Решение по делу о возложении обязанности устранить нарушения экологического законодательства



Дело № 2-12/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

<адрес>

Варгашинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Анохиной А.М.

при секретаре Буровой Н.В.

с участием прокурора Бутакова В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску прокурора <адрес>

к Администрации Варгашинского района

о возложении обязанности устранения нарушения экологического законодательства путем отправки на утилизацию в установленном порядке пришедших в негодность пестицидов-отходов в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу,

у с т а н о в и л :

Прокурор Варгашинского района обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Варгашинского района о возложении обязанности устранения нарушения экологического законодательства путем отправки на утилизацию в установленном порядке пришедших в негодность пестицидов в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Указал, что на территории Варгашинского поссовета хранится 74,1 тонны смеси бесхозных, непригодных и запрещенных к употреблению пестицидов, в том числе 33,3 тонны хранятся в складе, принадлежащем СЕРКОВ С.В. На момент проверки пестициды хранятся в боксе указанного склада, часть пестицидов, затаренных в пластиковые бочки, перемещена из склада на прилегающую территорию. Пестициды «Уныш», 2 класса опасности запрещены к использованию и находятся в ненадлежаще упакованной таре. Это противоречит требованиями Федеральных законов «Об отходах производства и потребления», «Об обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об охране окружающей природной среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также санитарным нормам, устанавливающим порядок и условия хранения пестицидов. В результате указанные нарушения создают угрозу благополучию и здоровью населения пос. Варгаши и способствуют возникновению чрезвычайной ситуации в поселке. Обязанность уничтожения и утилизации пестицидов, а также участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в муниципальном поселении возложена на орган местного самоуправления, а именно - Администрацию Варгашинского района, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В ходе рассмотрения дела исковые требования прокурор Варгашинского района уточнил, просил возложить обязанность по утилизации пестицидов-отходов в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Варгашинского района Бутаков В.В. уточненные исковые требования поддержал полностью. Пояснил, что пестициды находятся в складе, принадлежащем СЕРКОВ С.В., расположенном по адресу: <адрес>. Полагал, что эти вещества, хотя и являются пестицидами в биологическом смысле этого слова, фактически, в юридическом смысле, относятся к промышленным отходам, так как запрещены к использованию и применению. Это понятие пестицидов, являющихся отходами, закреплено международным договором России «О порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза основных отходов» и «Едином перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Европейского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений», где указано, что к отходам относятся вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с экологическим законодательством государств – членов таможенного союза, в том числе пестициды и гербициды, не соответствующие стандарту, с истекшим сроком годности. Ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организацию благоустройства территории поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселка. Таким образом, обязанность по утилизации пестицидов как отходов должна быть возложена на ответчика, так как наличие пестицидов-отходов на территории поселка Варгаши отрицательно влияет на здоровье населения поселка, создает угрозу экологической обстановке и окружающей природной среде, может привести к чрезвычайной ситуации на территории муниципального района. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, возложить на Администрацию Варгашинского района обязанность устранения нарушения экологического законодательства путем отправки на утилизацию в установленном порядке пришедших в негодность пестицидов-отходов в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика – Администрации Варгашинского района Потапова С.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать. Пояснила, что указанные пестициды не являются отходами производства, так как не переведены в эту категорию в установленном законом порядке. Обязанность по утилизации пестицидов законодательными актами, в том числе ФЗ «О местном самоуправлении в Российской Федерации», на орган местного самоуправления не возложена. Ввиду отсутствия денежных средств и организации, которая вправе производить утилизацию опасных сильнодействующих препаратов, то есть пестицидов, Администрация района лишена возможности реально осуществить утилизацию пестицидов. Кроме того, склад принадлежит СЕРКОВ С.В., который, как собственник помещения, используемого для хранения пестицидов, и должен осуществлять их утилизацию. Также полагала, что в судебном заседании истцом не представлены доказательства, подтверждающие наличие именно пестицидов (то есть токсичных веществ) в складе и за его пределами.

Представитель привлеченного в качестве соответчика Администрации (Правительства) Курганской области Данина М.С., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора района оставила на усмотрение суда. Указала, что утилизация пестицидов, как и промышленных, и бытовых отходов, является прерогативой органа местного самоуправления, то есть Администрации Варгашинского района, поскольку эти вещества находятся на территории муниципального образования, субъект Российской Федерации не должен заниматься этим вопросом. Кроме того, у склада, где находятся пестициды, имеется собственник – СЕРКОВ С.В., который также может осуществить утилизацию пестицидов из своего склада.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (Управление Роспотребнадзора), действующий по доверенности, Маринич Т.А. в судебном заседании исковые требования прокурора района поддержала полностью. Пояснила, что пестициды являются опасным веществом и не могут считаться отходами производства. С участием Роспотребнадзора проводилось исследование почвы около склада, которым установлено, что в почве содержатся сильнодействующие вещества: гранозан, аминная соль, ГХЦГ (гексохлорциклогексан), что свидетельствует о наличии в складе пестицидов. Склад принадлежит СЕРКОВ С.В. Также пестициды находились на площадке возле склада, визуально было видно, что тара, в которой упакованы пестициды, находится в ненадлежащем состоянии, повреждена, происходит самопроизвольное высыпание пестицидов. Визуально видно, что земля, где находились пестициды, фиолетового цвета, имеется характерный запах, наблюдается выделение токсичных веществ, которые отрицательно воздействуют на слизистые оболочки человека.

Представитель третьего лица – Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (Управление Россельхознадзора), действующий по доверенности, Немцев Ю.Н. в судебном заседании пояснил, что на территории склада, расположенного по <адрес>, а также рядом с ним находится значительное количество пестицидов марки «Уныш», гранозан, которые относятся к сильнодействующим ядовитым веществам первого и второго класса опасности. В настоящее время эти виды пестицидов запрещены к производству. Их можно признать промышленными отходами, но следует определить их класс опасности, чтобы установить в каком порядке их утилизировать. Например, препараты марки гранозан, которые являются ядами первого класса опасности, можно утилизировать лишь в специализированных предприятиях, имеющих лицензию на проведение этого вида деятельности, в частности, ближайшее к Курганской области предприятие – ЗАО «Зеленый город», находящееся в <адрес>. Наличие пестицидов в складе, принадлежащем СЕРКОВ С.В., и на близлежащей к складу территории подтверждается проведенными проверками и документами о наличии пестицидов в складе. Это пестициды марки гранозан, первого класса опасности, они крайне отрицательно влияют на окружающую природную среду и не теряют своих ядовитых свойств по прохождении времени. Они остаются годными к использованию в течение длительного периода времени (несколько десятков лет). Имеют способность проникать в почву, подземные воды. Это, безусловно, отрицательно влияет на окружающую природную среду и благополучие населения. Если исходить из того, что в настоящее время использование этих пестицидов запрещено в Российской Федерации, то их можно посчитать промышленными отходами, но это название не изменяет свойства пестицидов – эти вещества остаются пестицидами, то есть сильнодействующими ядовитыми (токсичными) веществами, которые необходимо уничтожать по специализированной технологии. Исковые требования прокурора поддержал полностью.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области (Управление Росприроднадзора), действующий по доверенности, Байбарин В.С. исковые требования прокурора района поддержал полностью, пояснил, что пестициды указанного вида запрещены к использованию и, хотя и являются пестицидами, но, в силу запрета их к применению в Российской Федерации, автоматически перешли в категорию промышленных отходов, обязанность по уничтожению которых должна быть возложена на орган местного самоуправления, в данном случае <адрес>.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, действующий по доверенности, Смеркис А.И. исковые требования прокурора также поддержал полностью, с определением пестицидов как промышленных отходов также согласился.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности <адрес> Брылева О.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора оставила на усмотрение суда, впоследствии с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что, хотя пестициды, пришедшие в негодность и запрещенные к производству, являются промышленными отходами, но обязанность по их уничтожению должен нести собственник склада, а именно СЕРКОВ С.В.

Представитель Администрации Варгашинского поссовета Твердый С.М. пояснил, что с участием представителя Администрации Варгашинского поссовета – Главы Администрации Иванова В.В. – проводился осмотр склада СЕРКОВ С.В. и прилегающей к складу территории, а также произведен забор почвы возле склада. При этом визуально было установлено наличие пестицидов. Полагал, что само по себе запрещение на уровне Правительства РФ использования данной категории пестицидов не умаляет их опасности и не может являться основанием автоматического перевода их в разряд промышленных отходов. Это особый вид опасных веществ и поэтому обращение с ними должно регулироваться Законом РФ «Об обращении с пестицидами и агрохимикатами», а не Законом «Об отходах производства и потребления». Мнения относительно иска не высказал, оставив его на усмотрение суда.

Привлеченные судом в качестве соответчика СЕРКОВ С.В. и представитель ОАО «Агрохимсервис» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются расписки СЕРКОВ С.В. и директора ОАО «Агрохимсервис» ЯРЦЕВ Л.М., о причинах неявки не сообщили.

Заслушав представителей сторон, третьих лиц, заключение прокурора, полагавшего исковые требования удовлетворить, пояснения специалистов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на территории Варгашинского района в складе, расположенном по <адрес>, а также в непосредственной близости от склада находятся пестициды марки «Уныш» второго класса опасности и марки гранозан первого класса опасности, затаренные в металлические емкости и пластиковые бочки.

Данный факт подтвержден в судебном заседании пояснениями представителя истца, представителей третьих лиц: Управления Россельхознадзора Немцева Ю.Н., Администрации Варгашинского поссовета Твердого С.М., Управления Роспотребнадзора Маринич Т.А., не отрицался и представителем ответчика – Администрации Варгашинского района – Потаповой С.В.

Данный факт подтвержден также в судебном заседании письменными материалами дела: актом обследования на предмет соблюдения требований законодательства РФ от 25.02.2011 года, проведенным Управлением Россельхознадзора (л.д. 7 т. 1), протоколами лабораторных исследований от 20.07.2011 года № 744, 743, 742 (л.д. 164-166 т. 2), списком о наличии пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов на 01.01.2011 года (л.д. 164, 165, 176, 177 т. 1)

Склад, в котором располагаются пестициды, принадлежит СЕРКОВ С.В. на праве личной собственности, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.89 т. 1), свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 119 т. 1).

Ранее этот склад принадлежал ОАО «Сельхозхимия-Варгаши», которая прекратила свою деятельность в 2001 году, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-39 т. 1). В 2001 году, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Сельхозхимия-Варгаши» продала складское помещение по литером Л ООО «Агрохимсервис», что подтверждается также свидетельством о государственной регистрации права собственности (л.д. 3, 5 т. 2).

Указанный склад приобретен СЕРКОВ С.В. по договору купли-продажи у ОАО «Агрохимсервис» в 2006 году, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Агрохимсервис» и СЕРКОВ С.В. (л.д. 66 т. 2, л.д. 201 т. 1).

Актом приема-передачи склада от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67 т. 2) от ООО «Агрохимсервис» СЕРКОВ С.В. подтверждено, что СЕРКОВ С.В. принял складское помещение в удовлетворительном состоянии, его возможно использовать по своему назначению и СЕРКОВ С.В. претензий по состоянию передаваемого имущества не имеет.

Земельный участок, на котором расположен склад, в чью-либо собственность или аренду не оформлен (ответ из кадастровой палаты от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 114 т. 1).

В ходе рассмотрения дела установлено, что склад СЕРКОВ С.В. приобретен вместе с находившимися в нем пестицидами. Этот факт подтвержден в судебном заседании письменными материалами дела: договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Агрохимсервис» и СЕРКОВ С.В. (л.д. 201 т. 1, л.д. 66 т. 2), актом приема-передачи склада от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67 т. 2), актом проверки соблюдений требований законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 200 т. 1), протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении СЕРКОВ С.В. (л.д. 204 т. 1), постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 205 т. 1), предписанием от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 206 т. 1), ходатайством СЕРКОВ С.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 207 т. 1),актом 23-09-014 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 208 т. 1), протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 209 т. 1), постановлением об административной ответственности СЕРКОВ С.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 210 т. 1), которым он признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КРФоАП, а именно невыполнение предписания о получении санитарно-эпидемиологического заключения на склад; а также пояснениями специалистов Ж.Ж.Ж и З.З.З., допрошенных в судебном заседании, которые пояснили, что проводили исследование почвы непосредственно возле склада (под воротами склада), а также в месте расположения пестицидов вблизи склада, установили наличие в почве пестицидов, в том числе гексохлорциклогексана (ГХЦЕ), этилмеркурхлорида (гранозана), аминной соли. Эти вещества свидетельствуют о наличии в указанном месте пестицидов, которые открытым способом высыпаются из поврежденной тары.

Данный факт подтвержден также пояснениями СЕРКОВ С.В., данными в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, который рассказал, что в складе (при его приобретении) находились пестициды, позднее проводилась проверка и он был привлечен к административной ответственности за нарушение порядка хранения пестицидов. Потом ему выделялись денежные средства для их перезатаривания. Он произвел перезатаривание пестицидов, часть из них вывез из склада и установил на асфальтовую площадку на прилегающей к складу территории, часть осталась в складе. Он также получал санитарный паспорт на хранение пестицидов в складе. В настоящее время часть пестицидов находится в складе, но они ему не принадлежат, распоряжаться ими он не собирается, уничтожить их не имеет возможности в силу отсутствия денежных средств.

Представитель ООО «Агрохимсервис» в судебное заседание не явился. Как видно из выписки из единого государственного реестра юридических лиц, представленной федеральной налоговой службой, (л.д. 116-145 т. 1), директором ООО «Агрохимсервис» является ЯРЦЕВ Л.М., которому, как представителю ООО «Агрохимсервис», лично вручено повестка с исковым заявлением и документами с указанием времени и места рассмотрения дела, однако представитель ООО «Агрохимсервис» в судебное заседание не явился, мнения относительно иска не высказал.

При таких обстоятельствах суд считает доказанным факт передачи пестицидов от ООО «Агрохимсервис» СЕРКОВ С.В. при оформлении сделки купли-продажи склада и принадлежности склада с пестицидами СЕРКОВ С.В.

В силу требований ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и здоровья населения и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В судебном заседании установлено, что в складе, расположенном по <адрес>, принадлежащем на праве собственности СЕРКОВ С.В., и за его пределами, на близлежащей территории, находятся пестициды первого и второго класса опасности: гранозан, ГХЦГ и его изомеры, аминная соль.

Анализ почвы, отобранной в пределах упомянутого склада, проведенный лабораторным центром ФБУЗ «центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», установил наличие веществ, относящихся к сильнодействующим средствам – пестицидам.

Наличие этих веществ в складе и близлежащей к складу территории подтвержден пояснениями допрошенных в суде специалистов Ж.Ж.Ж и З.З.З., не доверять которым у суда нет оснований.

Таким образом, в данном случае речь идет об утилизации особого вида отходов – пришедших в негодность пестицидов, которые являются сильнодействующими токсичными препаратами и порядок обращения с которыми регламентируется специальным законодательством, а именно Федеральным законом от 19.07.1997 года № 109-ФЗ (в редакции (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 1-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 26.06.2008 № 103-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 30.12.2008 № 313-ФЗ, от 04.10.2010 № 260-ФЗ) «Об обращении с пестицидами и агрохимикатами».

Согласно ст. 4.1 указанного Федерального закона первый класс опасности – это чрезвычайно опасные отходы, второй класс – высокоопасные отходы. Отходы первого, второго и третьего, а, при необходимости, и четвертого классов опасности можно размещать только на полигонах по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, обустроенных в соответствии со СНиП (п. 2.12 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Минприроды РФ 15.07.1994 года).

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Этим же законом установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области безопасного обращения с пестицидами относятся: исполнение законодательства РФ в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами законодательству РФ и контроль за его исполнением; другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти РФ в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 5),

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 6).

Таким образом, действующее законодательство не содержит прямой обязанности органов местного самоуправления муниципального района по утилизации пестицидов и агрохимикатов. Полномочиями в этой области обладают органы государственной власти субъекта РФ.

Согласно Устава Курганской области от 1.12.1994 года (в редакции Законов Курганской области от 03.04.1996 г. № 49, от 07.05.1996 г. № 54, от 13.06.1996 г. № 61, от 10.10.1996 г. № 99, от 30.04.1997 г. № 36, от 26.12.1997 г. № 94, от 02.02.1998 г. № 100, от 23.03.1998 г. № 109, от 02.10.1998 г. № 164, от 02.03.1999 г. № 186, от 29.03.1999 г. № 201, от 29.07.1999 г. № 237, от 27.09.1999 г. № 252, от 27.09.1999 г. № 254, от 09.03.2000 г. № 295, от 29.08.2000 г. № 367, от 18.09.2000 г. № 374, от 06.11.2000 г. № 408, от 03.01.2001 г. № 2, от 30.01.2001 г. № 16, от 07.02.2001 г. № 18, от 05.06.2001 г. № 52, от 31.10.2001 г. № 101, от 04.12.2001 г. № 121, от 01.02.2002 г. № 147, от 02.10.2002 г., от 31.03.2003 г. № 291, от 08.05.2003 г. № 304, от 02.09.2003 г. № 329, от 02.09.2003 г. № 332, от 29.12.2003 г. № 366, от 06.07.2004 г. № 422, от 27.01.2005 г. № 18, от 27.01.2005 г. № 19, от 04.05.2005 г. № 49, от 05.10.2005 г. № 81, от 05.12.2005 г. № 98, от 03.07.2006 г. № 163, от 07.11.2006 г. № 190, от 03.04.2007 г. № 238, от 02.07.2007 г. № 265, от 26.09.2007 г. № 276, от 05.10.2007 г. № 281, от 30.11.2007 г. № 309, от 03.06.2008 г. № 364, от 10.11.2008 г. № 407, от 03.03.2009 г. № 443, от 24.06.2009 г. № 467, от 24.11.2009 г. № 500, от 04.05.2010 г. № 7, от 29.12.2010 г. № 92, от 05.07.2011 г. № 45) главными задачами являются: защита прав и свобод человека и гражданина на территории Курганской области (ст. 2 Устава), финансирование программ охраны и укрепления здоровья населения, санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 67 Устава). Полномочия органов государственной власти области устанавливаются настоящим Уставом и законами Курганской области в соответствии с действующим федеральным законодательством (ст. 76 Устава). Органы местного самоуправления могут наделяться областным законом отдельными государственными полномочиями Курганской области с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти области (ст. 149 Устава).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен ст. 19 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Федеральный закон, закон субъекта РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должны содержать:

вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты; перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемые органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Положения федеральных законов, законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год, при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующих финансовый год или законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Администрация муниципального района – Варгашинского района Курганской области в установленном ст. 19 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядке государственными полномочиями в области обращения с пестицидами и агрохимикатами не наделена, предоставление соответствующих субвенций Законом Курганской области от 08.12.2010 года № 78 (в редакции от 20.06.2011 года) «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Администрации Варгашинского района не предусмотрено.

Областная целевая программа на текущий год Администрацией (Правительством) Курганской области не принята и не утверждена, в настоящее время целевая программа Курганской области по обращению с отходами производства и потребления в Курганской области на 2012-2016 годы находится в стадии разработки.

Кроме того, часть пестицидов находится в складе, принадлежащем СЕРКОВ С.В. на праве личной собственности, к нему исковые требования прокурором района не предъявлены.

При таких обстоятельствах, хотя наличие пестицидов на территории муниципального поселения – р.п. Варгаши, а, следовательно, нарушение требований Федеральных законов от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», получило свои доказательства в судебном заседании, оценив в совокупности обстоятельства дела и положения действующих Федеральных законов во взаимодействии, суд приходит к выводу, что на Администрацию Варгашинского района не может быть возложена обязанность по утилизации пестицидов, которые являются токсичными отходами.

К другим соответчикам прокурор Варгашинского района требований не заявлял, в судебном заседании настаивал на своих требованиях, заявленных к Администрации Варгашинского района, хотя в ходе рассмотрения дела ему неоднократно предлагалось уточнить исковые требования.

Также прокурором района не уточнены требования в части указания способа утилизации пестицидов.

Кроме того, в судебном заседании прокурором не представлены доказательства, подтверждающие как наступление вреда в настоящее время, так и реальность опасности причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем в результате ненадлежащего хранения пестицидов, хотя, ст. 56 ГПК РФ возлагает на сторону в гражданском процессе, в том числе на истца, обязанность доказывания тех обстоятельств, на которые он ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Поэтому доводы прокурора о том, что пестициды являются отходами, следовательно, обязанность по их уничтожению должна быть возложена на Администрацию Варгашинского района как орган местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ признаются судом несостоятельными.

Ссылка прокурора на нормы международного права также, по мнению суда, является несостоятельной, так как указанные нормы применимы к правоотношениям, возникающим при перемещении ядохимикатов через границу Российской Федерации, а не к отношениям, возникающим между организациями и органами государственной власти и местного самоуправления на территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, учитывая ст. 67 ГПК РФ, согласно которой никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3 ст. 67 ГПК РФ), суд находит, что исковые требования прокурора Варгашинского района Курганской области удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Варгашинского района к Администрации Варгашинского района о возложении обязанности устранения нарушения экологического законодательства путем отправки на утилизацию в установленном порядке пришедших в негодность пестицидов-отходов в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу оставить без удовлетворения.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в помещении Варгашинского районного суда ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 мин.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Варгашинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Судья Анохина А.М.