Решение суда по иску о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии



Дело

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Буренковой О.Б.,

при секретаре Гардаш С.С.,

а также с участием истицы Ильиной Н.И. и ее представителя Иванова И.А.,

ответчика - представителя ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> Смирновой Л.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильиной Надежды Ивановны к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

установил:

Ильина Н.И. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления от ДД.ММ.ГГГГ в назначении такой пенсии отказано по тем мотивам, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии не включен период работы в должности процедурной медицинской сестры Муниципального учреждения здравоохранения <адрес> муниципального района «Центра общей врачебной (семейной) практики <адрес>», поскольку такие учреждения не предусмотрены разделом «наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ №781.

Не согласившись с отказом в назначении пенсии, Ильина Н.И. обратилась в суд с иском к Управлению об обязывании включить в специальный трудовой стаж вышеуказанный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что данный Центр был создан на базе <адрес> участковой больницы, предназначен для оказания эффективной амбулаторной помощи населению, ее функциональные обязанности не изменились.

Кроме того, истца просила взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> расходы по оплате государственной пошлины и оказанию юридической помощи.

Истица Ильина Н.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснила, что ранее она работала в качестве медицинской сестры процедурного кабинета в <адрес> участковой больнице. В ее обязанности входило забор крови, производство инъекций, наложение перевязок, обработка ран, а также выполнение иных предписаний врачей. С 2007 года в связи с реорганизацией системы учреждений здравоохранения на базе <адрес> участковой больницы и ее преобразование (реорганизацией) было создано муниципальное учреждение здравоохранения «Центр общей врачебной (семейной) практики <адрес>». Она в порядке перевода была принята на работу в данный Центр в качестве медицинской сестры процедурного кабинета. Ее функциональные обязанности не изменились. Она продолжала выполнять те же самые должностные обязанности, что и ранее, работая полное рабочее время.

Представитель ГУ Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> Смирнова Л.В. заявленные требования не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях.

Представитель третьего лица руководитель Муниципального учреждения здравоохранения «Центр общей врачебной (семейной) практики <адрес>» Дубова О.А. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В ходе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ заявленные Ильиной Н.И. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, пояснила, что ранее являлась главным врачом <адрес> участковой больницы, которая в качестве структурного подразделения входила в МУЗ «<адрес> ЦРБ». В связи с реорганизацией системы здравоохранения <адрес> участковая больница была реорганизована в МУЗ «Центр общей врачебной (семейной) практики <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ. Деятельность Центра осуществляется в тех же помещениях, функциональные обязанности персонала, в том числе и медсестры процедурного кабинета Ильиной Н.И., не изменились. Центр также как и ранее занимается лечебно-профилактической деятельностью, оказывает амбулаторно-поликлиническую помощь, на базе Центра действует дневной стационар. Собственник и учредитель не изменились.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО4, исследовав письменные материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии страхового стажа не менее пяти лет.

В соответствии пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ильина Н.И. работала в должности медицинской сестры процедурной, выполняя в полном объеме такие же функциональные обязанности, как и в период работы в должности медицинской сестры врачебного кабинета в <адрес> участковой больнице, который не оспаривается ответчиком как подлежащий включению в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Указанные обстоятельства подтверждаются, кроме объяснений истицы и представителя третьего лица Дубовой О.А., должностными инструкциями медицинской сестры процедурного кабинета МУЗ «<адрес> ЦРБ» и МУЗ «ЦОВП <адрес>», показаниями свидетелей ФИО2 и ФИО4

Так, из показаний свидетелей следует, что они являются жителями <адрес>, страдают рядом заболеваний, постоянно нуждаются в медицинской помощи. Данная помощь им оказывается в <адрес> на протяжении длительного периода времени, в том же месте и тем же медицинским персоналом. В процедурном кабинете более 10 лет медсестрой работает Ильина Н.И., которая берет кровь, делает уколы, ставит капельницы. О том, что медицинское учреждение в <адрес> изменило свое назначение им не известно, поскольку какой-либо разницы в получении медицинской помощи не имеется.

По своему содержанию должностные инструкции медицинской сестры процедурного кабинета МУЗ «<адрес> ЦРБ» и МУЗ «ЦОВП <адрес>» являются идентичными, предусматривают одинаковые обязанности: взятие крови из вены, выполнение назначенных врачом или фельдшером процедур, в отсутствие врача оказание экстренной доврачебной помощь и иные.

Из показаний свидетеля ФИО3 в судебном заседании следует, что она является главным бухгалтером МУЗ «<адрес> ЦБР» на протяжении длительного времени. Ранее в состав <адрес> ЦРБ в качестве структурного подразделения входила <адрес> участковая больница и <адрес> участковая больница. В целях реализации программы по реорганизации учреждений здравоохранения данные структурные подразделения были реорганизованы в самостоятельные учреждения здравоохранения - МУЗ «Центры общей врачебной (семейной) практики» с ДД.ММ.ГГГГ, однако их функциональные обязанности не изменились. Как и ранее, Центры осуществляют лечебно-профилактическую деятельность, ведут амбулаторно-поликлинический прием, оказывают медицинские услуги в рамках ОМС, на их базе функционируют дневные стационары. Финансирование деятельности Центров осуществляется за счет средств местного бюджета, а также из фонда ОМС. Однако, главным распорядителем средств, как и ранее, является <адрес> ЦРБ, как базовое учреждение. В течение первых двух лет с начала деятельности данных Центров она занималась ведением и сдачей необходимой отчетности, в том числе в Пенсионный фонд.

Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правила исчисления такой работы, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно данному Списку правом на досрочную трудовую пенсию пользуются медицинские сестры процедурной.

Указанный Список не содержит в разделе «Наименование учреждений» учреждения - Муниципальное учреждение здравоохранения «Центр общей врачебной (семейной) практики».

Однако в п.п. Списка учреждений предусмотрены Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года N 11-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим… в учреждениях здравоохранения... в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованным с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции РФ. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности (п. п. 2, 3.3, 3.4 мотивировочной части Постановления N 11-П).

Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года N 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.

С учетом позиции Конституционного Суда РФ термин "учреждение здравоохранения" должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к муниципальным учреждениям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.

Поэтому право Ильиной Н.И. на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой ею осуществлялась лечебная деятельность, ее формы собственности (государственная или муниципальная), коммерческой или некоммерческой цели деятельности. То обстоятельство, что Список должностей и учреждений... от 29 октября 2002 года N 781 устанавливает перечень должностей для учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на получение досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, как и отсутствие в разделе "Наименование учреждений" данного Списка... такого наименования как "муниципальное учреждение", не может служить основанием к отказу в иске.

Приказом Министерства Здравоохранения №350 от 20 ноября 2002 года утверждено Положение об организации Центра общей врачебной (семейной) практики, согласно которому Центр общей врачебной (семейной) практики создается как самостоятельная организация здравоохранения. Центр осуществляет следующие функции: проведение комплекса профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности и смертности, раннему выявлению заболеваний; оказание прикрепленному по семейно-территориальному принципу населению первичной медико-санитарной помощи (амбулаторный прием пациентов, посещение больных на дому и др.); осуществление диспансерного наблюдения за состоянием здоровья пациентов с проведением необходимого обследования, лечения и оздоровления; обеспечение лабораторного и инструментального обследования; оказание экстренной медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, несчастных случаях (травмы, отравления и др.), по показаниям - обеспечение транспортировки больных в другое лечебно-профилактическое учреждение для оказания специализированной медицинской помощи; проведение профилактических прививок, в установленном порядке уведомление органов санитарно-эпидемиологического надзора о случаях инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, отравлений среди населения, выявлении нарушений санитарно-гигиенических требований и иные.

В соответствии с Уставом учреждения, его полное наименование - Муниципальное учреждение здравоохранения <адрес> муниципального района «Центр общей врачебной (семейной) практики <адрес>». Данное учреждение создано в целях обеспечения населения лечебно-профилактической медицинской помощью, удовлетворение потребности населения в медицинских услугах. Предметом деятельности является оказание населению лечебно-профилактической медицинской помощи в объеме программы обязательного медицинского страхования. Учреждение осуществляет следующую деятельность: динамическое наблюдение за состоянием здоровья пациентов с проведением врачебного обследования, своевременная диагностика, оказание экстренной медицинской помощи при неотложных состояниях и острых заболеваниях, проведение лечебных и лечебных и реабилитационных мероприятий, иную.

До перевода на работу в указанный Центр истица работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медицинской сестрой врачебного кабинета <адрес> участковой больницы.

Фактически новое учреждение создано на базе <адрес> участковой больницы.

В отношении должности, занимаемой Ильиной Н.И. в МУЗ «Центр общей врачебной (семейной) практики <адрес>», споров у сторон не возникало.

Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ №516 от 11 июля 2002 года, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Факт выполнения истицей в спорный период времени работы, постоянно в течение полного рабочего дня, не оспаривался, кроме того, подтверждается лицевыми счетами, иными исследованными в судебном заседании письменными доказательствами.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что период работы Ильиной Н.И. в должности медицинской сестры процедурной в МУЗ «ЦОВП <адрес>» подлежит включению в ее стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсионного обеспечения.

При зачете вышеуказанного периода работы в специальный стаж, продолжительность стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Ильиной Н.И. на момент обращения за назначением досрочной пенсии ДД.ММ.ГГГГ отвечала установленным законом требованиям для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ (дату обращения за досрочным назначением трудовой пенсии по старости) истица имеет стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости: при смешанном стаже 33 года 09 месяцев вместо требуемых 30 лет; при сельском стаже без учета городского - 27 лет 05 месяцев 3 дня, вместо требуемых 25 лет (с учетом данного решения), что является основанием к признанию за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании с п.п.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Ограничение прав Ильиной Н.И. на социальное обеспечение по отношению к другим гражданам, не может быть оправдано ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ за оказание юридической помощи истицей Ильиной Н.И. было уплачено представителю по договору поручения Иванову И.А. рублей, что подтверждается квитанцией к приходному ордеру от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая требования разумности, исходя из критериев сложности дела, количества судебных заседаний, объема исследованных доказательств суд приходит к выводу о том, что заявленная сумма в размере рублей возмещение расходов на оплату услуг представителя превышает разумные пределы, доказательств разумности указанных расходов суду не представлено.

С учетом того, что заявленные исковые требования истицы удовлетворены, сложность дела, цену иска, продолжительность рассмотрения дела, принимая во внимание другие конкретные обстоятельства дела, а именно, объем выполненной представителем истицы работы, в связи с рассмотрением настоящего дела в суде, время затраченной представителем истицы на составление искового заявления и консультацию, участие в судебных заседаниях, суд полагает, что расходы на оплату услуг представителя подлежат возмещению в размере рублей.

В соответствии со ст. 108 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, все понесенные по делу судебные расходы, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, в связи с чем с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления в суд.

Руководствуясь ст. 11, 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Ильиной Надежды Ивановны к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии удовлетворить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> включить Ильиной Надежде Ивановне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период работы в должности медицинской сестры процедурной в Муниципальном учреждении здравоохранения <адрес> муниципального района «Центр общей врачебной (семейной) практики <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить Ильиной Надежде Ивановне трудовую пенсию по старости на основании пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда в <адрес> в пользу Ильиной Надежды Ивановны расходы по оплате государственной пошлины в сумме рублей.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда в <адрес> в пользу Ильиной Надежды Ивановны расходы по оплате услуг представителя в сумме рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда в 10-ти дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы или принесения представления через <адрес> районный суд <адрес>.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, право на ознакомление с мотивировочной частью решения с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья -                                                                                               О.Б. Буренкова

Мотивировочное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.