Решение по иску Страхова М.И. к Страховой С.И.. Страхову А.И. о признании права собственности по праву наследования по закону



№ 2 – 766/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2012 года г. Валуйки

Валуйский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Лобова Р.П.,

при секретаре Безлепкиной С.С.,

с участием: истца Страхова М.И.,

в отсутствие: ответчиков Страхова А.И., Страховой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Страхова Михаила Ивановича к Страховой Светлане Ивановне и Страхову Александру Ивановичу о выделе доли жилого дома в натуре, признании выделенной части самостоятельной частью жилого дома, признании права собственности на выделенную часть жилого дома,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО4, ФИО5 и Страхову М.И. на праве общей долевой собственности принадлежал жилой дом, расположенный в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ скончался ФИО4, после их смерти открылось наследство.

Решением суда от 07.11.2011г. перераспределены доли в праве общей собственности на дом: за Страховым М.И. признано право собственности на 2/3 доли, 1/3 доля оставлена как наследственная масса после смерти ФИО5 и ФИО4, произведен реальный раздел дома с выделением в собственность Страхова М.И. на 2/3 доли его самостоятельной части, право общей долевой собственности на данный объект недвижимости прекращено.

Дело инициировано иском Страхова М.И., который, с учетом уточнения требований, просил выделить из жилого дома в натуре на 1/3 долю комнаты в доме (литера А): № 1 площадью 7.8 кв. м, № 2 – площадью 8.0 кв. м, № 3 площадью 11,4 кв. м, № 4 площадью 11,0 кв. м, а всего площадью 38,2 кв. м., сарай (литера Г), уборную (литера II), калитку (литера III), которые признать самостоятельной частью жилого дома, и признать за ним право собственности на выделенную часть жилого дома по праву наследования по закону после смерти ФИО4 и ФИО5

В судебном заседании истец требования поддержал.

Ответчики в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии, против удовлетворения иска не возражали, заявили, что на свои доли в наследстве не претендуют.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с техническим паспортом от 16 июня 2011 года (л.д. 15 – 22) спорный жилой дом с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями имеет кадастровый , расположен по адресу: <адрес>.

Как следует из решения суда от 04.10.1968г. (л.д. 12), ФИО4, умершему ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти – л.д.4) и ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти – л.д. 5) первоначально принадлежало по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом.

Впоследствии по договору дарения от 30 ноября 1979 года (л.д. 14) ФИО4 и ФИО5 часть своих долей (по 1/4 каждый) передали Страхову М.И.

Решением Валуйского районного суда от 07.11.2011г. (л.д. 10 – 11) произведено: перераспределение долей в праве общей собственности на дом с признанием за Страховым М.И. 2/3 доли и оставлением 1/3 доли как наследственной массы после смерти ФИО5 и ФИО4, реальный раздел дома с выделением в собственность Страхова М.И. на 2/3 доли его самостоятельной части, прекращение права общей долевой собственности на данный объект недвижимости.

Положение ст. 252 ГК РФ предусматривает возможность выдела доли из общего имущества в натуре. Выдел доли допускается, если он не запрещен законом и возможен без соразмерного ущерба общему имуществу.

Заключением Валуйского филиала ГУП «Белоблтехинвентаризация» от 16.06.2011г. (л.д. 24) предусматривается возможность выдела в счет 1/3 доли: комнат в доме (литера А): № 1 площадью 7.8 кв. м, № 2 – площадью 8.0 кв. м, № 3 площадью 11,4 кв. м, № 4 площадью 11,0 кв. м, а всего площадью 38,2 кв. м., хозяйственных и бытовых строений и сооружений: сарая (литера Г), уборной (литера II), калитки (литера III). Паспортом разрешительной документации (л.д. 48 - 56) также подтверждается возможность выдела на 1/3 долю части дома с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями по указанному варианту и возможность признания выделенной части самостоятельной частью жилого дома, поскольку она имеет автономные инженерные коммуникации, отдельный выход, подъезд, выделение самостоятельной части не повлияет на окружающую среду и гигиенические условия жизни населения, градостроительные нормы при этом нарушены не будут.

Выделяемая часть дома имеет все признаки части жилого дома, изложенные в ст. 16 ЖК РФ. Законом запрета на выдел не установлено.

При таких обстоятельствах суд признает возможным удовлетворить требования истца и произвести выдел части дома по предложенному варианту.

Как следует из свидетельств о рождении (л.д. 6, 7, 8,) наследниками первой очереди на имущество ФИО5 и ФИО4 в соответствии со ст. 1142 ГК РФ являются: Страхов М.И., Страхов А.И. и Страхова С.И.

Других наследников первой очереди, а также лиц, обладающих правом на обязательную долю в наследстве, наследников по завещанию не имеется, что подтверждается сведениями, полученными от нотариусов Валуйского нотариального округа Белгородской области (л.д. 64, 65, 66, 67, 68, 69), объяснениями истца.

Страхов А.И. и Страхова С.И. на свою долю в наследстве не претендуют, о чем заявили суду.

Истец фактически вступил в наследство (ст. 1153 п. 2 ГК РФ), проживая в доме наследодателей после их смерти, неся бремя расходов по его содержанию.

Изложенное позволяет суду, в соответствии с требованием ст. 218 ГК ГФ, признать за истцом право собственности на выделенную часть жилого дома в порядке наследования после смерти ФИО5 и ФИО4

Перечисленные доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Страхова Михаила Ивановича к Страховой Светлане Ивановне и Страхову Александру Ивановичу о выделе доли жилого дома в натуре, признании выделенной части самостоятельной частью жилого дома, признании права собственности на выделенную часть жилого дома, признать обоснованными.

Выделить из жилого дома общей площадью 125,7 кв. м, в том числе жилой площадью 71,9 кв. м, с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями, кадастровый , согласно техническому паспорту от 16 июня 2011 года, расположенного по адресу: <адрес>, на 1/3 долю: комнаты в доме (литера А): № 1 площадью 7.8 кв. м, № 2 – площадью 8.0 кв. м, № 3 площадью 11,4 кв. м, № 4 площадью 11,0 кв. м, а всего площадью 38,2 кв. м., сарай (литера Г), уборную (литера II), калитку (литера III), которые признать самостоятельной частью жилого дома, и признать за Страховым Михаилом Ивановичем право собственности на выделенную часть жилого дома по праву наследования по закону после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Валуйский районный суд Белгородской области.

Судья: