Прокуратура Маревского района в интересах неопределенного круга лиц об обязывании выполнить определенные действия.



Дело №

Определение

ДД.ММ.ГГГГ село Марёво Новгородской области

Валдайский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Кузьминой С.Н., с участием помощника прокурора Маревского района Садовникова В.Б., представителя автономного муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Молвотицы Гавриловой Ю.М., представителя Администрации Маревского муниципального района Святской Е.Н., при секретаре Васильевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Марёвского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к автономному муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа села Молвотицы, Администрации Маревского муниципального района об обязании выполнить определенные действия,

установил:

Прокурор Марёвского района обратился в суд с исковым заявлением к автономному муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа села Молвотицы (далее АМОУ СОШ села Молвотицы), Администрации Маревского муниципального района об обязании выполнить определенные действия, в обоснование иска указывая следующее.

Прокуратурой Марёвского района в период с ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения АМОУ СОШ села Молвотицы соблюдения законодательства о воинской обязанности и военной службе.

АМОУ СОШ села Молвотицы осуществляет образовательную деятельность, реализует в соответствии с Уставом образовательные программы на уровне начального, основного, среднего (полного) общего образования.

Согласно ст.59 Конституции Российской Федерации Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества принят и действует Федеральный закон от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в том числе обязательную подготовку к военной службе.

На основании части 6 статьи 1 Федерального закона исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Статьёй 11 определено, что обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 13 Федерального закона до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Аналогичные нормы закреплены в положении о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 года № 1441.

Кроме того, в пункте 16 указанного Положения определено, что с гражданами женского пола в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования проводятся отдельно от граждан мужского пола занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний.

Порядок организации обучения, во исполнение пункта 2 названного Постановления Правительства РФ конкретизирован в «Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах», утверждённой Приказом Минобороны РФ и Минобрнауки РФ от 24 февраля 2010 года № 96/134.

Согласно пунктам 9, 11 Инструкции органы местного самоуправления и руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы. Руководители образовательных учреждений обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

На основании пункта 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения (рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении N 1 Инструкции), спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

В силу части 2 статьи 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств относятся к компетенции образовательного учреждения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований федерального законодательства в АМОУ СОШ села Молвотицы отсутствует необходимая материально-техническая база для полноценного обучения детей основам безопасности жизнедеятельности, а именно отсутствует специализированный предметный кабинет, занятия по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» проводятся в свободных от занятий кабинетах школы.

Выявленные нарушения законодательства негативно отражаются на качестве подготовки учеников по данному предмету: влечёт неготовность лиц мужского пола к исполнению конституционной обязанности по защите Отечества, порождает у несовершеннолетних отношение к службе в армии как к неважному и необязательному делу, формирует у детей представление об армии как о плохо подготовленной и плохо оснащённой структуре.

Таким образом, невыполнение ответчиками своих функций влечёт нарушение интересов государства, заключающихся в надлежащем выполнении гражданами РФ долга по защите Отечества, интересов неопределённого круга лиц - как самих учащихся, заинтересованных в максимальном уровне подготовленности к прохождению службы в Вооружённых силах РФ, так и остальных граждан РФ, нуждающихся в сильной и боеспособной армии на случаи вооружённых конфликтов.

Поэтому прокуратура Маревского района просит обязать автономное муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу села Молвотицы в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить выделение и оборудование специализированного кабинета для обучения по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с пунктом 14 «Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».

Прокурор Садовников В.Б. в судебном заседании заявил об отказе от иска, поскольку ответчиками удовлетворены требования прокуратуры в добровольном порядке.

Судом разъяснены последствия принятия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные статьей 221 ГПК РФ.

Отказ прокурора от заявленных требований не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.

Таким образом, имеются основания для принятия отказа от иска и прекращения производства по делу.

Руководствуясь ст.ст. 220, 221 ГПК РФ, суд

определил:

Принять отказ от иска помощника прокурора Маревского района Садовникова В.Б..

Производство по делу по иску прокурора Маревского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к автономному муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа села Молвотицы, Администрации Маревского муниципального района об обязании обеспечить выделение и оборудование специализированного кабинета для обучения по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с пунктом 14 «Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах», прекратить.

На определение может быть подана частная жалоба или принесен протест в десятидневный срок в Новгородский областной суд через Валдайский районный суд.

Судья С.Н. Кузьмина