Требования, указанные в предписании от 00.00.0000 г. №***, полностью соответствуют правилам и нормам пожарной безопасности, содержащихся в вышеуказанных нормативных правовых актах. Таким образом, порядок выдачи предписания инспектором НЕДОКУШЕВ А.Н. соблюден полностью, содержание оспариваемого предписания соответствует требованиям закона и иным нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в области пожарной безопасности. Доводы заявителя о том, что предписание выдано ненадлежащему лицу, являются несостоятельными, поскольку ст. 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ предусмотрена выдача руководителям организаций и должностным лицам обязательных для исполнения предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Глава Пичугинского сельсовета является высшим должностным лицом Пичугинского сельсовета и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения ( п. 1 ст. 28 Устава). Глава обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области ( пп 5 п. 1 ст. 29 Устава). Согласно пп 10 п. 1 ст. 6 Устава к вопросам местного значения Пичугинского сельсовета отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Пичугинского сельсовета, что полностью соответствует требованиям Федерального закона «О пожарной безопасности». Таким образом, Глава Пичугинского сельсовета, как высшее должностное лицо Пичугинского сельсовета, несет ответственность за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Пичугинского сельсовета, в том числе обладает полномочиями по обеспечению исполнения выданных ей предписаний надзорных органов. Доводы представителя заявителя о том, что в ... имеется искусственный водоем, поэтому оборудование пирсов у естественных водоемов необязательно, суд отвергает. Как видно из имеющихся в деле фототаблиц, у здания школы действительно имеется искусственный водоем объемом 20 куб.м. Как пояснил инспектор, этот водоем предназначен для нужд школы, так как его размер недостаточен для нужд всего села. Доказательств обратного суду представителем заявителя не представлено. Требования, указанные в предписании от 00.00.0000 г., изложены конкретно, суть их понятна. Доводы заявителя о том, что предписание незаконно, так как заведомо неисполнимо ввиду отсутствия денежных средств на оборудование пирсов, звуковой сигнализации и наружного освещения, являются необоснованными. Отсутствие средств не освобождает от обязанности исполнения требований закона «О пожарной безопасности» и иных актов. Кроме того, бюджет Пичугинского сельсовета является дотационным на 70 %. У сельсовета имеются собственные доходы, которые он вправе использовать в интересах муниципального образования, в том числе на выполнение требований Правил пожарной безопасности. Срок выполнения предписания установлен до 00.00.0000 года. Большую часть пунктов предписания в установленный срок выполнить реально. Срок исполнения пунктов предписания, требующих вложения значительных денежных затрат, по согласованию с надзорным органом возможно продлить в установленном порядке. Выполнение требований Правил пожарной безопасности направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства и органов власти. В судебном заседании установлено, что действия инспектора НЕДОКУШЕВ А.Н., выразившиеся в выдаче предписания №*** от 00.00.0000 г. Главе Пичугинского сельсовета, соответствуют требованиям закона и совершены в пределах его полномочий, при этом права и свободы Главы Пичугинского сельсовета КОНДРАТЬЕВА Л.А. не нарушены. Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении жалобы. Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Жалобу Главы Пичугинского сельсовета ... КОНДРАТЬЕВА Л.А. на действия государственного инспектора ... по пожарному надзору НЕДОКУШЕВ А.Н. оставить без удовлетворения. Мотивированное решение изготовлено в 16 час. 00.00.0000 года. Решение может быть обжаловано в ... суд путем подачи кассационной жалобы через ... суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Никитина С.И.