Дело № 2-342/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года <адрес> Варгашинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Никитиной С.И. при секретаре Бариновой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Барашковского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия и постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, У С Т А Н О В И Л: Управление Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к Администрации Барашковского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия и постановке на учет бесхозного недвижимого имущества, указав, что на территории Барашковского сельсовета расположено 2 общественных колодца: <адрес> и в <адрес>. Данные источники нецентрализованного водоснабжения на балансе Администрации Барашковского сельсовета не состоят, являются бесхозными. Санитарное состояние колодцев оставляет желать лучшего, очистка, дезинфекция и ремонт не проводится. Нарушение санитарно - эпидемиологических правил на объектах нецентрализованного водоснабжения создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Поскольку колодцы являются бесхозными, не состоят в реестре муниципальной собственности, денежные средства на их содержание в соответствии с требованиями правил не выделяются. Указанные нарушения являются существенными, своими действиями ответчик нарушает права неопределенного круга лиц на качественное и безопасное водообеспечение населения с. Барашково. Просил признать незаконным бездействие Администрации Барашковского сельсовета по постановке на учет бесхозного имущества в виде двух общественных колодцев и обязать Администрацию Барашковского сельсовета обратиться в Территориальное Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии двух общественных колодцев, находящихся по адресу: <адрес> и <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец требования уточнил, просил признать незаконным бездействие Администрации Барашковского сельсовета, выразившееся в необращении в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества в виде общественного колодца, находящегося в <адрес>; возложить на Администрацию Барашковского сельсовета обязанность обратиться в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества общественного колодца, находящегося по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил адрес спорного колодца- <адрес> на расстоянии 5-6 метров от восточной стороны фасада дома. В судебном заседании представитель истца Рыбакова Ю.В., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала полностью по изложенным выше основаниям. Дополнительно пояснила, что общественный колодец находится на расстоянии 5-6 метров от <адрес>. Он расположен за пределами принадлежащих гражданам земельных участков- <адрес>. Им пользуются жители села. Собственник колодца не известен. Представитель ответчика Администрации Барашковского сельсовета <адрес> в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не известил. Представитель третьего лица Управления Росреестра по <адрес> в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указал, что в Едином государственном реестре права на указанный колодец не зарегистрированы. Привлеченные в качестве третьих лиц Колмакова А.В., Сивизянов А.В. в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом. Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В ходе судебного заседания установлено, что на территории муниципального образования Барашковского сельсовета расположен общественный колодец по адресу: <адрес> Данный источник нецентрализованного водоснабжения не имеет собственника, является бесхозяйным имуществом. Указанные обстоятельства нашли подтверждение в судебном заседании. Согласно справки Администрации Барашковского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на территории сельсовета источников нецентрализованного водоснабжения (колодцев), находящихся на балансе Барашковского сельсовета, не имеется. Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ в Реестре отсутствуют сведения о регистрации прав на колодец, расположенный в <адрес>. Согласно данным ГУП <адрес> «Кургантехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ колодец, расположенный по адресу: <адрес>, не учтен (не зарегистрирован). Из договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией Барашковского сельсовета и филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах» следует, что предметом данного договора является проведение лабораторных и инструментальных исследований по показателям безопасности и соответствия стандартам в колодце <адрес>. Указанным договором подтверждается то, что колодец является бесхозяйным, никому не принадлежит, в связи с чем Администрацией сельсовета принимались меры к содержанию данного источника нецентрализованного водоснабжения в надлежащем состоянии. Согласно лабораторным исследованиям, проведенным Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах» испытательным лабораторным центром (ИЛЦ) вода колодезная из колодца по <адрес> по проведенным микробиологическим исследованиям соответствует СанПиН 2.1.4. 1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» (протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ). В ходе проверки колодцев на территории Барашковского сельсовета, проведенной территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах, выявлены нарушения обязательных требований, а именно: оголовок общественного колодца с. Барашково не имеет навеса, прилегающая территория к колодцу не имеет ограждения и скамьи для ведер, стенки колодца не обеспечены скобами для спуска при ремонте и очистке, в 3-х метрах от колодца расположены продукты жизнедеятельности домашних животных, чистка колодца не производилась в течение 2009-2011 г.г. (Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ). По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы Барашковского сельсовета возбуждено дело об административном правонарушении за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах Глава Барашковского сельсовета Рыбин М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5. КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. В силу п.п. 2,4,5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 № 580, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба – в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы – в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст.ст. 225,236 ГК РФ. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. По смыслу ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Общественный колодец является недвижимым имуществом, поскольку прочно связан с землей, его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. В соответствии с п.п. 4,8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, помимо прочего, относятся: организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное в том числе для водоснабжения населения, водоотведения. Указанные положения нашли свое юридическое закрепление в п.п. 4, 9 ч. 1 ст. 6, п. 1 ч. 3 ст. 44 Устава Барашковского сельсовета Варгашинского района Курганской области от 17 июня 2007 года. Таким образом, в судебном заседании установлено, что общественный колодец – недвижимое имущество - находится в административных границах муниципального образования Барашковского сельсовета <адрес>, является бесхозяйным, не состоит в реестре муниципальной собственности Администрации Барашковского сельсовета. Орган местного самоуправления – Администрация Барашковского сельсовета <адрес> является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного. Необращение Администрации Барашковского сельсовета <адрес> в регистрирующий орган с заявлением о принятии колодца на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из п. 3 ст. 225 ГК РФ и п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года № 580. Суд соглашается с доводами представителя истца о том, что непринятие на учет общественного колодца создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), по причине ненадлежащего содержания из-за отсутствия финансирования на эти цели. При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Управления Роспотребнадзора по Курганской области обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Управления Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Барашковского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия и постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить полностью. Признать незаконным бездействие Администрации Барашковского сельсовета <адрес>, выразившееся в необращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества в виде общественного колодца, находящегося по адресу: <адрес>, на расстоянии 5-6 метров от восточной стороны фасада дома. Обязать Администрацию Барашковского сельсовета <адрес> обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества общественного колодца, находящегося по адресу: <адрес>, на расстоянии 5-6 метров от восточной стороны фасада дома. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Варгашинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Никитина С.И.