об оспаривании нормативного правового акта в части



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Валдай                                                                               ДД.ММ.ГГГГ.

Валдайский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Ревенко А.И.,

при секретаре Кононовой Г.М.,

с участием с участием заявителя Зеленова А.Г.,

представителей - Администрации <адрес> муниципального района <адрес> Храмовой И.В., Думы <адрес> муниципального района <адрес> Ширяева В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зеленова <данные изъяты> к Администрации <адрес> муниципального района <адрес> об оспаривании нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

Зеленов А.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Думы <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении на 2011 год коэффициентов, определяемых для различных видов функционального использования земельных участков» в части установления для земельных участков населенных пунктов, используемых для стоянок автотранспорта коэффициента в размере 200% от кадастровой стоимости земельного участка, и об оставлении размера арендной платы согласно договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ между ним и Администрацией <адрес> муниципального района был заключен договор аренды земельного участка площадью 1274 кв.м для размещения автостоянки грузовиков. Никаких претензий к нему о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по данному договору не поступало. ДД.ММ.ГГГГ он получил письмо из комитета по управлению муниципальным имуществом с расчетом арендной платы на 2011 год, согласно которому размер данной платы в квартал вырос на 410%. Он считает, что принятое Думой решение противоречит постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных принципах арендной платы», а именно принципам экономической обоснованности и недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при оформлении прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков. В <адрес> отсутствует экономически обоснованный расчет и анализ соответствия арендной платы доходности предоставленного ему участка. ДД.ММ.ГГГГ им был получен ответ из <адрес>, свидетельствующий о том, что специалисты Администрации согласились с его доводами и подготовили проект об изменении коэффициентов, который был рассчитан отдельно для стоянок такси и отдельно для стоянок грузового транспорта, однако Дума не утвердила данный проект.

В судебном заседании Зеленов А.Г. доводы своего заявления поддержал в полном объеме, ходатайствовал об его удовлетворении. Дополнительно пояснил, что экономически необоснованное увеличение размера арендной платы за землю, с учетом коэффициента, установленного оспариваемым решением, является незаконным. Если бы ему данные обстоятельства были известны в момент заключения договора аренды, он никогда бы его не заключил. Изменение размера арендной платы возможно только по соглашению сторон. Также указал, что договор аренды прошел государственную регистрацию только в июле 2011 года, а поскольку ранее это не сделано, его нельзя считать действительным

Представители - Администрации Валдайского муниципального района Храмова И.В., Думы <адрес> муниципального района Ширяев В.И. полагают, что оснований для удовлетворения заявления нет, поскольку оспариваемое решение принято в соответствии с полномочиями и с требованиями законодательства в области земельных отношений.

Рассмотрев заявление по существу, заслушав объяснения лиц участвующих в его рассмотрении, исследовав письменные доказательства, суд считает следующее.

Для размещения автостоянки в <адрес> между Зеленовым А.Г. и Администрацией <адрес> муниципального района <адрес> заключен договор аренды земель населенных пунктов от ДД.ММ.ГГГГ .

По условиям договора (п. 3.1) размер арендной платы за земельный участок в 2008 году составляет 50 % от кадастровой стоимости земельного участка, и равен руб. коп. в квартал.

Согласно п. 3.2 договора размер арендной платы может быть изменен арендодателем в соответствии с изменениями, установленными законодательными актами.

Решением Думы Валдайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении на 2011 год коэффициентов, определяемых для различных видов функционального использования земельных участков" утверждены коэффициенты в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов функционального использования земельных участков (далее - коэффициент), используемые для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с абзацем 5 пункта 1 Приложения к решению Думы для вида функционального использования - земельные участки, предназначенные для стоянок автотранспорта установлен коэффициент 200 % для земель населенных пунктов в <адрес>.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Кодекса размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", (далее - Постановление) принятым в соответствии со статьями 22 и 65 Кодекса, установлены принципы и правила определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно Постановлению одним из основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.

Из этого следует, что дифференциация ставки арендной платы возможна по критериям, определяющим экономическую характеристику той или иной категории земельных участков. В частности вышеприведенная норма федерального законодательства определяет, что критериями при определении доходности земельного участка являются категория земель и их разрешенное использование. В решении Думы именно данные критерии взяты за основу при определении размера арендной платы.

Кроме того, возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка является основным принципом определения арендной платы в соответствии с Постановлением. В оспариваемой норме годовой размер арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для стоянок автотранспорта, устанавливается в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.

На основании изложенного суд считает, что установление Думой Валдайского муниципального района размера арендной платы в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков не противоречит принципу экономической обоснованности определения размера арендной платы.

Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать более чем 2 раза размер земельного налога, как следует из Постановления, предусмотрен при переоформлении ими прав на земельный участок. Поскольку в рассматриваемом случае повышение арендной платы предусмотрено не для случаев переоформления прав на земельные участки, отсутствуют противоречия оспариваемой нормы названному принципу.

Однако, устанавливая возможность определения арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на основании кадастровой стоимости земельного участка, Правительство РФ в Постановлении не определило критерии установления коэффициентов и их размер.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии со статьей 3 областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ "О предоставлении земельных участков на территории <адрес>" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городского округа, за исключением земельных участков в Великом Новгороде, являющемся административным центром <адрес>, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно части 5 статьи 9 указанного областного закона порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности <адрес> или государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области или государственная собственность на которые не разграничена» (далее - Положение).

Согласно Положению (пункт 1.2) размер арендной платы определяется по формуле:

АП = КС x К, где:

АП - годовой размер арендной платы (руб.);

КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.);

К - коэффициент, устанавливаемый в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, определяемый для различных видов функционального использования земельных участков (процент).

В соответствии с пунктом 1.3 Положения для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, коэффициент устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области.

Администрация <адрес> установила в Положении порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, как произведение кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента, предоставив органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области полномочия по установлению коэффициентов. Критерии установления коэффициента, ограничения его размера ни Положением, ни Законом N 39-ОЗ не установлены.

Таким образом, оспариваемое решение принято Думой Валдайского муниципального района в пределах полномочий, установленных пунктом 1.3 Положения и в соответствии с требованиями пункта 10 статьи 3 Федерального закона №-137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и Положения.

Также заявитель пояснил, что решением Думы нарушены его права на занятие предпринимательством. Суд считает, что данное утверждение нельзя считать обоснованным, поскольку оспариваемый нормативный акт не носит индивидуального характера, его действие распространяется в отношении всех лиц, имеющих на правах аренды земельные участки, используемые для стоянок автотранспорта, и данный акт не ограничивает право заявителя для использования участка по видам транспорта. Также решение не ограничивает, установленное законодательством право физических лиц приобретать земельные участки во владение и пользование по договору аренды.

Величина арендной платы и условия ее определения, установленные договором аренды земельного участка, не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, нарушающих права и интересы Зеленова А.Г., поскольку не ограничивают права на аренду земельного участка и не возлагают дополнительных, не предусмотренных законодательством обязанностей. Платность использования земли установлена Земельным кодексом Российской Федерации.

Условия договора от ДД.ММ.ГГГГ , в том числе в части установления размера арендной платы и права арендодателя на ее изменение, а также порядок исполнения настоящего договора не являются предметом рассмотрения по настоящему делу.

Эти условия не могут рассматриваться как нарушение прав и законных интересов Зеленова А.Г. оспариваемым решением.

В силу ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Отношения по заключению гражданско-правового договора не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

На основании изложенного суд считает установленным, что оспариваемое Зеленовым А.Г. решение Думы <адрес> муниципального района <адрес> не противоречит законодательным и нормативным актам в области земельных отношений, имеющим большую юридическую силу, в том числе постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Оснований для признания его незаконным в части обжалуемой заявителем не имеется, а потому суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявления Зеленова А.Г.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Зеленова <данные изъяты> о признании незаконным решения Думы <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении на 2011 год коэффициентов, определяемых для различных видов функционального использования земельных участков» в части установления для земельных участков населенных пунктов, используемых для стоянок автотранспорта коэффициента в размере 200% от кадастровой стоимости земельного участка, - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, через районный суд.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: