Дело № 2-169/2011
РешениеИменем Российской Федерации
17 февраля 2011 года село Марёво Новгородской области
Судья Валдайского районного суда Новгородской области Кузьмина С.Н., при секретаре Васильевой А.Н., с участием заместителя прокурора Маревского района Садовникова В.Б., третьего лица на стороне истца Пожарнова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Марёвского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Велильского сельского поселения Маревского муниципального района об обязании выполнить определенные действия,
установил:
Прокурор Марёвского района обратился в суд с заявлением к Администрации Велильского сельского поселения Маревского муниципального района об обязании совершить определенные действия, указав, что прокуратурой совместно с отделением надзорной деятельности по Маревскому району проведена проверка соблюдения законодательства о противопожарной безопасности в деятельности Администрации Велильского сельского поселения, расположенной по адресу: <адрес>.
Нормативным правовым актом, определяющим основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливающим общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения является Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ), принятый в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.
На основании ст.З Федерального закона №123-ФЗ правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются, в том числе, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О пожарной безопасности», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).
Частью 3 ст.4 Федерального закона № 123-ФЗ определено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
На основании ч.1 ст.48 Федерального закона № 123-ФЗ на территориях поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.
В соответствии с ч.5 ст.68 указанного закона №123-ФЗ допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.
Аналогичная норма закреплена и в прим. 2 п. 4.1 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утверждённого Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 178 (далее - Свод правил).
Согласно п.9.30 Строительных норм и правил 2.04.02.84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утверждённых постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 27 июля 1984 № 123, п.9.11 Свода правил, пожарные резервуары или водоёмы надлежит размещать из условий обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе при наличии автонасосов - 200 метров.
На территории Велильского сельского поселения Маревского района имеется 20 пожарных водоёмов, в том числе 6 расположены в д. <адрес>.
Однако, на основании вышеизложенных требований законодательства в д. <адрес> требуется дополнительное строительство еще 2 водоемов (в районе <адрес>), так как имеющиеся в наличии пожарные водоёмы не обеспечивают требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения.
В соответствии со ст.З Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются в том числе, органы местного самоуправления.
Статьёй 19 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров.
Кроме того, п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Таким образом, обязанность по постройке пожарных водоёмов лежит на Администрации Велильского сельского поселения.
Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на охрану его жизни и здоровья.
Указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности при возникновении пожара могут повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью и гибелью людей, что недопустимо.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Исковые требования заявлены прокурором в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку Конституцией РФ закреплено право каждого человека на жилище и на охрану здоровья.
Бездействием руководства Администрации Велильского сельского поселения по постройке пожарных водоёмов на территории поселения нарушаются права и интересы не только жителей Марёвского района, но и граждан, приезжающих в Марёвский район из других регионов РФ, то есть интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Поэтому на основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит обязать Администрацию Велильского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить на территории Велильского сельского поселения постройку 2 пожарных водоёмов.
В судебном заседании прокурор Садовников В.Б. исковые требования поддержал в полном объеме, предложил установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика, глава Администрации Велильского сельского поселения Тихомиров А.А., будучи надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии, с иском согласен, просил установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица на стороне истца Пожарнова С.Г., в судебном заседании исковые требования поддержал, не возражал против установления срока устранения требований законодательства до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. С учётом того, что по настоящему делу прокурор обратился в суд для обеспечения пожарной безопасности в защиту интересов неопределённого круга лиц (круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела) - жителей деревни <адрес>, а также других лиц, суд полагает, что прокурор Марёвского района действовал в рамках представленных ему законом полномочий.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, под мерами пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Согласно пунктам 89, 94 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных Приказом МЧС РФ №313 от 18 июня 2003 года, сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения.
Согласно п.9 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Согласно ст. 19 Федерального закона №69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года (в редакции федерального закона от 18 октября 2007 года) к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с ч.5 ст.68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», прим. 2 п. 4.1 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утверждённого Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 178 допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.
Согласно п.9.30 Строительных норм и правил 2.04.02.84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утверждённых постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 27 июля 1984 № 123, п.9.11 Свода правил, пожарные резервуары или водоёмы надлежит размещать из условий обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе при наличии автонасосов - 200 метров.
Для соблюдения требований законодательства, на территории Велильского сельского поселения в д. Седловщина требуется дополнительное строительство 2 водоемов в районе <адрес>.
Факт нарушения правил пожарной безопасности подтвержден информацией о состоянии противопожарного водоснабжения на территории Маревского района, предоставленной начальником ОГПН от ДД.ММ.ГГГГ, планом-схемой д. <адрес>, справочником противопожарного водоснабжения Велильского сельского поселения.
Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что ответчик - Администрация Велильского сельского поселения, будучи обязана соблюдать установленные требования пожарной безопасности, данную обязанность не выполняет, находящихся на территории поселения пожарных водоемов недостаточно для обеспечения надлежащей системы пожаротушения, необходимо строительство двух пожарных водоемов в д. Седловщина.
В соответствии со статьёй 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 206 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Марёвского района Новгородской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Велильского сельского поселения Маревского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить на территории Велильского сельского поселения постройку 2 пожарных водоемов в д. Седловщина.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в десятидневный срок в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Валдайский районный суд.
Судья С.Н. Кузьмина