дело по иску Валуйского межрайонного прокурора к администрации муниципального района `город Валуйки и Валуйский район` о понуждении к совершению действий



Дело №2-355/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<адрес> районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Глумовой Т.Г.,

при секретаре Безлепкиной С.С.,

с участием прокурора Тулиновой Е.А. (далее истец),

представителя ответчика администрации муниципального района <адрес> Белгородской области Каськовой Е.В.,

представителей ответчиков: МОУ «Казначеевская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Бирюкова В.Н., МОУ «Колосковская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Миненко С.Е., МОУ «Насоновская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Сорокиной Н.А.., МОУ «Подгоренская основная общеобразовательная школа» <адрес> Ломакиной О.И., МОУ «Пристенская основная общеобразовательная школа» <адрес> Даньшиной Г.П., МОУ «Солотянская основная общеобразовательная школа» <адрес> Колесникова Н.Г., МОУ «Тимоновская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Рогачева Н.А., МДОУ «Детский сад №2 <адрес>» Мельниковой А.Н., МДОУ «Детский сад №3 <адрес> Лысенко Е.Н., МДОУ «Детский сад <адрес>» Рудых О.Г., МДОУ «Детский сад х.Леоновка <адрес> Рудых О.Г., МДОУ «Детский сад <адрес>» Дуюн А.Е., МДОУ «Детский сад <адрес> Рудых О.Г., МДОУ «Детский сад <адрес>» Аридовой О.А., МДОУ «Детский сад <адрес> Рудых О.Г., МДОУ «Детский сад <адрес>» Рудых О.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валуйского межрайонного прокурора к муниципальному образованию-муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> МОУ «Казначеевская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Колосковская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Насоновская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Подгоренская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Пристенская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Солотянская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Тимоновская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МДОУ «Детский сад №2 <адрес>», МДОУ «Детский сад №3 <адрес> МДОУ «Детский сад <адрес> МДОУ «Детский сад х.Леоновка <адрес> МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес> МДОУ «Детский сад <адрес> МДОУ «Детский сад <адрес> о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

В ходе проверки антитеррористической защищенности, <адрес> межрайонной прокуратурой выявлено, что МОУ «Казначеевская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Колосковская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Насоновская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Подгоренская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Пристенская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Солотянская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Тимоновская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МДОУ «Детский сад №2 <адрес> МДОУ «Детский сад №3 <адрес> МДОУ «Детский сад <адрес> МДОУ «Детский сад х.Леоновка <адрес> МДОУ «Детский сад <адрес> МДОУ «Детский сад <адрес> МДОУ «Детский сад <адрес> МДОУ «Детский сад <адрес> МДОУ «Детский сад <адрес> не оборудованы кнопкой экстренного вызова милиции. Учредителем общеобразовательных и дошкольных учреждений является администрация муниципального района <адрес> Белгородской области.

Дело инициировано иском <адрес> межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, который просил с учетом уточненных требований обязать муниципальное образование-муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> выделить МОУ «Казначеевская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Колосковская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Насоновская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Подгоренская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Пристенская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Солотянская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Тимоновская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МДОУ «Детский сад №2 <адрес> МДОУ «Детский сад №3 <адрес> МДОУ «Детский сад <адрес> МДОУ «Детский сад х.Леоновка <адрес> МДОУ «Детский сад <адрес> МДОУ «Детский сад <адрес> МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес> МДОУ «Детский сад <адрес> денежные средства из бюджета 2012 года на оборудование учреждений кнопкой экстренного вызова милиции в срок до ДД.ММ.ГГГГ и обязать муниципальное образование-муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> муниципальные общеобразовательные и дошкольные учреждения, указанные выше, провести мероприятия по оборудованию общеобразовательных и дошкольных учреждений средствами экстренного вызова милиции (кнопкой тревожной сигнализации).

В судебном заседании прокурор Тулинова Е.А. поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика администрации муниципального района <адрес> по доверенности Каськова Е.В. с иском не согласна, считая его необоснованным, так как субсидии на осуществление мероприятий, направленных на противодействие терроризму, а именно на оборудование общеобразовательных и дошкольных учреждений средствами экстренного вызова милиции из областного бюджета в бюджет района не поступали и действующее законодательство не содержит обязательств органов местного самоуправления по оборудованию общеобразовательных и дошкольных учреждений средствами экстренного вызова милиции. Считает, что иск прокурора, исходя из требований, должен рассматриваться по правилам главы 25 ГПК РФ, истцом не указано какую сумму и в чью пользу нужно выделить из бюджета.

Представители ответчиков муниципальных общеобразовательных и дошкольных учреждений с иском не согласны, пояснили, что тревожные кнопки необходимо установить, но для этого у них нет средств, если на эти цели им будут перечислены денежные средства, то они оборудуют школы и детские сады кнопками экстренного вызова милиции.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства, по представленным сторонами доказательствам, суд считает исковые требования частично подлежащими удовлетворению.

Истцом представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие непринятие необходимых мер муниципальным образованием - муниципальным районом <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> по оборудованию кнопкой экстренного вызова милиции указанных школ и детских садов.

В списке образовательных учреждений <адрес>, оборудованных кнопкой экстренного вызова милиции, предоставленным <адрес> межрайонному прокурору ответчики-общеобразовательные школы и дошкольные учреждения не значатся.

Согласно Уставу, учредителем МОУ «Казначеевская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Колосковская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Насоновская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Подгоренская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Пристенская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Солотянская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Тимоновская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МДОУ «Детский сад №2 <адрес>», МДОУ «Детский сад №3 <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад х.Леоновка <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», осуществляющим финансирование дошкольных учреждений, является администрация муниципального района «город Валуйки и <адрес>». Общеобразовательные учреждения финансируются из областного бюджета.

Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства истца, на которые он ссылается, как на основание своих требований.

Постановлением правительства Белгородской области от 07.07.2006 года №1532 -пп утверждена областная комплексная межведомственная целевая программа профилактики правонарушений борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы.

Пунктом 1.4.1.10 программы предусмотрено оборудовать посты охраны дошкольных, общеобразовательных и учебных учреждений средствами экстренного вызова милиции (кнопкой тревожной сигнализации).

Согласно информации начальника отдела образования администрации муниципального района <адрес> из 37 муниципальных образовательных учреждений 6 учреждений оборудованы кнопками экстренного вызова милиции.

Таким образом, образовательные и дошкольные учреждения, к которым прокурором предъявлен иск, не оборудованы средствами экстренного вызова милиции из-за отсутствия финансирования для установок тревожных кнопок. Принятым бюджетом на 2011 год средства на установку тревожных кнопок не заложены.

Отсутствие кнопки тревожной сигнализации в вышеназванных учреждениях, препятствует оперативному контролю за состоянием противодиверсионной защищенности объекта с массовым пребыванием детей, а, следовательно, угрожает нарушением прав воспитанников и работников, находящихся в зданиях школ и детских садах, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях.

Представитель муниципального образования - муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> ссылался, что действующее законодательство не содержит обязательств органов местного самоуправления по оборудованию общеобразовательных учреждений средствами экстренного вызова милиции. В соответствии с п. 6.1 ст.15 ФЗ РФ 06.10.2003 г. № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к полномочиям местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Сумму выделения из бюджета средств на оборудование общеобразовательных и дошкольных учреждений средствами экстренного вызова милиции должен определить сам ответчик.

Представителем ответчика заявлено, что иск прокурора, исходя из требований должен рассматриваться по правилам главы 25 ГПК РФ. Однако, исходя из подраздела 2 ГПК РФ в исковом производстве могут рассматриваться любые требования.

Согласно п. 4 ч.1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.19092 г. №3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных и дошкольных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Однако, до настоящего времени вышеуказанные учреждения не оборудованы кнопкой экстренного вызова милиции, то есть, муниципальным образованием в лице администрации муниципального района <адрес> допущено бездействие в обеспечении антитеррористической защищенности образовательных учреждений.

Пунктом 3 ст.32 ФЗ «Об образовании» закреплена ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с ст. 51 ФЗ № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающих воспитанников.

Законодательством об образовании обучающимся и воспитанникам гарантируется безопасный образовательный процесс.

В соответствии с ФЗ от 10.04.2000 г. №52 –ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» основными направлениями развития в области государственных и социальных гарантий обучающихся, являются разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся, введение в действие нормативно- правовых актов, касающихся повышения ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей (законных представителей) за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся; создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья, формирование их здорового образа жизни.

Согласно ст.ст. 3 и 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и подписанной от имени СССР 26.01.1990 года, ратифицированной ВС СССР 13.06.1990 года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоначальное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

В соответствии со ст.ст. 2, 17, 20, 37, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является обязанностью государства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

Суд считает, что невыполнение ответчиком муниципальным образованием - муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> своих обязанностей, нарушает права и свободы человека и гражданина, а отсутствие финансирования, не является основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора.

Одной из форм защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре (понуждение к совершению действий (ст.12 ГК РФ) в связи с чем, возникает необходимость в судебном порядке понудить муниципальное образование муниципальный район в лице администрации муниципального района <адрес> принять меры по оборудованию вышеназванных образовательных и дошкольных учреждений кнопкой тревожной сигнализации.

Принимая во внимание то обстоятельство, что для исполнения решения суда ответчику муниципальному образованию - муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> необходимы дополнительные денежные средств, которые в настоящее время не включены в бюджет муниципального района <адрес> а изыскать денежные средства в 2011 году нет возможности, суд приходит к выводу о допустимости установления срока исполнения решения суда не позднее ДД.ММ.ГГГГ, что также будет способствовать исполнению постановления главы администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении комплексной межведомственной целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения на территории муниципального района <адрес> на 2009-2012 годы.

Поскольку дошкольные учреждения не имеют собственных денежных средств, не имеют расчетных счетов, то иск предъявлен к ним необоснованно.

Учредитель дошкольных учреждений- администрация муниципального района <адрес> в соответствии с Уставами муниципальных дошкольных образовательных учреждений обязана их финансировать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск <адрес> межрайонного прокурора к муниципальному образованию - муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> МОУ «Казначеевская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Колосковская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Насоновская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Подгоренская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Пристенская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Солотянская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Тимоновская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МДОУ «Детский сад №2 <адрес>», МДОУ «Детский сад №3 <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад х.Леоновка <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», о понуждении к совершению действий, признать частично обоснованным.

Обязать муниципальное образование - муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> провести мероприятия по оборудованию общеобразовательных учреждений: МОУ «Казначеевская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Колосковская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Насоновская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Подгоренская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Пристенская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Солотянская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Тимоновская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МДОУ «Детский сад №2 <адрес>», МДОУ «Детский сад №3 <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад х.Леоновка <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», средствами экстренного вызова милиции (кнопкой тревожной сигнализации).

Обязать муниципальное образование - муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес>, выделить МОУ «Казначеевская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Колосковская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Насоновская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Подгоренская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Пристенская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Солотянская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Тимоновская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МДОУ «Детский сад №2 <адрес>», МДОУ «Детский сад №3 <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад х.Леоновка <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», денежные средства на оборудование учреждений кнопкой тревожной сигнализации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи кассационной жалобы через <адрес> районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья подпись

Мотивированный текст решения

изготовлен ДД.ММ.ГГГГ

Судья подпись

Копия верна: Судья

<адрес> райсуда Т.Г. Глумова