Дело №2-281/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2011 года <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шелайкина В.В.,
при секретаре Теребчук Е.С.,
с участием прокурора Баранова С.А. (далее истец),
представителя ответчика муниципальное образование - муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> по доверенности Зиборова С.А.,
В отсутствие представителей ответчиков: МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>»,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> межрайонного прокурора к муниципальному образованию-муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес>, МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
В ходе проверки антитеррористической защищенности, <адрес> межрайонной прокуратурой выявлено, что МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>» не оборудованы кнопкой экстренного вызова милиции. Учредителем дошкольных учреждений является администрация муниципального района <адрес>.
Дело инициировано иском <адрес> межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, который просил с учетом уточненных требований обязать муниципальное образование-муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> выделить МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», денежные средства на оборудование учреждений кнопкой экстренного вызова милиции в срок до 01 сентября 2012 года и обязать муниципальное образование-муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> и муниципальные общеобразовательные и дошкольные учреждения, указанные выше, провести мероприятия по оборудованию дошкольных учреждений средствами экстренного вызова милиции (кнопкой тревожной сигнализации).
В судебном заседании прокурор Баранов С.А. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика муниципальное образование - муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> по доверенности Зиборов С.А. с иском не согласен, считает его необоснованным, так как субсидии на осуществление мероприятий, направленных на противодействие терроризму, а именно на оборудование дошкольных учреждений средствами экстренного вызова милиции из областного бюджета в бюджет района не поступали и действующее законодательство не содержит обязательств органов местного самоуправления по оборудованию дошкольных учреждений средствами экстренного вызова милиции. Считает, что иск прокурора, исходя из требований, должен рассматриваться по правилам главы 25 ГПК РФ, истцом не указано какую сумму и в чью пользу нужно выделить из бюджета.
Представители ответчиков муниципальных дошкольных учреждений в судебное заседание не явились, к суду обратились с заявлениями, содержащими в себе просьбу о рассмотрении дела в их отсутствие, с иском не согласны.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства, по представленным сторонами доказательствам, суд считает исковые требования частично подлежащими удовлетворению.
Истцом представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие непринятие необходимых мер муниципальным образованием - муниципальным районом <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес>, по оборудованию кнопкой экстренного вызова милиции указанных детских садов.
В списке дошкольных учреждений <адрес>, оборудованных кнопкой экстренного вызова милиции, предоставленным <адрес> межрайонному прокурору ответчики- дошкольные учреждения не значатся.
Согласно Уставу, учредителем МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», осуществляющим финансирование дошкольных учреждений, является администрация муниципального района <адрес>. Общеобразовательные учреждения финансируются из областного бюджета.
Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства истца, на которые он ссылается, как на основание своих требований.
Постановлением правительства <адрес> от 07.07.2006 года №1532 -пп утверждена областная комплексная межведомственная целевая программа профилактики правонарушений борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы.
Пунктом 1.4.1.10 программы предусмотрено оборудовать посты охраны дошкольных, общеобразовательных и учебных учреждений средствами экстренного вызова милиции (кнопкой тревожной сигнализации).
Таким образом, дошкольные учреждения, к которым прокурором предъявлен иск, не оборудованы средствами экстренного вызова милиции из-за отсутствия финансирования для установок тревожных кнопок. Принятым бюджетом на 2011 год средства на установку тревожных кнопок не заложены.
Отсутствие кнопки тревожной сигнализации в вышеназванных учреждениях, препятствует оперативному контролю за состоянием противодиверсионной защищенности объекта с массовым пребыванием детей, а, следовательно, угрожает нарушением прав воспитанников и работников, находящихся в зданиях школ и детских садах, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях.
Представитель муниципального образования - муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> ссылался, что действующее законодательство не содержит обязательств органов местного самоуправления по оборудованию общеобразовательных учреждений средствами экстренного вызова милиции. В соответствии с п. 6.1 ст.15 ФЗ РФ 06.10.2003 г. № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к полномочиям местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Сумму выделения из бюджета средств на оборудование дошкольных учреждений средствами экстренного вызова милиции должен определить сам ответчик.
Представителем ответчика заявлено, что иск прокурора, исходя из требований должен рассматриваться по правилам главы 25 ГПК РФ. Однако, исходя из подраздела 2 ГПК РФ в исковом производстве могут рассматриваться любые требования.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.19092 г. №3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных и дошкольных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Однако, до настоящего времени вышеуказанные учреждения не оборудованы кнопкой экстренного вызова милиции, то есть, муниципальным образованием в лице администрации муниципального района <адрес> допущено бездействие в обеспечении антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
Пунктом 3 ст.32 ФЗ «Об образовании» закреплена ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с ст. 51 ФЗ № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающих воспитанников.
Законодательством об образовании обучающимся и воспитанникам гарантируется безопасный образовательный процесс.
В соответствии с ФЗ от 10.04.2000 г. №52 –ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» основными направлениями развития в области государственных и социальных гарантий обучающихся, являются разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся, введение в действие нормативно- правовых актов, касающихся повышения ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей (законных представителей) за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся; создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья, формирование их здорового образа жизни.
Согласно ст.ст. 3 и 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и подписанной от имени СССР 26.01.1990 года, ратифицированной ВС СССР 13.06.1990 года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоначальное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
В соответствии со ст.ст. 2, 17, 20, 37, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является обязанностью государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.
Суд считает, что невыполнение ответчиком муниципальным образованием - муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> своих обязанностей, нарушает права и свободы человека и гражданина, а отсутствие финансирования, не является основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора.
Одной из форм защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре (понуждение к совершению действий (ст.12 ГК РФ) в связи с чем, возникает необходимость в судебном порядке понудить муниципальное образование муниципальный район в лице администрации муниципального района <адрес> принять меры по оборудованию вышеназванных образовательных и дошкольных учреждений кнопкой тревожной сигнализации.
Принимая во внимание то обстоятельство, что для исполнения решения суда ответчику муниципальному образованию - муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> необходимы дополнительные денежные средств, которые в настоящее время не включены в бюджет муниципального района <адрес>, а изыскать денежные средства в 2011 году нет возможности, суд приходит к выводу о допустимости установления срока исполнения решения суда не позднее 01 сентября 2012 года, что также будет способствовать исполнению постановления главы администрации муниципального района <адрес> № 75 от 01.06.2009 года об утверждении комплексной межведомственной целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения на территории муниципального района <адрес> на 2009-2012 годы.
Поскольку дошкольные учреждения не имеют собственных денежных средств, не имеют расчетных счетов, то иск предъявлен к ним необоснованно.
Учредитель дошкольных учреждений- администрация муниципального района <адрес> в соответствии с Уставами муниципальных дошкольных образовательных учреждений обязана их финансировать.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск <адрес> межрайонного прокурора к муниципальному образованию - муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес>, МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», о понуждении к совершению действий, признать частично обоснованным.
Обязать муниципальное образование - муниципальный район «город Валуйки и <адрес>» <адрес> в лице администрации муниципального района «город Валуйки и <адрес>» <адрес> провести мероприятия по оборудованию общеобразовательных учреждений: МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», средствами экстренного вызова милиции (кнопкой тревожной сигнализации).
Обязать муниципальное образование - муниципальный район «город Валуйки и <адрес>» <адрес> в лице администрации муниципального района «город Валуйки и Валуйскийрайон» <адрес>, выделить МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад <адрес>», денежные средства на оборудование учреждений кнопкой тревожной сигнализации в срок до 01.09.2012 года.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда путем подачи кассационной жалобы через <адрес> районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен16.05.2011 года.
Судья: (подпись)
Копия верна: Судья
<адрес> райсуда В.В. Шелайкин