Решение об устранении нарушений



Дело № 2-253/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Варгашинский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Никитиной С.И.,

с участием заместителя прокурора <адрес> Бутакова В.В.,

при секретаре Бариновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Варгашинского района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Варгашинский полигон», Администрации Варгашинского поссовета <адрес> об устранении нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Варгашинского района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Варгашинский полигон» об устранении нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства, указав, что в ходе проверки установлено, что на территории <адрес> расположена санкционированная свалка твердых бытовых отходов, не отвечающая требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. На основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Варгашинский полигон» арендует у Администрации Варгашинского поссовета земельный участок для размещения и обслуживания свалки твердых бытовых отходов общей площадью 24092 кв.м., расположенный в 800 м от ориентира по <адрес>. В соответствии с п. 4.3. ответчик обязан за счет собственных средств произвести обустройство свалки для хранения ТБО, осуществлять услуги по захоронению и переработке ТБО от населения, предприятий, осуществлять эксплуатацию свалки в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, экологическими и иными требованиями к эксплуатации объектов размещения отходов. Проверкой установлено, что промежуточная изоляция грунтом свалки ТБО не производится, поэтому наблюдается разнос ветром твердых бытовых отходов. Складирование отходов осуществляется не в соответствии с рабочей картой. У ответчика отсутствует санитарно-эпидемиологические заключение на полигон ТБО о соответствии его санитарным нормам и правилам. Данная свалка представляет непосредственную угрозу для жизни и здоровья граждан. Просит признать бездействие ООО «Варгашинский полигон» по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным; обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии свалки твердых бытовых отходов санитарным нормам и правилам, произвести промежуточную изоляцию грунтом свалки ТБО для устранения разноса ветром ТБО, складировать ТБО в границах рабочей карты, установленных, согласно договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец требования уточнил, предъявил иск также к Администрации Варгашинского поссовета. Просил признать бездействие ООО «Варгашинский полигон» по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным; обязать ООО «Варгашинский полигон» в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии свалки твердых бытовых отходов санитарным нормам и правилам, возвести ограждение вокруг свалки ТБО. Обязать Администрацию Варгашинского поссовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки ТБО, находящиеся за границами рабочей карты свалки.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор требования вновь уточнил, просил признать бездействие ООО «Варгашинский полигон» по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным; обязать ООО «Варгашинский полигон» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения, возвести ограждение вокруг свалки ТБО. Обязать Администрацию Варгашинского поссовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки ТБО, находящиеся за границами рабочей карты свалки.

В судебном заседании прокурор Бутаков В.В. требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что поскольку ООО «Варгашинский полигон» до настоящего времени деятельность не осуществляет, отходы не принимает, ликвидировать несанкционированные свалки за границей рабочей карты санкционированной свалки должна Администрация Варгашинского поссовета, так как на нее как орган местного самоуправления законом возложена данная обязанность.

Представитель ответчика Администрации Варгашинского поссовета <адрес> Анискина А.Ю. с иском не согласилась и пояснила, что указанные прокурором несанкционированные свалки расположены на территории санитарно-защитной зоны санкционированной свалки, которую арендует ООО «Варгашинский полигон». По договору аренды арендатор несёт ответственность за состояние санитарно-защитной зоны и обеспечивает ее очистку, поэтому Администрация Варгашинского поссовета не является надлежащим ответчиком по данному требованию. Договор аренды зарегистрирован и действует в настоящее время. Фактически земельный участок, на котором расположена санкционированная свалка, ООО «Варгашинский полигон» передан, его границы были определены на местности, они вносят арендную плату за него.

Представитель ответчика ООО «Варгашинский полигон» Приходько А.С. в судебном заседании исковые требования о признании бездействия по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным, о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения и возведении ограждения вокруг свалки ТБО признал полностью. Пояснил, что ими будут приняты меры по получению санитарно-эпидемиологического законодательства для последующего получения лицензии. Ограждение вокруг свалки также будет возведено. Полагал, что несанкционированные свалки вне рабочей карты санкционированной свалки должен ликвидировать поссовет, поскольку ООО «Варгашинский полигон» до настоящего времени земельный участок в натуре не передан, прием твердых бытовых отходов не ведется, то есть фактически деятельность они не осуществляют. Признал, что арендую плату вносят, сделали обваловку и очистили дорогу, прилегающую к территории свалки. Тарифы им утверждены, но лицензия не получена.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора <адрес> Рыбакова Ю.В. пояснила, что получение санитарно-эпидемиологического заключения ООО «Варгашинский полигон» необходимо для получения лицензии на деятельность с отходами. Санитарная защитная зона составляет 500 метров до жилых домов. В пределах санитарно-защитной зоны ликвидировать несанкционированные свалки должен ООО «Варгашинский полигон», а за пределами санитарной зоны ответственность должна быть возложена на Администрацию Варгашинского поссовета.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт выбора земельного участка под свалку для твердых бытовых отходов площадью 3 га в 700 метрах западнее <адрес>. В акте указано, что использование этого земельного участка под свалку твердых бытовых отходов удовлетворяет природоохранным, санитарным требованиям и нормам, соответствует земельному законодательству. Согласованы границы свалки.

Данный земельный участок находится в муниципальной собственности Варгашинского поссовета, что подтверждается выпиской из Реестра -и от ДД.ММ.ГГГГ, и относится к категории земель населенных пунктов для размещения и обслуживания свалки твердых бытовых отходов.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Варгашинского поссовета <адрес> и ООО «Варгашинский полигон» заключен договор аренды земельного участка , по которому передан в аренду земельный участок площадью 24092 кв.м., расположенный в 800 метрах от ориентира по направлению на запад, адрес ориентира: <адрес>, для размещения и обслуживания свалки твердых бытовых отходов. Договор заключен на срок 5 лет. Размер арендной платы установлен в <данные изъяты> руб. за год. Договор подписан сторонами, зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов <адрес> установлены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей ООО «Варгашинский полигон» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. 34 коп. за куб.м.

ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> по запросу прокурора Варгашинского района проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Варгашинский полигон», по результатам которой составлен акт . В ходе проверки были выявлено, что у свалки твердых бытовых отходов отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии ее санитарным правилам и нормам; не проводится промежуточной изоляции грунтом, наблюдается разнос ветром твердых бытовых отходов, наблюдается складирование отходов не на рабочей карте.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением по делу об административном правонарушении генеральный директор ООО «Варгашинский полигон» Мочалов А.В. привлечен к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ- за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Решением Варгашинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление по делу об административном правонарушении в отношении Мочалов А.В. оставлено без изменения.

ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> вновь проведена проверка ООО «Варгашинский полигон» по запросу прокурора. По ее итогам составлен акт , в котором отражено, что на момент проверки на территории Администрации Варгашинского поссовета обнаружены несанкционированные свалки: от месторасположения санкционированной свалки ТБО в сторону <адрес> на обочине дороги на протяжении 150 метров складируются твердые бытовые отходы; от месторасположения санкционированной свалки ТБО в сторону <адрес> на обочине дороги на протяжении 634 метров складируются твердые бытовые отходы.

В силу ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации.

В соответствии со ст. 40 указанного Федерального закона отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством российской Федерации. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности, в том числе деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1V класса опасности.

Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № 1916 от 04.06.2012 г. ООО «Варгашинский полигон» осуществляет следующие виды экономической деятельности: удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность, удаление и обработка сточных вод, удаление и обработка твердых отходов, уборка территории и аналогичная деятельность, оптовая торговля отходами и ломом, розничная торговля прочими бывшими в употреблении товарами, обработка металлических отходов и лома, обработка неметаллических отходов и лома, обработка отходов и лома черных металлов, обработка отходов и лома цветных металлов, обработка отходов резины, обработка отходов и лома пластмасс, обработка отходов и лома стекла, обработка отходов текстильных материалов, обработка отходов бумаги и картона, обработка прочих неметаллических отходов и лома.

Таким образом, поскольку деятельность ООО «Варгашинский полигон» непосредственно связана со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, размещением отходов разных классов опасности, данная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Одним из требований закона для выдачи лицензии является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и иного имущества. Поэтому требование прокурора о принятии мер к получению санитарно-эпидемиологического заключения основано на законе и подлежит удовлетворению, а бездействие ответчика по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в данной части должно быть признано незаконным.

По договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ООО «Варгашинский полигон» обязался за счет собственных средств произвести обустройство свалки для хранения твердых бытовых отходов в сроки, установленные планом графиком ввода в эксплуатацию. Работы по обустройству свалки провести в соответствии с санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», иным действующим законодательством РФ, регулирующим данную деятельность, проектом по обустройству свалки (п. 4.3.1.1 договора); осуществлять эксплуатацию свалки в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, экологическими и иными требованиями к эксплуатации объектов размещения отходов, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и отраслевыми инструкциями в области обращения с отходами ( п. 4.3.1.5. договора); за счет собственных средств обеспечить обустройство подъездной площадки, установку на свалке переносных сетчатых заграждений для задержания легких фракций отходов, высыпающихся при выгрузке из мусоровозов, в сорокадневный срок со дня заключения договора (п. 4.3.1.6); иметь лицензию на деятельность, осуществляемую на арендованном земельном участке, в соответствии с действующим законодательством (п. 4.3.1.10 договора); регулярно очищать нагорные канавы, прехватывающие поверхностные воды, проводить регулярный осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге от границ поселка до территории свалки и в случае загрязнения обеспечивать их очистку ( п. 4.3.1.12 договора).

Как следует из материалов дела и признано сторонами, ООО «Варгашинский полигон» эксплуатирует санкционированную свалку, под которой согласно Временным правилам охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденным Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ понимаются разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП. Санкционированная свалка является временным объектом и подлежит обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.

Требования действующих санитарных правил и норм, предъявляемые к полигонам твердых бытовых отходов, не распространяются на санкционированные свалки.

Однако договором аренды определено, что арендатор обязался провести работы по обустройству свалки в соответствии с санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», иным действующим законодательством.

Пунктом 4.4. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача № 16 от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м.

Таким образом, арендатор ООО «Варгашинский полигон» принял на себя обязательство по оборудованию ограждения по периметру санкционированной свалки. С данным требованием представитель ответчика согласился и в судебном заседании.

На основании изложенного, исковые требования прокурора к ООО «Варгашинский полигон» о возведении ограждения вокруг свалки ТБО подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из пункта 1.2 СанПиН 42-168-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из неканализированных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением исполкома местного Совета народных депутатов.

Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела усматривается, что Администраций Варгашинского поссовета требования указанных норм не исполнены.

Так, из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории Администрации Варгашинского поссовета обнаружены несанкционированные свалки: от месторасположения санкционированной свалки ТБО в сторону <адрес> на обочине дороги на протяжении 150 метров и в сторону <адрес> на обочине дороги на протяжении 634 метров складируются твердые бытовые отходы.

Прокурор просил обязать Администрацию Варгашинского поссовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки ТБО, находящиеся за границами рабочей карты свалки.

При определении надлежащего ответчика по данному требованию суд исходит из следующего.

Пунктом 4.ДД.ММ.ГГГГ договора аренды, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Администраций Варгашинского поссовета и ООО «Варгашинский полигон» определено, что арендатор обязуется проводить регулярный осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге от границ поселка до территории свалки и в случае загрязнения обеспечивать их очистку.

Таким образом, арендатор принял на себя обязательство регулярно осматривать территорию санитарно-защитной зоны и в случае ее загрязнения производить очистку.

Размер санитарно-защитной зоны для полигонов ТБО установлен в 500 метров (таблица 12 СНиП 2.07.01-98 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утверждена приказом Минрегионразивтия РФ № 820 от 28.12.2010 г.).

Из акта проверки видно, что несанкционированные свалки твердых бытовых отходов расположены на протяжении 150 метров от санкционированной свалки в сторону <адрес> и в сторону <адрес> на протяжении 634 метров. То есть, часть несанкционированных свалок расположена на территории санитарно-защитной зоны (пределах 500 м – в сторону <адрес>), а часть – за пределами санитарно-защитной зоны (свыше 500 м- в сторону <адрес>). Поскольку договором аренды определено, что арендатор обеспечивает очистку санитарно-защитной зоны, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок вокруг санкционированной свалки на Администрацию поссовета может быть возложена только за пределами санитарно-защитной зоны – далее 500 метров от санкционированной свалки.

Требований к ООО «Варгашинский полигон» об очистке территории санитарно-защитной зоны от несанкционированных свалок прокурором не предъявлено.

В связи с изложенным, требования прокурора к Администрации Варгашинского поссовета о ликвидации в срок до ДД.ММ.ГГГГ несанкционированных свалок ТБО, находящихся за границами рабочей карты свалки, полежат удовлетворению частично. На Администрацию Варгашинского поссовета должна быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, находящихся за границами рабочей карты свалки за пределами территории санитарно-защитной зоны свалки. В удовлетворении требований к Администрации Варгашинского поссовета о ликвидации несанкционированных свалок в пределах санитарно-защитной зоны следует отказать.

Как пояснил представитель ООО «Варгашинский полигон», земельный участок по акту им не передан, границы его не определены, деятельность по приему отходов они не осуществляют, поэтому не несут ответственность за санитарно-защитную зону.

Данные доводы суд отвергает, поскольку договор аренды вступил в силу в соответствии со ст. 609 ГК РФ. ООО «Варгашинский полигон» фактически осуществляет эксплуатацию арендуемого земельного участка: вносит арендную плату, имеет тарифы для оказания услуг потребителям, сделал обваловку, очистил подъездную дорогу. Данные обстоятельства подтвердил в судебном заседании представитель ООО. Кроме того, в пункте 1.5 договора указано, что границы участка закреплены в натуре и обозначены на прилагаемом кадастровом паспорте земельного участка, являющимся неотъемлемой частью договора. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено. Обязанности, предусмотренные п. 4.3.1.12 об очистке санитарной зоны, не поставлены в зависимость от выполнения какого-либо условия. Поскольку договором обязанность арендатора по очистке санитарно-защитной зоны предусмотрена, договор является действующим, арендатор обязан исполнять взятые на себя обязательства (ст. 309, 310 ГК РФ).

На основании изложенного, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме в отношении ООО «Варгашинский полигон», в отношении Администрации Варгашинского поссовета- частично.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ООО «Варгашинский полигон» должна быть взыскана госпошлина в сумме <данные изъяты> руб. (в размере, определенном п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ) в доход бюджета Варгашинского района <адрес>. Ответчик Администрация Варгашинского поссовета от уплаты госпошлины освобождена на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Варгашинского района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Варгашинский полигон», Администрации Варгашинского поссовета <адрес> об устранении нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства удовлетворить частично.

Признать бездействие ООО «Варгашинский полигон» по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным.

Обязать ООО «Варгашинский полигон» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения и возвести ограждение вокруг свалки твердых бытовых отходов, расположенной в 800 метрах от ориентира по направлению на запад, адрес ориентира: <адрес>.

Обязать Администрацию Варгашинского поссовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, находящихся за границами рабочей карты свалки за пределами территории санитарно-защитной зоны свалки, расположенной в 800 метрах от ориентира по направлению на запад, адрес ориентира: <адрес>.

В удовлетворении остальной части требований к Администрации Варгашинского поссовета <адрес> отказать как предъявленному ненадлежащему ответчику.

Взыскать с ООО «Варгашинский полигон» госпошлину в доход местного бюджета Варгашинского района <адрес> в сумме <данные изъяты> руб.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Варгашинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья С.И. Никитина