Решение о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования по закону.



Дело № Решение Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ село Марево Новгородской области

Валдайский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Кузьминой С.Н., при секретаре Васильевой А.Н., с участием истца Орловой В.А., представителя Администрации Маревского муниципального района Семеновой Т.М., представителя Администрации Маревского сельского поселения - Садовниковой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловой Валентины Александровны к Администрации Маревского муниципального района, Администрации Маревского сельского поселения Маревского муниципального района о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования по закону,

установил:

Орлова В.А. обратилась в суд с иском к Администрации Маревского муниципального района, Администрации Маревского сельского поселения Маревского муниципального района о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования по закону.

В обоснование иска указала, что в 1986 году её мать - ФИО1 по договору купли-продажи приобрела у ФИО7 жилой дом, расположенный в деревне <адрес>.

Договор был удостоверен в исполнительном комитете Моисеевского сельского совета ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирован в реестре №.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О наименовании улиц и переулков села Марево» присвоены наименования улицам и переулкам села Марево: улица <адрес> - бывший сельский населенный пункт деревня <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла.

Из справки администрации Маревского сельского поселения следует, что ФИО1 действительно была зарегистрирована и постоянно проживала в доме № по улице <адрес> в селе <адрес> по день смерти ДД.ММ.ГГГГ. Похороны матери проводила истица, которая приняла всё имущество под охрану. Ареста, запрета на жилой дом нет.

После смерти матери Орлова В.А. не смогла оформить свои права на жилой дом из-за того, что в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ошибочно в качестве продавца указана её мать, а ФИО7 указан в качестве покупателя.

В настоящее время имеются два наследника первой очереди: истица и её брат - ФИО2, проживающий в городе <адрес>, который никаких претензий по поводу оформления наследства на Орлову В.А. не имеет, вступать в наследство не желает.

Факт родства истицы с ФИО1 подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ после заключения брака истице присвоена фамилия мужа - «Орлова».

Орлова В.А. с учетом владения квартирой матери, в течение более пятнадцати лет пользуется квартирой, не скрывает факт владения, не препятствует доступу к ней посторонних лиц. После смерти матери фактически приняла наследство, является наследником первой очереди.

Поэтому истица просит признать за ней право собственности на жилой <адрес> общей полезной площадью -<данные изъяты> квадратных метров, в том числе жилой - <данные изъяты> квадратных метров, расположенный по <адрес>.

В судебном заседании Орлова В.А. исковые требования поддержала, пояснила, что площадь дома в договоре купли продажи записана неверно, со слов ФИО7. После замеров площади дома сотрудниками БТИ установлено, что полезная площадь дома составляет <данные изъяты> квадратных метра, жилая - <данные изъяты> квадратных метра.

Представители ответчиков - Администрации Маревского сельского поселения - Садовникова Л.М., Администрации Маревского муниципального района - Семенова Т.Н. исковые требования признали в полном объеме.

Заинтересованное лицо ФИО2, будучи надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, с иском Орловой В.А. согласен.

Изучив материалы дела в судебном заседании, заслушав истца, представителей ответчиков, свидетелей ФИО10, ФИО11, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое не имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

На основании статей 131, 223 ГК РФ право собственности у приобретателя возникает с момента государственной регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления сторон договора, что в настоящее время невозможно.

Согласно п. 1 ст. 17 ФЗ РФ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, и вступившие в законную силу судебные акты.

В соответствии с ч. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

В соответствии с ч. 3 ст. 234 ГК РФ, лицо, ссылающееся на давность
владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в
течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником
это лицо является.

Свидетели ФИО10, ФИО11, показали суду, что истица приобрела дом у ФИО7 в ДД.ММ.ГГГГ году, и с тех пор до дня смерти честно, открыто, непрерывно пользовалась им, как своим собственным имуществом, осуществляла бремя содержания дома, споров о праве собственности на него не было. Похороны ФИО1 осуществляла ее дочь Орлова В.А., которая до настоящего времени пользуется домом, осуществляет все необходимые платежи, следит за состоянием дома.

У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями. Данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, мать истицы ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году купила названный дом у ФИО7. С момента покупки и до даты смерти - ДД.ММ.ГГГГ добросовестно, открыто и непрерывно владела домом как своим собственным недвижимым имуществом. После смерти ФИО1 её дочь Орлова В.А. фактически вступила во владение домом, что в соответствии с ч.2 ст.1153 ГК РФ признается принятием наследства. Истица, являясь наследницей ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ года до настоящего времени владела домом.

Вышеперечисленные факты подтверждаются следующими доказательствами.

Согласно копии договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ в качестве продавца указана ФИО1, а покупателем назван ФИО7. Очевидно, что имела место ошибка составителя документа, так как истица и свидетели указывают, что дом приобрела ФИО1 у ФИО7. Этот факт подтверждается и справкой, выданной Администрацией Моисеевского сельского поселения, согласно которой ФИО7 принадлежал жилой дом ДД.ММ.ГГГГ года возведения, двор для скота ДД.ММ.ГГГГ года возведения, баня ДД.ММ.ГГГГ года возведения.

Кроме того, из справки, предоставленной Администрацией Маревского сельского поселения, выданной на основании похозяйственной книги №, закладки ДД.ММ.ГГГГ года, лицевого счета № следует, что ФИО1 действительно была зарегистрирована и постоянно проживала по адресу: <адрес> по день смерти ДД.ММ.ГГГГ. Похороны производила дочь Орлова В.А. и приняла всё имущество под охрану. Обременений на указанный жилой дом нет.

Договор купли-продажи дома удостоверен в исполнительном комитете <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирован в реестре за №, имеется запись о том, что принадлежность ФИО7 отчуждаемого дома проверена.

Согласно копии свидетельства о рождении №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ФИО2 является дочерью ФИО1.

Согласно копии свидетельства о браке № выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес> между ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен брак ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 присвоена фамилия мужа «Орлова».

Согласно копии свидетельства о смерти № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <адрес>, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка деревни <адрес> умерла ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес>.

Заявлением ФИО 2 удостоверенным нотариально, подтверждается, что ему известно об открытии наследства после смерти ФИО 1., на наследство не претендует, фактически в наследство не вступал, не возражает против принятия наследства после смерти матери его сестрой - Орловой В.А..

Согласно информации, предоставленной нотариусом ФИО12, после смерти ФИО1 наследственное дело не заводилось.

В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наименовании улиц и переулков <адрес>» бывшему сельскому населенному пункту деревня <адрес> присвоено название - <адрес>.

Дом расположен по адресу: <адрес>. Общая полезная площадь дома составляет <данные изъяты> квадратных метра, в том числе жилая - <данные изъяты> квадратных метра. Квартира учтена как объект недвижимости, право собственности не зарегистрировано, что подтверждается справками <данные изъяты> дополнительного офиса <данные изъяты> отделения <данные изъяты> филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»

Согласно справки, представленной Администрацией Маревского муниципального района, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, муниципальной собственностью района не является, в реестре муниципального имущества, не значится.

Из сообщения государственного регистратора следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о регистрации прав на указанный жилой дом, отсутствует.

Таким образом, исковые требования Орловой В.А., подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.11, 56, 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Орловой Валентины Александровны удовлетворить.

Признать за Орловой Валентиной Александровной право собственности на жилой <адрес>, общей полезной площадью № квадратных метра.

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Новгородский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения через Валдайский районный суд Новгородской области.

Судья С.Н. Кузьмина