Решение по делу о взыскании компенсации морального вреда



Дело № 2-424/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ года

<адрес>

Варгашинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Никитиной С.И.

при секретаре Бариновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску АЛЕКСЕЕВ В.Ю. к Варгашинскому отделению судебно-медицинской экспертизы <адрес>, Лебяжьевскому отделению судебно-медицинской экспертизы <адрес>, ГКУ «Курганское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

АЛЕКСЕЕВ В.Ю. обратился в суд с иском к Варгашинскому отделению судебно-медицинской экспертизы <адрес>, Лебяжьевскому отделению судебно-медицинской экспертизы <адрес> о признании деятельности ответчиков незаконной, взыскании компенсации морального вреда, указав, что при расследовании уголовного дела, по которому он является обвиняемым, экспертизы проводились судебно-медицинскими экспертами указанных подразделений Государственного учреждения <адрес> бюро судебно-медицинской экспертизы. В настоящее время стало известно, что на период производства экспертиз указанные отделения СМЭ не имели лицензии на осуществление медицинской деятельности и производство работ по конкретным видам экспертиз. Таким образом, ответчики производили незаконные экспертизы, заключения по которым являлись доказательствами по делу. Названные действия ответчиков нарушили его права и свободы, что повлекло за собой тяжкие последствия в виде незаконного осуждения и, как следствие, незаконного нахождения его в местах лишения свободы. Действиями ответчиков ему причинены нравственные и физические страдания, повлекшие существенный моральный вред, который он оценивает в <данные изъяты> рублей. Просил признать деятельность ответчиков незаконной и нарушающей права, свободы и законные интересы истца, причинившей ему нравственные и физические страдания, повлекшие существенный моральный вред. Взыскать с ответчиков в пользу истца солидарно компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В качестве соответчика по инициативе суда привлечено ГКУ «Курганское областное бюро судебно-медицинской экспертизы».

ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило дополнительное исковое заявление, в котором истец указал, что согласно уставу КОБСЭ является юридическим лицом, в связи с чем, имеет право самостоятельно выступать в суде в качестве ответчика. Требует привлечения ГУ КОБСМЭ и его обособленных подразделений – Варгашинского и Лебяжьевского – к административной ответственности за нарушение условий лицензии (лицензирования). КОБСМЭ является государственным учреждением, и государство несет ответственность за его действия. Полагает необходимым определение надлежащего соответчика по данному делу для взыскания с последнего заявленной компенсации морального вреда. Ходатайствует перед судом в случае неправильного выбора им соответчика определить надлежащего соответчика для взыскания компенсации морального вреда.

Определением Варгашинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований к Варгашинскому отделению судебно-медицинской экспертизы <адрес>, Лебяжьевскому отделению судебно-медицинской экспертизы <адрес>, ГКУ «Курганское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» о признании деятельности незаконной и привлечении к административной ответственности прекращено.

В судебном заседании истец АЛЕКСЕЕВ В.Ю. не присутствовал, извещен надлежащим образом, отбывает наказание в ФКУ ИК<данные изъяты> ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчика ГКУ «Курганское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ указал, что с исковыми требованиями АЛЕКСЕЕВ В.Ю. не согласен, считает их надуманными и не имеющими оснований. Наличие лицензии у учреждений здравоохранения <адрес>, их сроки действия и правомочность проверяет Управление Роспотребнадзора по <адрес>. АЛЕКСЕЕВ В.Ю. указывает на недостаток информации об эксперте на титульном листе заключения, данная форма заключения утверждена приказом Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения», УПК РФ, ФЗ-73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», и другой информации об эксперте кроме той, которая закреплена в вышеуказанных законодательных и нормативных актах, предоставлено не будет. Медицинское заключение эксперта, выполненное по уголовному делу по обвинению АЛЕКСЕЕВ В.Ю., являлось доказательством по делу, определяющим степень тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшего. Данное доказательство оценено вступившим в законную силу приговором суда. Таким образом, поскольку заключение эксперта являлось доказательством по уголовному делу, действия экспертов не могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства. Не согласны с требованием о привлечении к административной ответственности, поскольку это относится к полномочиям Управления Росздравнадзора по <адрес>. Считает, что ГКУ «КОБСМЭ» не нарушает права на защиту истца и не наносит моральный вред. Просит отказать в удовлетворении исковых требований АЛЕКСЕЕВ В.Ю. в полном объеме в связи с их необоснованностью.

Представители ответчиков Варгашинского и Лебяжьевского обособленных подразделений судебно-медицинской экспертизы <адрес> в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов гражданского дела, АЛЕКСЕЕВ В.Ю. приговором Варгашинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.

Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

АЛЕКСЕЕВ В.Ю. просит взыскать с ответчиков компенсацию причиненного ему морального вреда. В обоснование своих требований указал, что при расследовании уголовного дела экспертизы проводились судебно-медицинскими экспертами Варгашинского и Лебяжьевского подразделений Государственного учреждения <адрес> бюро судебно-медицинской экспертизы. В настоящее время ему стало известно, что на период производства экспертиз указанные отделения СМЭ не имели лицензии на осуществление медицинской деятельности и производство работ по конкретным видам экспертиз. Таким образом, ответчики производили незаконные экспертизы, заключения по которым являлись доказательствами по делу. Названные действия ответчиков нарушили его права и свободы, что повлекло за собой тяжкие последствия в виде незаконного осуждения и, как следствие, незаконного нахождения его в местах лишения свободы. Действиями ответчиков ему причинены нравственные и физические страдания, повлекшие существенный моральный вред, который он оценивает в <данные изъяты> рублей.

В материалах дела имеются копии заключений <адрес> бюро СМЭ и отделения <адрес> ГУ Курганское областное бюро СМЭ, проведенных по уголовному делу по обвинению АЛЕКСЕЕВ В.Ю. по ч. 4 ст. 111 УК РФ: акта судебно-медицинского исследования трупа от ДД.ММ.ГГГГ, заключения эксперта (экспертиза трупа) а от ДД.ММ.ГГГГ отделения <адрес> ГУ Курганское областное бюро СМЭ, заключения (экспертиза по материалам дела) от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> бюро судмедэкспертизы.

Указанные заключения исследовались в ходе рассмотрения уголовного дела по обвинению АЛЕКСЕЕВ В.Ю. в качестве доказательств.

Согласно Уставу ГКУ «Курганское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ учреждение является юридическим лицом, юридический адрес: <адрес>. Учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. Учреждение осуществляет деятельность в обособленных подразделениях, находящихся, в том числе по адресам: <адрес>.

Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является ГКУ «Курганское областное бюро судебно-медицинской экспертизы».

Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой (59) и ст. 151 ГК РФ.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в редакции постановления Пленума ВС РФ от 06.02.2007 года № 6) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и др.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права граждан.

Статьей 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих тот факт, что действиями ответчика ГКУ «Курганское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» ему причинены нравственные или физические страдания.

Доводы истца о том, что в результате проведения ответчиком незаконных экспертиз он незаконно осужден и незаконно находится в местах лишения свободы, являются несостоятельными, поскольку истец осужден приговором Варгашинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, который вступил в законную силу. До настоящего времени приговор не отменен. Сам факт осуждения и отбывания наказания в виде лишения свободы не свидетельствует о причинении ему физических и нравственных страданий действиями ответчика, нарушении его личных неимущественных прав и иных нематериальных благ.

Судом АЛЕКСЕЕВ В.Ю. неоднократно разъяснялись положения ст. 56 ГПК РФ и предлагалось представить доказательства в обоснование иска, однако доказательства суду представлены не были, все доводы истца о причинении ему страданий действиями ответчика, нарушении личных неимущественных прав, являются голословными и ничем не подтвержденными в судебном заседании.

Производство по делу в части исковых требований к Варгашинскому отделению судебно-медицинской экспертизы <адрес>, Лебяжьевскому отделению судебно-медицинской экспертизы <адрес>, ГКУ «Курганское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» о признании деятельности ответчиков незаконной и привлечении к административной ответственности прекращено, основания для удовлетворения требований АЛЕКСЕЕВ В.Ю. о компенсации морального вреда отсутствуют.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований АЛЕКСЕЕВ В.Ю. о взыскании компенсации морального вреда следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований АЛЕКСЕЕВ В.Ю. к Варгашинскому отделению судебно-медицинской экспертизы <адрес>, Лебяжьевскому отделению судебно-медицинской экспертизы <адрес>, ГКУ «Курганское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Варгашинский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения решения.

Судья Никитина С.И.