Решение по делу о ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов



Дело № 2-252/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ года

<адрес>

Варгашинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Никитиной С.И.

при секретаре Бариновой М.Н.,

с участием помощника прокурора <адрес> Стрепетовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора <адрес> в интересах

неопределенного круга лиц к Администрации Варгашинского поссовета

Курганской области о ликвидации несанкционированных свалок твердых

бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Варгашинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Варгашинского поссовета Курганской области о ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, указав, что в ходе прокурорской проверки выявлено нарушение ответчиком законодательства об охране окружающей природной среды в части организации несанкционированных свалок на территории <адрес>. Свалки представляют непосредственную опасность для жизни и здоровья граждан, поскольку возможно попадание отходов в источники питьевого водоснабжения. При возгорании отходов возможно выделение токсичных веществ в атмосферу, что может представлять непосредственную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Просил обязать ответчика ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенных по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ прокурор требования уточнил, просил обязать Администрацию Варгашинского поссовета ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>

От требований в части ликвидации свалок в <адрес> отказался.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в этой части прекращено.

В судебном заседании прокурор Стрепетова Т.Н. заявленные ДД.ММ.ГГГГ требования уточнила, просила обязать Администрацию Варгашинского поссовета <адрес> организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных в <адрес>: <адрес>), <адрес>), <адрес>, <адрес>). Доводы, изложенные в исковых заявлениях, поддержала.

Представитель ответчика- Администрации Варгашинского поссовета <адрес> Твердый С.М., действующий по доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал и пояснил, что на территории <адрес> поссовета организован сбор и вывоз твердых бытовых отходов, имеется специализированная организация, которая оказывает эти услуги населению - ООО «Наш дом». Кроме того, за уборку территории отвечают сами землепользователи. За размещение мусора и твердых бытовых отходов в несанкционированных местах существует административная ответственность. Необходимо выявлять таких лиц и привлекать к административной ответственности. Предъявление иска к поссовету необоснованно. Собственники земельных участков должны сами вывозить мусор либо заключать договоры со специализированной организацией. Администрацией поссовета заключен договор с ООО «Наш дом» на обслуживание свалки и кладбища. На остальную территорию поссовета такого договора нет. Просил в иске отказать.

Представитель третьего лица Фарафонова С.Б. – Яковлева О.М., действующая по доверенности, против удовлетворения иска не возражала и пояснила, что за магазином <адрес> стоят мусорные баки и лежит мусор. Баки и мусор им не принадлежат. На земельном участке, принадлежащем ФАРАФОНОВ С.Б,, несанкционированных свалок нет. Свалка расположена за пределами участка.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в судебном заседании не присутствовал, письменным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Варгашинского поссовета о ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории <адрес> по указанным адресам поддерживает в полном объеме.

Представитель третьего лица МОУ ДОД «Варгашинская районная детско-юношеская спортивная школа» в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном заявлении указал, что МОУ ДОД «Варгашинская ДЮСШ» переданы в оперативное управление земельные участки по <адрес>. В землеустроительном деле и межевом плане указаны границы земельного участка. Территория, на которой устроена несанкционированная свалка, не принадлежит ДЮСШ.

Третье лицо Межуткова Л.Н. в судебном заседании не присутствовала, письменным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указала, что не возражает против исковых требований прокурора <адрес>, но свалка мусора находится на территории ей не принадлежащей.

Третье лицо ЛУШИНА А.И. в судебном заседании не присутствовала, письменным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ просила рассмотреть дело в ее отсутствие, пояснила, что против требований прокурора не возражает, свалка расположена на принадлежащем ей участке по <адрес>, однако она там не проживает, бытовые отходы не ее. Земельный участок в данный момент не огорожен не по ее вине, кто-то снял сетку. Ответственность за ликвидацию свалки должен нести поссовет. Она же не имеет возможности ликвидировать эту свалку по состоянию здоровья, является инвалидом II группы.

Представители третьих лиц ПО «Зауралье», УК ООО «Наш дом» в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом.

Заслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного заседания установлено, что на территории Варгашинского поссовета <адрес> допускаются нарушения законодательства об охране окружающей среды.

В ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах совместно с прокуратурой Варгашинского района Курганской области в отношении Администрации Варгашинского поссовета выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды. Указанные нарушения отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на территории <адрес> обнаружены несанкционированные свалки по <адрес>, <адрес>, <адрес>), <адрес> и объездной дороги, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, что является нарушением ч. 1, ч. 2 ст. 13 Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», 11, 22, 29 Федерального Закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.4.4. СанПиН 42-128-4690-88 «Содержание территории населенных мест».

Статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Экологические и санитарно-эпидемиологические требования к обращению с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В силу ст. 51 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения, окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 5 ст. 12, ст. 13 указанного Федерального закона запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из пункта 1.2 СанПиН 42-168-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из неканализированных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением исполкома местного Совета народных депутатов.

Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на территории <адрес> расположены несанкционированные свалки бытовых отходов: <адрес>), <адрес>), <адрес>, <адрес>

Согласно Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по <адрес> в <адрес> принадлежит на праве собственности МЕЖУТКОВОЙ Л.Н..

Из свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ видно, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ЛУШИНА А.И..

Согласно Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФАРАФОНОВ С.Б,.

Согласно уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ права на земельные участки, расположенные по <адрес> в ЕГРП не зарегистрированы.

Согласно «Правил благоустройства, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Варгашинского поссовета», утвержденных Решением Варгашинской поселковой Думы от ДД.ММ.ГГГГ , организация работ по уборке, санитарной очистке и благоустройству территорий возлагается на МУП «Варгашинские тепловые сети», балансодержателей, владельцев, арендаторов и пользователей земельных участков, зданий и сооружений, встроенных, нежилых помещений. Администрация Варгашинского поссовета организует деятельность и контроль юридических и физических лиц по содержанию территорий.

Как установлено в судебном заседании, все несанкционированные свалки расположены вне земельных участков, принадлежащих вышеуказанным гражданам. Доказательств того, что свалки расположены на земельных участках, принадлежащих физическим или юридическим лицам, ответчиком не представлено. Поэтому ответственность за их ликвидацию должна нести Администрация Варгашинского поссовета.

Выявленные факты нарушения законодательства об охране окружающей среды свидетельствуют о ненадлежащей организации органами местного самоуправления Варгашинского поссовета работ, связанных с вывозом, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов.

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Суд соглашается с доводами истца о том, что свалки бытовых отходов представляют непосредственную опасность для жизни и здоровья неопределенного круга граждан, проживающих на территории <адрес>.

Доводы представителя ответчика о том, что поскольку на территории Варгашинского поссовета услуги по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора оказывает ООО «Наш дом», а территории, прилегающие к земельным участкам, должны содержать сами граждане, поэтому поссовет не обязан заниматься ликвидацией свалок, несостоятельны, поскольку обязанность по организации сбора и вывоза отходов и мусора возложена законом на органы местного самоуправления.

Обращение прокурора <адрес> с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц соответствует положениям ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Следовательно, исковые требования прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Варгашинского поссовета Курганской области об организации работ по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Варгашинского поссовета Курганской области о ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов удовлетворить полностью.

Обязать Администрацию Варгашинского поссовета <адрес> организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных по адресу:

1) <адрес>

2) <адрес>),

3) <адрес>

4) <адрес>

Мотивированное решение изготовлено в 16 час. ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Варгашинский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения.

Судья Никитина С.И.