Дело № 2-427/2011
РЕШЕНИЕИменем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ город <адрес>
<адрес> районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Пенчуковой Т.В.,
секретаря Ломака Е.В.,
с участием: представителя истицы – адвоката <адрес> ЦЮК Дроновой О.В., представителей ответчика – администрации муниципального района <адрес> - Зиборова С.А. и Мамаевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кавериной Раисы Ивановны к администрации муниципального района <адрес> об оспаривании правомерности отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
установил:
Каверина Раиса Ивановна является вдовой участника Великой Отечественной войны и проживает по месту регистрации по адресу: <адрес>
Решением жилищной комиссии при администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года Кавериной Р.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Дело инициировано иском Кавериной Р.И., которая просила признать отказ от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не законным, обязав администрацию муниципального района <адрес> поставить её на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении, с момента её обращения.
В судебном заседании представитель истицы требования Кавериной Р.И. поддержала.
Представители администрации муниципального района <адрес> иск не признали, считая его не подлежащим удовлетворению, сославшись, что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия, регистрацией в домовладении Абдужалилова Д.М.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования не обоснованными.
Судом установлено, что Каверина Р.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны (л.д. 8), имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах» и установленные законодательством РФ для участников, инвалидов и вдов погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, и проживает в домовладении, находящемся в собственности ее дочери Трубниковой Людмилы Ивановны, расположенном по адресу: <адрес>
Общая площадь домовладения, определяемая в соответствии с положениям п. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ как сумма площади всех частей жилого помещения, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, согласно технического паспорта, исследованного в судебном заседании, составляет 36,6 кв.м., а также подтверждается выписками из лицевого счета от «9» ноября 2010 года и «1» марта 2011 года, отражена в справках ГУП Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» <адрес> филиал от «8» декабря 2010 года и «8» февраля 2011 года.
Ст. 49 ЖК РФ, Указом Президента РФ от «7» мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено одним из оснований обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Как следует из материалов дела, «14» декабря 2010 года Каверина Р.И. обратилась в администрацию муниципального района <адрес> с заявлением о признании её нуждающейся в жилом помещении для получения жилья, сообщая, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, указывая о составе семьи из 2 человек – она и дочь – Трубникова Л.И., в чем истице было отказано согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, что следует из протокола № 1 заседания жилищной комиссии от «21» января 2011 года; данное решение об отказе не обжаловано.
Исходя из площади жилого дома, количества лиц, проживавших в доме на момент обращения истицы в декабре 2010 года, обеспеченность жилой площадью превышала учетную норму, утвержденную Решением Совета депутатов города <адрес> «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов от 26 апреля 2006 года «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения», установленную в размере 15 кв.м. на одного человека.
По правилам ст. 2 Закона Белгородской области «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 10 мая 2006 года № 39, порядок ведения учета граждан, нуждающихся в другом жилом помещении, отнесен к компетенции органов местного самоуправления, что предусмотрено и ст. 52 п.7 ЖК РФ.
«17» марта 2011 года Каверина Р.И. вновь обратилась в администрацию муниципального района <адрес> с заявлением о признании её нуждающейся в жилом помещении для получения жилья, указывая, что состав её семьи состоит из 3 человек – она, дочь – Трубникова Л.И. и Абдужалилов Д.М.
Решением жилищной комиссии при администрации муниципального района <адрес> от «7» апреля 2011 года Кавериной Раисе Ивановне отказано в признании нуждающейся в жилом помещении согласно ст. 53 ЖК РФ, что подтверждает выписка из протокола № 6 заседания жилищной комиссии.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (пункт 1).
В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Статья 51 Жилищного кодекса РФ содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно положению ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Как установлено в судебном заседании, Каверина Р.И. постоянно проживает в домовладении общей площадью 36,6 кв.м., принадлежащем на праве собственности ее дочери Трубниковой Л.И., что подтверждает выписка из ЕГРП от «31» мая 2011 года, выписка из ЕГРП от «9» декабря 2010 года и справка ГУП Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» <адрес> филиал от «8» февраля 2011 года, и зарегистрирована с «29» декабря 2005 года по адресу: <адрес>, что подтверждает выписка из домовой книги от «1» марта 2011 года.
Кроме истицы в жилом доме зарегистрированы: дочь Трубникова Л.И. - собственник домовладения; с «22» февраля 2011 года - Абдужалилов Д.М., 1988 года рождения.
Исходя из площади жилого дома, в котором проживает Каверина Р.И., ее обеспеченность жилой площадью, до регистрации Абдужалилова Д.М. в домовладении, превышала учетную норму - 15 кв.м. на одного человека.
Согласно справки администрации Тимоновского сельского поселения от «5» апреля 2011 года Абдужалилов Д.В. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, в домовладении, принадлежащем, согласно свидетельства о государственной регистрации от «24» августа 2007 года, его отцу - Абдужалилову Мирзомахсуду.
До 2005 года Каверина Р.И. владела на праве общей долевой собственности ? долей квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждает выписка из ЕГРП от «31» мая 2011 года.
Из уведомления государственного регистратора <адрес> отдела РОСРЕЕСТР от «12» февраля 2011 года следует, что в настоящее время отсутствуют записи о регистрации прав истицы на объекты недвижимого имущества.
Ст. 69 ЖК РФ, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года №14 определено, кто конкретно относится к членам семьи собственника, нанимателя.
Истица является членом собственника жилого помещения, что следует из пояснений свидетеля ФИО1 о том, что Каверина Р.И. – её мама, с которой они проживают одной семьёй, имеют общий бюджет, несут общие расходы, совместно питаются.
В указанном выше доме, совместно с Трубниковой Л.И. проживает её гражданский супруг – Чебунин А.А., который не зарегистрирован в жилом доме и имеет в собственности ? долю 3-х комнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается ответом ГУП Белгородской области «Белоблтехинвентаризация» <адрес> филиал от «30» мая 2011 года, выпиской из ЕГРП от «31» мая 2011 года, свидетельскими показаниями ФИО1, ФИО2, ФИО3
Свидетельские показания ФИО2 и ФИО3 о фактическом проживании в домовладении Трубниковой Л.И. Абдужалилова Д.М. с 2009 года суд не может принять во внимание, так как данные свидетели указали о том, что молодой человек лет 25-ти кавказкой национальности года 1,5 назад стал проживать в данном доме. В объяснениях, данных участковому, указанные свидетели поясняли, что несколько раз видели молодого человека, заходившего во двор дома <адрес>, который им не знаком и узнать его они не смогут.
Показания ФИО4 о проживании Абдужалилова Д.М. с декабря 2009 года в доме Трубниковой Л.И. суд не принимает как доказательство о фактическом проживании Абдужалилова, выводы о котором, сделаны самим свидетелем, которая поясняла, что бывала только во дворе дома, заезжала не часто, сколько раз была в какой период времени указать не могла, в доме не была.
Опрошенный Абдужалилов Д.М. пояснял о том, что инициатива регистрации его в доме Трубниковой Л.И. исходила от его сестры Абдужалиловой З.М., которая является её давней подругой, показал, что проживает и у сестры по <адрес> и по <адрес>, продукты приобретает для себя сам или сестра, которая стирает его вещи, готовит ему. Абдужалилова З.М. показала о том, что по её просьбе брат был зарегистрирован у Трубниковой Л.И., с которой они давно дружат, сослалась на необходимость регистрации в доме отца в с<адрес> иных родственников.
Елкин М.П., допрошенный в суде, показал о проведении проверки на основании заявления зам главы города, в ходе которой были опрошены ФИО2 и ФИО3 и установлено, что факт проживания Абдужалилова Д.М. не подтвердился. Кроме того, указал на тот факт, что ранее в рамках уголовного дела опрашивался Абдужалилов Д.М., который пояснял о проживании его по <адрес> совместно с сестрой.
Доказательств о необходимости снятия с регистрационного учета Абдужалилова Д.М. из домовладения отца и регистрации в жилом помещении <адрес>, принадлежащем Трубниковой Л.И., не представлено. На праве совместной собственности Трубниковой Л.И. принадлежит также жилой дом по адресу: <адрес>
Справку уличкома суд признает как не допустимое доказательство, так как уличный комитет является общественным органом, не обладающим властными полномочиями, в том числе на выдачу справок о регистрации и проживании граждан.
Доводы представителя истицы о том, что собственник – Трубникова Л.И. может распорядиться домовладением, и истица останется без жилого помещения, не обоснована, в связи с тем, что право пользования жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, права Кавериной защищены положением ч. 2 ст. 31 ЖК, в силу которой члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.
На основании установленных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что с ведома истицы были совершены действия, направленные на ухудшение жилищных условий, которые являются умышленными и недобросовестными, учитывая факт регистрации в домовладении Абдужалилова Д.М. после первоначального обращения Кавериной Р.И. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поэтому администрацией правомерно отказано истице в постановке на учет.
Исходя из изложенного, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление Кавериной Раисы Ивановны к администрации муниципального района <адрес> об оспаривании правомерности отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении признать необоснованным и в удовлетворении отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда через <адрес> районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья: (подпись)
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна: Судья
<адрес> районного суда Т.В. Пенчукова.