Решение о признании бездействия незаконным



Дело № 2-252/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

<адрес>

Варгашинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Никитиной С.И.

при секретаре Бариновой М.Н.,

с участием помощника прокурора <адрес> Стрепетовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Варгашинского района <адрес> в интересах

неопределенного круга лиц к Администрации Варгашинского поссовета

<адрес> о признании бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Варгашинского района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Варгашинского поссовета <адрес> об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, указав, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства выявлены несанкционированные свалки на территории <адрес>. Свалки представляют непосредственную опасность для жизни и здоровья граждан, поскольку возможно попадание отходов в источники питьевого водоснабжения. При возгорании отходов возможно выделение токсичных веществ в атмосферу, что может представлять непосредственную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Просил признать бездействие Администрации Варгашинского поссовета по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным. Обязать ответчика ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенных по адресу: <адрес> (за магазином «<данные изъяты>» с левой стороны за 10 гаражом), <адрес> метров до перекрестка с <адрес> (напротив <адрес>), перекресток объездной дороги и <адрес> (территория за хозяйственными постройками, надворными туалетами), <адрес> (в 10 метрах справа от бара «<данные изъяты>»), <адрес> (прилегающая территория справа), <адрес> а (территория прилегающая к ДЮСШ), <адрес> (территория старого переезда).

ДД.ММ.ГГГГ истец требования уточнил в части местоположения несанкционированных свалок. Просил признать бездействие Администрации Варгашинского поссовета по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным; обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенных по адресу: <адрес> (за магазином «<данные изъяты>» по левой стороне за 10 гаражом), <адрес> (прилегающая территория к дому, в 2 метрах за надворными постройками, по направлению к <адрес> (в 10 метрах по правой стороне от главного входа бара «<данные изъяты>», за ограждением территории бара «<данные изъяты>»), <адрес> а (в 50 метрах от главного входа- территория прилегающего бора), <адрес> (в 50 метрах от дома по направлению к железнодорожному пути- территория старого переезда).

Позднее от иска в части ликвидации несанкционированных свалок по вышеуказанным адресам отказался. Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части ликвидации несанкционированных свалок прекращено.

В судебном заседании прокурор Стрепетова Т.Н. требования в части признания незаконным бездействия Администрации Варгашинского поссовета по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства поддержала по доводам, изложенным в исковых заявлениях.

Представитель ответчика- Администрации Варгашинского поссовета <адрес> Анискина А.Ю., действующая по доверенности, исковые требования в части признания бездействия незаконным признала и пояснила, что все несанкционированные свалки к настоящему времени ликвидированы.

Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного заседания установлено, что на территории Варгашинского поссовета <адрес> допускаются нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

В ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> совместно с прокуратурой Варгашинского района <адрес> в отношении Администрации Варгашинского поссовета выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Указанные нарушения отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на территории <адрес> обнаружены несанкционированные свалки из отходов потребления: <адрес>, территория поселкового кладбища, перекресток объездной дороги и <адрес> территория старого переезда, <адрес>, что является нарушением ч. 1, ч. 2 ст. 13 Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», 11, 22, 29 Федерального Закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.4.4. СанПиН 42-128-4690-88 «Содержание территории населенных мест».

Статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Экологические и санитарно-эпидемиологические требования к обращению с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В силу ст. 51 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения, окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 5 ст. 12, ст. 13 указанного Федерального закона запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из пункта 1.2 СанПиН 42-168-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из неканализированных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением исполкома местного Совета народных депутатов.

Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> были расположены несанкционированные свалки бытовых отходов: по <адрес> (за магазином «<данные изъяты>» по левой стороне за 10 гаражом), <адрес> (прилегающая территория к дому, в 2 метрах за надворными постройками, по направлению к <адрес> (в 10 метрах по правой стороне от главного входа бара «<данные изъяты>», за ограждением территории бара «<данные изъяты>»), <адрес> а (в 50 метрах от главного входа- территория прилегающего бора), <адрес> (в 50 метрах от дома по направлению к железнодорожному пути- территория старого переезда).

Все несанкционированные свалки расположены в границах муниципального образования «Варгашинский поссовет», поэтому ответственность за их ликвидацию должна нести Администрация Варгашинского поссовета.

Выявленные факты нарушения законодательства свидетельствуют о бездействии ответчика в части надлежащей организации работ, связанных с вывозом, утилизацией и переработкой отходов.

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Суд соглашается с доводами истца о том, что свалки бытовых отходов представляют непосредственную опасность для жизни и здоровья неопределенного круга граждан, проживающих на территории <адрес>.

Обращение прокурора Варгашинского района с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц соответствует положениям ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Следовательно, исковые требования прокурора Варгашинского района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Варгашинского поссовета <адрес> о признании незаконным бездействия по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Варгашинского района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Варгашинского поссовета <адрес> о признании бездействия незаконным удовлетворить полностью.

Признать бездействие Администрации Варгашинского района <адрес> по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Варгашинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья Никитина С.И.