Решение об обязании совершить определенные действия



Дело

Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

      ДД.ММ.ГГГГ                                                         <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Буренковой О.Б.,

с участием старшего помощника прокурора <адрес> Полякова Е.Н.,

представителя ответчика МАОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» в лице директора Калининой И.С., действующей без доверенности как руководитель учреждения,

представителя третьего лица - Комитета по образованию Администрации <адрес> муниципального района <адрес> Синицына В.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Петровичеве Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» об обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит обязать Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» (далее - МАОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>») устранить нарушения требований законодательства об охране труда.

В обоснование требований указано, что при проведении проверки в образовательном учреждении были выявлены нарушения норм трудового законодательства о том, что работодатель обязан обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Согласно Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года №569, аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места; при этом сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Как установлено проверкой, в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась ни разу. Выявленные нарушения трудового законодательства нарушают права лиц, работающих в образовательном учреждении в настоящее время либо собирающихся работать в будущем, а именно право на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда.

В связи с этим просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда.

В судебном заседании представитель истца - ст. помощник прокурора <адрес> Поляков Е.Н. заявленные исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы изложенные в исковом заявлении, просил установить срок для устранения нарушений законодательства об охране труда до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку проведение аттестации рабочих мест по условиям труда требует значительных затрат времени и средств.

Представитель ответчика МАОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» Калинина И.С. исковые требования признала в полном объеме, полагая их законными, указала, что в образовательном учреждении действительно ни разу не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда, что обусловлено отсутствием финансирования на эти цели: процедура аттестации требует значительных затрат денежных средств, которые у учреждения отсутствуют, а из бюджета средства на эти цели не выделяются. Кроме того, для проведения аттестации необходим определенный период времени, обусловленный подачей заявки, подготовкой документации и очередностью, поскольку на территории <адрес> области действует лишь одна организация, имеющая лицензию на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Финансирование учреждения является подушевым, выделяемые средства минимально необходимы для осуществления основной функции учреждения - образовательной деятельности. За первый квартал 2011 года средств на материальные затраты из бюджета не выделено; внебюджетных средств, кроме как обеспечение питания, не имеется.

Последствия заявленных исковых требований, предусмотренные ст. 39, 173 ГПК РФ разъяснены и понятны.

Представитель Комитета по образованию Администрации <адрес> муниципального района Синицын В.А. исковые требования прокурора об устранении нарушений трудового законодательства признал, пояснив при этом, что с 2011 по 2015 годы запланирована аттестация рабочих мест по условиям труда во всех образовательных учреждениях, на проведение которой необходимы значительные денежные средства. В настоящее время разработан график проведения в образовательных учреждениях аттестации рабочих мест по условиям труда с пятилетним сроком реализации. В случае проведения аттестации рабочих мест в образовательных учреждениях одновременно и разово, лимиты бюджетных ассигнований будут почти полностью израсходованы, в связи с чем образовательные учреждения не смогут в полной мере обеспечить свои обязательства по организации учебного процесса. Кроме того, в настоящее время в целях выполнения требований законодательства предпринимаются меры для создания аттестационной комиссии - утвержден список работников и планируется проведение их обучения по теме «Общие вопросы аттестации по условиям труда». Просил обязать образовательное учреждение устранить выявленные нарушения в более поздний срок.

Представитель Администрации <адрес> муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, возражений против исковых требований не представил.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению. Суд принял признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом права и интересы других лиц, что в соответствии со ст. 173 ГПК РФ является основанием для удовлетворения заявленных истцом требований.

Как установлено в судебном заседании МАОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого является <адрес> муниципальный район <адрес>; функции и полномочия учредителя осуществляют Комитет по образованию Администрации <адрес> муниципального района и Администрация <адрес> муниципального района. Согласно Уставу учреждение в установленном законом порядке, кроме прочего, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение их прав и свобод. В МАОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» выявлены нарушения норм трудового законодательства о том, что работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, поскольку аттестация рабочих мест по условиям труда в учреждении не проводилась ни разу, что нарушает права лиц, работающих в образовательном учреждении в настоящее время либо собирающихся работать в будущем, а именно право на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда.

Положениями ч. 3 ст. 37 Конституции РФ закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

          В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а так же обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

          Согласно требованиям ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который, в том числе, обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года №569 сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Порядок подлежит применению работодателями - юридическими лицами и работодателями - физическими лицами, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и регулирует вопросы проведения аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Как следует из положений ст. 209 ТК РФ рабочим называется место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя; аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

        Для соблюдения требований законодательства, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» требуется провести аттестацию имеющихся рабочих мест и получить сертификат соответствия организации работ по охране труда.                              

Факт нарушения трудового законодательства в судебном заседании установлен, в том числе и признанием иска ответчиком, который был принят судом.

Доводы представителя ответчика об отсутствии в учреждении финансовых средств и их не предоставлении из бюджета, как причине нарушения требований об охране труда не может быть приняты судом во внимание, поскольку выполнение требований закона никак не связано с наличием или отсутствием финансовых средств, требования закона являются обязательными.

Как следует из устава МАОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» финансовые ресурсы учреждения формируются, помимо бюджетных средств, за счет добровольных взносов, пожертвований организаций, учреждений, граждан, иных источников, не запрещенных действующим законодательством и Уставом. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, не запрещенную действующим законодательством, получать и использовать доходы от такой деятельности.

Согласно требованиям Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Бюджетное учреждение, которым следует признать и МАУДОД, использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов, самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования. В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований об охране труда в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них, - работников МАОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», работающих в образовательном учреждении в настоящее время либо собирающихся работать в будущем в целях соблюдения права на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда. Суд полагает, что прокурор <адрес> действовал в рамках представленных ему полномочий.

Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по аттестации рабочих мест по условиям труда требуют значительных затрат времени и средств, суд полагает необходимым установить срок до ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства об охране труда.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина от уплаты, которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с этим с МАОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» должна быть взыскана государственная пошлина в сумме 4000 рублей.

Вместе с тем, учитывая финансовые возможности учреждения, необходимость исполнения обязательств по организации учебного процесса и иным материальным затратам, лимиты бюджетных ассигнований, суд полагает возможным снизить размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины до 200 рублей.

Руководствуясь ст. 11, 12, 56, 194-198, 206 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» в целях устранения допущенных нарушений требований законодательства об охране труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Взыскать с Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда в 10-ти дневный срок со дня принятия решения путем подачи кассационной жалобы или принесения представления через <адрес> районный суд <адрес>.

Судья                                                                                        О.Б. Буренкова