Валуйского прокурора к муниципальному образованию - муниципальный район `Город Валуйки и Валуйский район` в лице администрации муниципального района, муниципальным образовательным учреждениям о понуждении к совершению действий



Дело №2-290/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<адрес> суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Пигалова Ю.П.,

при секретаре Тимофеевой А.В.,

с участием прокурора Баранова С.А. (далее истец),

представителей ответчика муниципальное образование – муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> <адрес> по доверенности Зиборова С.А., представителя ответчиков МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> начальная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес> по доверенностям Рудых О.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию – муниципальный район <адрес> Белгородской области в лице администрации муниципального района <адрес> МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> начальная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

В ходе проверки антитеррористической защищенности, <адрес> межрайонной прокуратурой выявлено, что МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> начальная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес> не оборудованы кнопкой экстренного вызова милиции. Учредителем общеобразовательных и дошкольных учреждений является администрация муниципального района <адрес> Белгородской области.

Дело инициировано иском <адрес> межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, который просил с учетом уточненных требований обязать муниципальное образование - муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> выделить денежные средства из бюджета 2012 года МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> начальная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес> на оборудование учреждений кнопкой экстренного вызова милиции в срок до ДД.ММ.ГГГГ и обязать муниципальное образование- муниципальный район <адрес> <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> и муниципальные общеобразовательные учреждения провести мероприятия по оборудованию общеобразовательных учреждений средствами экстренного вызова милиции (кнопкой тревожной сигнализации).

В судебном заседании прокурор Баранов С.А. поддержал уточненные заявленные требования.

Представители ответчиков Зиборов С.А. и Рудых О.Г., с иском не согласны, считая его необоснованным, так как субсидии на осуществление мероприятий, направленных на противодействие терроризму, а именно на оборудование общеобразовательных и дошкольных учреждений средствами экстренного вызова милиции из областного бюджета в бюджет района не поступали и действующее законодательство не содержит обязательств органов местного самоуправления по оборудованию общеобразовательных и дошкольных учреждений средствами экстренного вызова милиции. Считают, что иск прокурора, исходя из требований, должен рассматриваться по правилам главы 25 ГПК РФ, истцом не указано какую сумму и в чью пользу нужно выделить из бюджета.

Представители ответчиков МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> начальная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес> не явились, от них в суд поступило заявление, просят дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования <адрес> межрайонного прокурора не признали.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства, по представленным сторонами доказательствам, суд считает уточненные исковые требования частично подлежащими удовлетворению.

Истцом представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие непринятие необходимых мер муниципальным образованием- муниципальным районом <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> по оборудованию кнопкой экстренного вызова милиции МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> начальная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>.

В списке образовательных учреждений <адрес>, оборудованных кнопкой экстренного вызова милиции, предоставленным <адрес> межрайонному прокурору ответчик – МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> начальная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, не значится.

Согласно Уставу, учредителем МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> начальная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «Яблоновская основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, осуществляющим финансирование дошкольных учреждений, является администрация муниципального района <адрес>. Муниципальные образовательные учреждения финансируются из областного бюджета.

Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства истца, на которые он ссылается, как на основание своих требований.

Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп утверждена областная комплексная межведомственная целевая программа профилактики правонарушений борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы.

Пунктом 1.4.1.10 программы предусмотрено оборудовать посты охраны дошкольных, общеобразовательных и учебных учреждений средствами экстренного вызова милиции (кнопкой тревожной сигнализации).

Согласно информации начальника отдела образования администрации муниципального района <адрес>, из 48 муниципальных образовательных учреждений 4 учреждения оборудованы кнопками экстренного вызова милиции.

Таким образом, общеобразовательные учреждения, к которым прокурором предъявлен иск, не оборудованы средствами экстренного вызова милиции из-за отсутствия финансирования для установки тревожных кнопок. Принятым бюджетом на 2011 год средства на установку тревожных кнопок не заложены.

Отсутствие кнопки тревожной сигнализации в вышеуказанных учреждениях, препятствует оперативному контролю за состоянием противодиверсионной защищенности объекта с массовым пребыванием детей, а, следовательно, угрожает нарушением прав воспитанников и работников, находящихся в здании детского сада, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях.

Представители ответчиков Зиборов С.А. и Рудых О.Г., ссылались, что действующее законодательство не содержит обязательств органов местного самоуправления по оборудованию образовательных учреждений средствами экстренного вызова милиции. В соответствии с п. 61 ст.15 ФЗ РФ 06.10.2003 г. № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к полномочиям местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Сумму выделения из бюджета средств на оборудование общеобразовательных учреждений средствами экстренного вызова милиции должен определить сам ответчик.

Представителями ответчиков заявлено, что иск прокурора, исходя из требований должен рассматриваться по правилам главы 25 ГПК РФ. Однако, исходя из подраздела 2 ГПК РФ в исковом производстве могут рассматриваться любые требования.

Согласно п. 4 ч.1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Однако до настоящего времени вышеуказанные общеобразовательные учреждения не оборудованы кнопкой экстренного вызова милиции, то есть, муниципальным образованием- муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> допущено бездействие в обеспечении антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений.

Пунктом 3 ст.32 ФЗ №3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» и п.10 постановления Правительства РФ от 19.03.2001 года № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» закреплена ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с ст. 51 ФЗ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающих, воспитанников.

Законодательством об образовании обучающимся и воспитанником гарантируется безопасный образовательный процесс.

В соответствии с ФЗ от 10.04.2000 года №51 –ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» основными направлениями развития в области государственных и социальных гарантий обучающихся, являются разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся, введение в действие нормативно- правовых актов, касающихся повышения ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей (законных представителей) за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся; создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья, формирование их здорового образа жизни. Согласно ст.ст. 3, 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и подписанной от имени СССР 26.01.1990 года, ратифицированной Верховным советом СССР 13.06.1990 года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоначальное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства – участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

В соответствии со ст.ст. 2, 17, 18, 20, 37, 41, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является обязанностью государства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

Суд считает, что невыполнение ответчиком муниципальным образованием – муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> своих обязанностей, нарушает права и свободы человека и гражданина, а отсутствие финансирования, не является основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора.

Одной из форм защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре (понуждение к совершению действий (ст.12 ГК РФ) в связи с чем, возникает необходимость в судебном порядке понудить муниципальное образование- муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> принять меры по оборудованию вышеназванных общеобразовательных учреждений кнопкой тревожной сигнализации.

Принимая во внимание то обстоятельство, что для исполнения решения суда ответчику муниципальному образованию - муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального района <адрес> необходимы дополнительные денежные средств, которые в настоящее время не включены в бюджет муниципального района <адрес>, а изыскать денежные средства в 2011 году нет возможности, суд приходит к выводу о допустимости установления срока исполнения решения суда не позднее 01 сентября 2012 года, что также будет способствовать исполнению постановления главы администрации муниципального района <адрес> № 75 от 01.06.2009 года об утверждении комплексной межведомственной целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения на территории муниципального района <адрес> на 2009-2012 годы.

Поскольку общеобразовательные учреждения не имеют собственных денежных средств, не имеют расчетных счетов, то иск предъявлен к ним необоснованно.

Учредитель общеобразовательных учреждений - администрация муниципального района <адрес> в соответствии с Уставами муниципальных дошкольных образовательных учреждений обязана их финансировать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Валуйского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию – муниципальный район <адрес> Белгородской области в лице администрации муниципального района <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> начальная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, о понуждении к совершению действий, признать частично обоснованным.

Обязать муниципальное образование – муниципальный район «<адрес> Белгородской области в лице администрации муниципального района <адрес> выделить денежные средства из бюджета 2012 года МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> начальная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес> на оборудование учреждений кнопкой экстренного вызова милиции в срок до 01 сентября 2012 года.

Обязать муниципальное образование- муниципальный район <адрес> Белгородской области в лице администрации муниципального района <адрес> и МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> начальная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» <адрес>, провести мероприятия по оборудованию образовательных учреждений средствами экстренного вызова милиции (кнопкой тревожной сигнализации).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме, с подачей кассационной жалобы через <адрес> суд.

Судья: (подпись)

Копия верна:

Судья <адрес> Ю.П.Пигалов