Решение об отмене административной ответственности



Дело № 12-33/12

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Судья Варгашинского районного суда <адрес> Васильев С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по протесту прокурора Варгашинского района <адрес> Конева А.С. на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Варгашинского района (далее КДН и ЗП) №3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Кривцова Т.Н. к административной ответственности по ч.3 ст.1.1 Закона Курганской области «Об административных правонарушениях на территории <адрес>» (далее ЗКОоАП) и назначении наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

У С Т А Н О В И Л:

Из постановления КДН и ЗП при Администрации Варгашинского района от ДД.ММ.ГГГГ № 3 следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 03:50 часов несовершеннолетняя Ж.Ж.Ж., ДД.ММ.ГГГГ находилась на <адрес> около <адрес> без сопровождения родителей, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.1.1 ЗКОоАП.

Прокурор Варгашинского района Конев А.С. обратился в Варгашинский районный суд с протестом на указанное постановление, в котором просит его отменить, дело об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава правонарушения, поскольку из установленных комиссией обстоятельств следует, что правонарушение совершено Ж.Ж.Ж., при этом факт того, что Кривцова Т.Н. является матерью последней не исследовался, а соответственно не доказан. Согласно с ч.1 ст.24.5 КоАП РФ при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, производство по делу должно быть прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора Кармакулина Е.И. доводы протеста поддержала в полном объеме. Представитель КДНиЗП, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в связи с чем, протест прокурора был рассмотрен в его отсутствие.

Заслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, суд приходит к следующему.

В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом - ч.1 ст.1.6 КоАП РФ.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч.3 ст.1.1 ЗКОоАП допущение нахождения несовершеннолетнего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах …., влечет наложение административного штрафа на родителей (лиц, их заменяющих), лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в размере от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного инспектором ПДН ОУУП и ПДН МО МВД «<адрес>» Степанова М.С. следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 03:50 часов несовершеннолетняя Ж.Ж.Ж., ДД.ММ.ГГГГ г.р., находилась на <адрес> около <адрес> без сопровождения родителей, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.1.1 ЗКОоАП.

Определением заместителя начальника полиции по ООП МО МВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный протокол и другие материалы дела переданы по подведомственности в КДН и ЗП при Администрации Варгашинского района.

ДД.ММ.ГГГГ КДН и ЗП дело об административном правонарушении рассмотрено по существу с вынесением постановления о назначении наказания, при этом данным органом допущены грубые нарушения процессуальных требований КоАП РФ, выразившиеся в следующем.

Вопреки доводам прокурора, факт того, что Кривцова Т.Н. является матерью Ж.Ж.Ж. нашел свое подтверждение, о чем свидетельствует собственноручное объяснение Кривцова Т.Н., данное ей в протоколе. В то же время, несмотря на то, что к административной ответственности привлечена Кривцова Т.Н., однако исходя из обстоятельств правонарушения, приведенных как в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении фактически констатируется, что деяние совершила несовершеннолетняя Ж.Ж.Ж., что противоречит фактическим обстоятельствам совершенного правонарушения. Вместе с тем, исходя из представленных материалов нельзя конкретно утверждать, что несовершеннолетняя Ж.Ж.Ж. находилась в указанное в протоколе время именно по вине родителя, поскольку как это следует из материалов, она до этого времени удерживалась в другом месте против своей воли.

Кроме того, в соответствии со ст.1.1, 1.3.,1.3.1 КоАП РФ законодатель, включая законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности в систему законодательства об административных правонарушениях, и в связи с этим допуская возможность установления административной ответственности, в том числе в области защиты нравственности и здоровья детей законами субъектов Российской Федерации, одновременно определил объем и границы нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации в сфере законодательства об административных правонарушениях: субъект Российской Федерации вправе устанавливать своими законами административную ответственность лишь по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральным законом.

Диспозиция ч. 3 ст. 1.1 ЗКОоАП указывает на то, что административная ответственность в этом случае установлена региональным законодателем по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. При этом отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, имея разную отраслевую принадлежность, урегулированы федеральными законами, в том числе Семейным кодексом РФ, Федеральными законами от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. №120 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

В силу поименованных федеральных законов государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Государственная политика по защите детей сводится к комплексу разнообразных мер - законодательных, финансовых, материально-технических, организационных.

К таковым относятся и предусмотренные п.3 ст.14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Указанные меры по своей юридической природе являются мерами по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Обязанность по их соблюдению возложена федеральным законодателем на родителей.

В соответствии со ст.63 Семейного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст.14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" основную ответственность, общую и равную, за воспитание и развитие ребенка несут родители. Родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться о здоровье детей, их физическом, психическом, духовном, нравственном развитии.

И поскольку указанная обязанность установлена федеральным законодательством, то и установление административной ответственности за несоблюдение либо ненадлежащее выполнение этой обязанности - прерогатива федерального законодателя.

Исполнение родителями данной обязанности обеспечивается административной ответственностью, установленной действующим КоАП РФ - ст.5.35 КоАП РФ (неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних), и не нуждается в подтверждении законом субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что указанные выше обстоятельства повлекли существенное нарушение материальных и процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а срок давности привлечения Кривцова Т.Н. к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не истек, административное дело в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, надлежит возвратить в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Варгашинского района на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. 30.1, ст.30.6, п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья:

Р Е Ш И Л:

Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Варгашинского района №3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Кривцова Т.Н. к административной ответственности по ч.3 ст.1.1 ЗКОоАП – отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении Кривцова Т.Н. возвратить в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Варгашинского района на новое рассмотрение.

Данное решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Варгашинский районный суд в течение десяти дней с момента его вынесения.

Судья С.И. Васильев