об обеспечении бесприпятственного доступа детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры



Дело № 2-233/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

...                                                                         00.00.00 года                                                                                    

...

                                                                                                                       

       ... суд ... в составе:

председательствующего судьи Никитиной С.И.,

при секретаре Бариновой М.Н.,

с участием помощника прокурора ... Важениной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом» об обеспечении беспрепятственного доступа детей – инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,

 

У С Т А Н О В И Л :

          Прокурор Варгашинского района ... в интересах неопределенного круга лиц обратился в  суд с иском к ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом» об обеспечении беспрепятственного доступа детей – инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, указав, что прокуратурой ... проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите прав детей-инвалидов. Проверкой установлены нарушения прав детей-инвалидов и иных маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. На территории ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом», расположенном в  ..., имеются административный и жилой корпусы, которые являются объектами социальной инфраструктуры местного поселения. В административном корпусе 6 входов, в жилом корпусе 1 вход. Входные крылечки не оборудованы специальными пандусами для беспрепятственного доступа детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы (в том числе, передвигающихся на креслах-колясках). Отсутствие в зданиях ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом» специальных пандусов и поручней для подъема инвалидов и иных маломобильных групп населения приводит к невозможности их доступа в здание ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом». Просил обязать ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом» обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в здания ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом» путем оборудования специального пандуса с поручнями на лестничном марше входного крыльца в административный и жилой корпусы.

         00.00.00 г. прокурор требования уточнил, просил обязать ответчика обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в здания ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом» путем оборудования специального пандуса с поручнями на лестничных маршах центральных входов в административный и жилой корпусы.

         В судебном заседании помощник прокурора Важенина О.Ю. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковых заявлениях. 

Представитель ответчика ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом» в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Главного управления образования ... в судебном заседании не присутствовал, письменном отзыве от 00.00.00 г. просил рассмотреть дело в его отсутствие. Указал, что ГОУ «... детский дом» в третьем квартале 2011 г. будут выделены денежные средства для обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здания детского дома.

Заслушав помощника прокурора, полагавшего заявленные требования удовлетворить, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

В ходе судебного заседания установлено, что на территории ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом», расположенном по адресу: ..., располагаются административный и жилой корпусы, которые являются объектами социальной инфраструктуры местного поселения. В административном корпусе 6 входов, в жилом корпусе 1 вход. Входы в здания не оборудованы специальными пандусами для беспрепятственного доступа детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы (в том числе, передвигающихся на креслах-колясках) в помещения ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом».

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года и 25 апреля 2005 года.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры включено в число важнейших целевых задач федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. № 832.

          В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181 – ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. ФЗ № 351 от 09.12.2010 года) Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

         Согласно положениям вышеназванных норм закона жилой корпус и административный корпус относятся к объектам социальной инфраструктуры и должны быть приспособлены для беспрепятственного доступа к ним инвалидов.

         Требования, предъявляемые к оборудованию входов помещений, содержатся в Санитарных нормах и правилах 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. № 73.

        В соответствии с пп. 3.9., 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны быть оборудованы пандусами, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни.

 В силу положений Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» (с последующими изменениями) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

обеспечения энергетической эффективности (п. 1).

Указанные в пункте 1 настоящей статьи обязательные требования к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты не приняты, действуют до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов (п. 7).

Таким образом, требования СНиП 35-01-2001 обязательны для применения в данном случае, поскольку обеспечивают доступность среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Суд полагает, что отсутствие на входах в административный корпус и жилой корпус ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом» специальных пандусов и поручней для подъема инвалидов и иных маломобильных групп населения приводит к невозможности их доступа в указанные здания.

          Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора ... ... в интересах неопределенного круга лиц к ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом» об обеспечении беспрепятственного доступа детей – инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

По целевой программе Курганской области «Доступная среда 2011-2015 годы» из федерального бюджета в 2011 году предусмотрено финансирование в сумме 300 тыс. рублей для обеспечения доступности социально значимого объекта – ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом».

          В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска по делу ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Представитель ответчика в судебном заседании 00.00.00 г. исковые требования признала, о чем имеется письменное заявление в материалах дела.

Суд полагает, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора ... подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 39, 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

         Исковые требования прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом» об обеспечении беспрепятственного доступа детей – инвалидов к объектам социальной инфраструктуры удовлетворить полностью.

Обязать ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом» обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в здания ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «... детский дом» по адресу: ..., путем оборудования центральных входов в административный и жилой корпусы специальными пандусами с поручнями. 

Мотивированное решение изготовлено 00.00.00 года.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам ... суда через ... суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

        

Судья С.И. Никитина