Дело № Решение Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Шургановой Т.А., с участием прокурора <адрес> Бугаева И.В., представителя ответчика МАДОУ детского сада комбинированного вида «<адрес> Костиной М.В., представителя третьего лица - Комитета по образованию Администрации <адрес> муниципального района <адрес> Синицына В.А., при секретаре Яковлевой С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду комбинированного вида «<адрес>» об обязании совершить определенные действия, установил: Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «<адрес>» (далее - МАДОУ детский сад комбинированного вида «<адрес> устранить нарушения требований законодательства об охране труда. В обоснование требований указано, что при проведении проверки в образовательном учреждении были выявлены нарушения норм трудового законодательства в том, что работодатель обязан обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Согласно Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года №569, аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места; при этом сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Как установлено проверкой, в МАДОУ детском саду комбинированного вида «<адрес>» аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась ни разу. Выявленные нарушения трудового законодательства нарушают права лиц, работающих в образовательном учреждении в настоящее время либо собирающихся работать в будущем: а именно - право на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда. В связи с этим просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда. В судебном заседании представитель истца - прокурора <адрес> Бугаев И.В. заявленные исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика МАДОУ детского сада комбинированного вида «<адрес>» Костина М.В. исковые требования признала частично, указав, что в образовательном учреждении действительно ни разу не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда, что обусловлено отсутствием финансирования на эти цели: процедура аттестации требует значительных затрат денежных средств, которые у учреждения отсутствуют, а из бюджета средства на эти цели не выделяются. Кроме того, для проведения аттестации необходим определенный период времени, обусловленный подачей заявки, подготовкой документации и очередностью, поскольку на территории <адрес> области действует лишь одна организация, имеющая лицензию на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Просила увеличить срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ, а также с учетом отсутствия денежных средств, просила снизить размер государственной пошлины. Представитель Комитета по образованию Администрации <адрес> муниципального района Синицын В.А. исковые требования прокурора об устранении нарушений трудового законодательства признал частично, пояснив при этом, что с 2011 по 2015 годы запланирована аттестация рабочих мест по условиям труда во всех образовательных учреждениях, на проведение которой необходимы значительные денежные средства. В настоящее время разработан график проведения в образовательных учреждениях аттестации рабочих мест по условиям труда с пятилетним сроком реализации. На проведение данных юридически значимых действий образовательным учреждениям требуются финансовые средства в размере 1082,0 тысячи рублей, однако таких финансовых средств нет. В случае проведения аттестации рабочих мест в образовательных учреждениях одновременно и разово, лимиты бюджетных ассигнований будут почти полностью израсходованы, в связи с чем образовательные учреждения не смогут в полной мере обеспечить свои обязательства по материальным затратам. Просил обязать образовательное учреждение устранить выявленные нарушения в более поздний срок, увеличив его до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель Администрации <адрес> муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, возражений против исковых требований не представил. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению. Положениями части 3 статьи 37 Конституции РФ закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В силу статьи 22 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а так же обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Согласно требованиям статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который, в том числе, обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года №569 сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Порядок подлежит применению работодателями - юридическими лицами и работодателями - физическими лицами, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и регулирует вопросы проведения аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Как следует из положений статьи 209 ТК РФ, рабочим называется место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя; аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Как установлено в судебном заседании МАДОУ детский сад комбинированного вида «<адрес>» является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого является <адрес> муниципальный район <адрес>; функции и полномочия учредителя осуществляют Комитет по образованию Администрации <адрес> муниципального района и Администрация <адрес> муниципального района. Согласно Уставу учреждение в установленном законом порядке, кроме прочего, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение их прав и свобод. В МАДОУ детском саду комбинированного вида «<адрес> выявлены нарушения норм трудового законодательства о том, что работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, поскольку аттестация рабочих мест по условиям труда в учреждении не проводилась ни разу, что нарушает права лиц, работающих в образовательном учреждении в настоящее время либо собирающихся работать в будущем, а именно право на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда. Для соблюдения требований законодательства МАДОУ детскому саду комбинированного вида «<адрес>» требуется провести аттестацию имеющихся рабочих мест и получить сертификат соответствия организации работ по охране труда. Факт нарушения трудового законодательства в судебном заседании установлен, в том числе и признанием иска ответчиком, который был принят судом. Доводы представителя ответчика об отсутствии в учреждении финансовых средств и их не предоставлении из бюджета, как причине нарушения требований об охране труда не может быть приняты судом во внимание, поскольку выполнение требований закона никак не связано с наличием или отсутствием финансовых средств, требования закона являются обязательными. Как следует из устава МАДОУ детского сада комбинированного вида «<адрес>» финансовые ресурсы учреждения формируются, помимо бюджетных средств, за счет добровольных взносов, пожертвований организаций, учреждений, граждан, иных источников, не запрещенных действующим законодательством и Уставом. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, не запрещенную действующим законодательством, получать и использовать доходы от такой деятельности. Согласно требованиям Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Бюджетное учреждение, которым следует признать и МАУДОД, использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов, самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования. В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований об охране труда в защиту интересов неопределенного круга лиц, то есть лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них, - работников МАДОУ детского сада комбинированного вида «<адрес>», работающих в образовательном учреждении в настоящее время либо собирающихся работать в будущем в целях соблюдения права на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда. Суд полагает, что прокурор <адрес> района действовал в рамках представленных ему полномочий, поэтому заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии с требованиями частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание позицию истца, полагавшего возможным установить срок исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ, финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по аттестации рабочих мест по условиям труда требуют значительных затрат времени и средств, учитывая начало проведения процедуры проведения аттестации ответчиком, суд полагает необходимым установить срок до ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства об охране труда. В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина от уплаты, которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с этим с МАДОУ детского сада комбинированного вида «<адрес>» быть взыскана государственная пошлина в сумме 4000 рублей. Вместе с тем, учитывая финансовые возможности учреждения, необходимость исполнения обязательств по организации учебного процесса и иным материальным затратам, лимиты бюджетных ассигнований, суд полагает возможным снизить размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины до 200 рублей. Руководствуясь статьями 11, 12, 56, 194-198, 206 ГПК РФ, суд решил: Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «<адрес>» в целях устранения допущенных нарушений требований законодательства об охране труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Взыскать с Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «<адрес>» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда в 10-ти дневный срок со дня принятия решения путем подачи кассационной жалобы или принесения представления через <адрес> районный суд <адрес>. Судья Т.А. Шурганова