Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Валдай Валдайский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи - Коваленко О.А., с участием заявителя - Терентьева Н.М., представителя заявителя - Сениговой Л.В., представителя Администрации <адрес> муниципального района - Ширяева В.И., при секретаре - Михайловой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Терентьева <данные изъяты> об оспаривании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации <адрес> муниципального района об отказе в постановке на учет, обязании поставить на учет Терентьева Н.М., относящегося к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающегося в жилом помещении, у с т а н о в и л: Терентьев Н.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации <адрес> муниципального района об отказе в постановке на учет, обязании поставить на учет Терентьева Н.М., относящегося к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающегося в жилом помещении, ссылаясь на то, что он относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. Постановлением Администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в постановке на учет, при этом постановление не содержало ни мотивировки об отказе, ни основания отказа. В судебном заседании Терентьев Н.М. и его представитель поддержали требования и доводы, изложенные в заявлении, дополняя, что при окончании пребывания в учебном учреждении ему не были разъяснены права, в том числе право постановки на учет на внеочередное получение жилого помещения. Представитель Администрации <адрес> муниципального района возражал против удовлетворения заявления. Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителя Администрации <адрес> муниципального района, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявления следует отказать. Как видно из свидетельства о рождении, Терентьев Н.М., родился ДД.ММ.ГГГГ, в графе «мать» указана ФИО9 Установлено, что Терентьев Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без родительского попечения и находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается копией решения исполнительного комитета <адрес> районного совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении в Дом малютки Терентьева Н.М., путевки №-т от ДД.ММ.ГГГГ о направлении Терентьева Н.М. в Боровичский детский дом, справки № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о нахождении Терентьева Н.М. в детском доме ребенка в <адрес>, справки ГСОУ «Специальная образовательная школа-интернат 8 вида» № от ДД.ММ.ГГГГ об обучении Терентьева Н.М. во вспомогательной школе-интернате <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по сентябрь 1983 года, справки ГСОУ «Специальная образовательная школа-интернат 8 вида» от ДД.ММ.ГГГГ об обучении Терентьева Н.М. в Мякишевской вспомогательной школе-интернате для умственно отсталых детей с 1983 года по 1987 год. ДД.ММ.ГГГГ Терентьев Н.М. обратился в Администрацию <адрес> района с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении. Как видно из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации <адрес> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев заявление Терентьева Н.М., принято решение на основании Положения об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на учет в связи с достижением заявителем 23 летнего возраста, и отсутствием данных о состоянии на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением Администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, Терентьеву Н.М. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п. 2 ст. 8 указанного закона регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Как следует из ст. 1 указанного закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Статьей 11 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ОЗ «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также граждане старше 23 лет, ранее относившиеся к указанной категории лиц, поставленные на учет на внеочередное получение жилого помещения в возрасте до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью вне очереди не ниже установленных норм предоставления однократно по месту жительства на территории области. Как следует из смысла ч.ч. 1, 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предполагает условие предоставления жилого помещения в зависимости от постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. До принятия Федерального закона № - ФЗ право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное обеспечение жилым помещением было установлено ст. 37 ЖК РСФСР, согласно которой учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан осуществлялся по месту жительства, также мог осуществляться по месту работы. В соответствии с п. 1.1. Положения об обеспечении жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение), указанное Положение определяет порядок обеспечения жилой площадью вне очереди детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, старше 23 лет, ранее относившихся к указной категории граждан, поставленных на учет на внеочередное получение жилого помещения в возрасте 23 лет. Согласно п.2.2. Положения нуждающиеся в жилом помещении или их законные представители обращаются в органы местного самоуправления муниципальных районов области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по месту выявления и первичного устройства нуждающегося в жилом помещении в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации его рождения, если до вступления в силу Положения нуждающийся в жилом помещении состоял на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Согласно решению Новгородского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, кассационному определению судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ Терентьев Н.М. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо, оставшееся без попечения родителей ни в Администрацию <адрес> муниципального района, ни в Администрацию <адрес> муниципального района не обращался, сведений о необходимости обеспечения Терентьева Н.М. жилым помещением учреждениями в которых находился Терентьев Н.М. не подавались. Принимая во внимание, что на момент обращения Терентьева Н.М. - ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, заявителю исполнилось 39 лет, ранее с таким заявлением он не обращался, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, решение общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации <адрес> муниципального района соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения. Суд не принимает во внимание довод заявителя и его представителя о том, что действиями органа опеки и попечительства - отдела образования, впоследствии Комитета образования Администрации <адрес> муниципального района, не поставивших на регистрационный учет несовершеннолетнего для решения вопроса об обеспечении его жилым помещением, нарушены права заявителя. В соответствии со ст. 127 КоБС РСФСР, действующей на момент выявления несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении детей, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, возлагается на администрацию учреждения, в котором находится подопечный. Как следует из решения Исполнительного комитета <адрес> районного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ Терентьев Н.М. в 9 месячном возрасте из детского отделения Центральной районной больницы был направлен в Дом малютки, поэтому ссылка заявителя на неисполнение обязанностей опекуна - отдела образования и Комитета образования Администрации <адрес> муниципального района следует признать необоснованной. Руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд р е ш и л: Терентьеву <данные изъяты> в удовлетворении заявления об оспаривании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации <адрес> муниципального района об отказе в постановке на учет, обязании поставить на учет Терентьева Н.М., относящегося к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающегося в жилом помещении - отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Судья: Коваленко О.А. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья: Коваленко О.А.