Решение о признании недействующим Устава сельского поселения



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<адрес> суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи И.В. Ребровой,

с участием прокурора <адрес> - Леванина А.А.,

представителя Администрации <адрес> сельского поселения - Храмовой Г.В.,

при секретаре Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов <адрес> сельского поселения о признании недействующим Устава <адрес> сельского поселения,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Совету депутатов <адрес> сельского поселения о признании недействующим Устава <адрес> сельского поселения в части, указав в заявлении, что решением Совета депутатов <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в Устав <адрес> сельского поселения (далее Устав), утвержденного решением Совета депутатов <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ,в соответствии с областным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О некоторых вопросах правового регулирования деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в <адрес>» (далее областной закон №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ). Изменения прошли регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ прокурором в Совет депутатов вносился протест на указанное решение, на заседании от ДД.ММ.ГГГГ протест прокурора рассмотрен и удовлетворен в полном объеме, однако указанные изменения в Устав <адрес> сельского поселения не зарегистрированы в Управлении министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>, в связи с чем внесенные изменения не применяются и не действуют. Оспариваемое решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № противоречит федеральному законодательству в части и подлежит признанию незаконным. Внесенными изменениями, а именно пунктами 1,2,3 ст. 24.1 Устава в последней редакции, установлены социальные гарантии для Главы <адрес> сельского поселения в случае прекращения полномочий в связи с преобразованием или упразднением <адрес> сельского поселения, неизбрания на должность после окончания срока полномочий, отставки, в том числе и по собственному желанию, если он проработал на этой должности не менее одного года, либо в случае увеличения численности избирателей <адрес> сельского поселения более чем на № %, произошедшего в результате изменения границ <адрес> сельского поселения или объединения <адрес> сельского поселения с городским округом.

Пункт 11 ст. 24.1 Устава предусматривает финансирование названных гарантий за счет средств бюджета <адрес> сельского поселения. Пункты 1,2,3 данной статьи предусматривают выплату Главе денежного содержания в размере среднего заработка до устройства на новое место работы в течение одного года; доплаты до денежного содержания в течение года в случае если заработная плата на новом месте ниже денежного содержания; доплату до суммы денежного содержания в течение года в случае получения пособия по безработице.

Вместе с тем, нормы областного закона №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого были приняты оспариваемые изменения, противоречат требованиям федерального законодательства, а именно статье 12, пунктам «н, к» ч.1 ст. 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ, части 2 ст. 64 Трудового Кодекса РФ ( далее ТК РФ); частям 1,2 и 3 статьи 6, ч. 10 ст. 5 ТК РФ; статьям 164, 172 ТК РФ, части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ и ч.2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Последствия выявленного нарушения противоречат интересам населения города.

В судебном заседании прокурор поддержал заявление в полном объеме по изложенным в нем основаниям, представитель Администрации <адрес> сельского поселения - Храмова Г.В. с заявлением прокурора согласилась, пояснила, что изменения уже внесены, и начата процедура их регистрации.

Выслушав прокурора и представителя Администрации <адрес> сельского поселения, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из устава муниципального образования <адрес> сельского поселения, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного решением Совета депутатов <адрес> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что он был дополнен статьей 24.1 «Социальные гарантии Главе <адрес> сельского поселения», которая фактически содержит не только социальные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством РФ, а и меры социальной поддержки главы <адрес> сельского поселения, оставившего свою должность. Так пункты 1,2,3 и 10 имеют следующее содержание полностью повторяя текст статьи 1-1 Областного закона №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ и введенной Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 296-ОЗ предусматривали Главе города, осуществляющему свою деятельность на постоянной (штатной) основе, за счет средств бюджета города после прекращения своих полномочий возможность продолжать получать установленное представительным органом денежное содержание до устройства на новое место работы в течение одного года в следующих случаях: 1) преобразования или упразднения муниципального образования; 2) неизбрания на должность после окончания срока полномочий; 3) отставки Главы муниципального образования по собственному желанию, если он проработал на этой должности не менее одного года; 4) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

В случае, если заработная плата на новом месте работы ниже размера денежного содержания, Главе производится доплата до уровня прежнего денежного содержания, но не более одного года со дня прекращения полномочий. В случае получения пособия по безработице, ему производится доплата до прежнего уровня денежного содержания, установленного представительным органом муниципального образования, но не более одного года со дня прекращения полномочий.

Статья 1-1 названного Областного закона в редакции Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 762-ОЗ изменена и текст оспариваемой нормы Устава ей не соответствует. Главе муниципального образования осуществляются выплаты компенсации в размере только четырехмесячного денежного содержания, установленного представительным органом соответствующего муниципального образования, в случае досрочного прекращения полномочий Главы только в двух случаях: 1) преобразование или упразднение муниципального образования; 2) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Трудовое законодательство находится в совместном ведении субъектов Российской Федерации и самой Российской Федерации, при этом законы субъектов и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. Статьями 6 и 64 ТК РФ установлен прямой запрет органам государственной власти субъектов РФ на принятие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

Согласно статье 165 ТК РФ предусмотрены случаи предоставления гарантий и компенсаций, при этом иные гарантии и компенсации предоставляются работникам только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Установление каких-либо гарантий законами субъекта РФ, в том числе для лиц, исполняющих государственные обязанности, не предусмотрено.

Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Исходя из смысла норм трудового законодательства гарантии работникам, в том числе занимающим выборные должности, могут быть предоставлены только на период выполнения ими полномочий, а не по окончании их выполнения. Вопросы же расторжения трудовых договоров регулируются федеральным законодательством.

Поскольку ТК РФ или иными федеральными законами не предусматриваются для лиц, замещавших муниципальные должности и прекративших выполнение своих полномочий перечисленных выше гарантий законодательным органом субъекта и ответчиком превышены предоставленные им полномочия.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу ст. 86 Бюджетного кодекса РФ размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления определяются органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением норм Бюджетного кодекса. То есть могут определять размеры оплаты труда только действующих должностных лиц.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, и вопросы самоуправления должны решаться из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Тогда как оспариваемые пункты статьи 24.1 Устава <адрес> сельского поселения явно противоречат интересам населения муниципального образования потому как касаются денежных выплат лицам, не несущих каких - либо обязанностей и не выполняющим каких-либо функций в интересах муниципального образования.

Кроме того, фактически, изменения в пункты названной статьи уже внесены ответчиком в указанном объеме и проходят процедуру регистрации.

Таким образом, в силу ст. 253 ГПК РФ требование прокурора признать пункты 1,2,3 и 11 статьи 24.1 Устава муниципального образования <адрес> сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции решения Совета депутатов <адрес> сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ недействующими со дня их принятия, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, пунктам «н, к» ч.1 ст. 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ, части 2 ст. 64 Трудового Кодекса РФ; частям 1,2 и 3 статьи 6, ч. 10 ст. 5 ТК РФ; статьям 164, 172 ТК РФ, части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ и ч.2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. ст. 25, 173, 198, 245,251, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Требования прокурора <адрес> - удовлетворить.

Признать пункты 1, 2, 3 и 11 статьи 24.1 Устава муниципального образования <адрес> сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции решения Совета депутатов <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, недействующими со дня их принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда в течение ДД.ММ.ГГГГ через <адрес> районный суд.

Судья: подпись

Копия верна: судья И.В.Реброва

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ