об обязании совершить определенные действия, признании противоправными действия



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                    г Валдай

Валдайский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи - Коваленко О.А.,

с участием представителей истца - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> - Хасановой Т.В., Чусовой Я.В.,

представителя ответчика - ООО «Предприятие коммунального хозяйства» - Тярасова А.О.,

при секретаре - Михайловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> к Обществу с ограниченной ответственностью «Предприятие коммунального хозяйства» о признании действий противоправными, обязании довести до сведения потребителей информацию об исполнителе услуг, предоставить коммунальную услугу по водоотведению надлежащего качества, исключить п. 6.2 договора управления, довести до сведения потребителей через средства массовой информации о состоявшемся решении суда,

у с т а н о в и л:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> (далее - Управление) обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Предприятие коммунального хозяйства» (далее - Общество) о признании действий противоправными, обязании довести до сведения потребителей информацию об исполнителе услуг, предоставить коммунальную услугу по водоотведению надлежащего качества, исключить п. 6.2 договора управления, довести до сведения потребителей через средства массовой информации о состоявшемся решении суда, поясняя следующее.

В связи с коллективным обращением граждан - жильцов дома по <адрес> о том, что управляющей компанией не исполняются обязательства в части предоставления услуги водоотведения, была проведена внеплановая проверка деятельности Общества.

Было установлено, что управление многоквартирными домами осуществляется Обществом, но не ООО «<данные изъяты>», как указывали в заявлении жильцы дома. Были обследованы территория и подвальные помещения домов по <адрес>. Установлено, что Обществом до сведения потребителей не доведена информация об исполнителе, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной служб, размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам, в нарушение требований п.1 ст. 9, ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», п.п. «п» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила). Обществом, в нарушение п. 3.1.6, 3.1.7 условий договора управления многоквартирными домами, п.п. 5, 9, 49, 76 Правил не исполняется надлежащим образом обязательство - услуга водоотведения. Пункт 6.2 договора, заключенного между управляющей компанией и собственниками жилым помещений, содержит условие, ущемляющее права потребителей по сравнению с положением, определенным п. 49 Правил: собственник жилого помещения может предъявить претензии в письменном виде, ответ собственнику должен быть дан не позднее 2 -х недель с момента получения претензии, в то время как сообщение о непредставлении услуг или предоставлении услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем как в письменной так и в устной форме, исполнитель обязан в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы направить потребителю извещение о её приеме и ответ. Просит обязать Общество довести до сведения потребителей через средства массовой информации о состоявшемся решении суда - через районную газету «Валдай».

В судебном заседании представители Управления поддержали требования и доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, поясняя, что требования истца основаны на материалах проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которая была проведена с нарушением норм действующего законодательства - Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно: ч. 4 ст. 12, ч. 3 ст. 14, ст. 21 указанного закона. Руководитель Общества не был своевременно уведомлен о проведении внеплановой проверки, не был ознакомлен с распоряжением о проведении проверки, заверенные печатью копии распоряжения не были вручены руководителю или иному должностному лицу или уполномоченному лицу под роспись, акт проверки с копиями приложений не был вручен руководителю или уполномоченному им лицу под расписку об ознакомлении. В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», информация размещена на сайтах Администрации <адрес> и <адрес> сельского поселения и поэтому доступна для потребителей коммунальных услуг. Поскольку управляющая организация обслуживает инженерные сети до ввода в дом, после ввода в дом сети обслуживают организации, которые их эксплуатируют и получают за это плату, в настоящее время не решен вопрос о принадлежности сетей, несмотря на неоднократные обращения управляющей организации, поэтому, в отсутствие документации о принадлежности сетей их передаче для обслуживания, услуга водоотведения не оказывается, плата за услугу не взимается. С требованием о внесении изменений в договор в отношении порядка принятия и рассмотрения обращений потребителей ответчик согласен.

Выслушав объяснения представителей сторон, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ что между собственниками жилых помещений, расположенных в домах № по <адрес> и Обществом заключен договор управления многоквартирными домами.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно ч.ч. 5,6 ст. 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

Как следует из объяснений представителя Общества, письменных доказательств, от сторон не поступило заявлений о прекращении действия договора после ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.

Согласно ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ.

Во исполнение предписания федерального законодательства Правительство РФ издало ДД.ММ.ГГГГ Постановление , в котором утвердило Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Постановление ).

Согласно п. 2 Постановления , под раскрытием информации в понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

В соответствии с п. 3 Постановления управляющая организация обязана раскрывать общую информацию об управляющей организации, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Согласно п. 5 указанного постановления информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации, сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.

Помимо этого, информация раскрывается путем опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность, размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Согласно п. 8 Постановления раскрытию подлежат следующие сведения об управляющей организации:

а) фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;

б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации);

в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты;

г) режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб.

В соответствии с п. 14 Постановления, в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения о тарифах (ценах) для потребителей, установленных для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены), тарифах (ценах) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей.

Согласно с пп. «п» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Правила, утвержденные Постановлением ) управляющая организация обязана предоставить информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб, размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы.

При этом Правила определяют порядок и способ раскрытия информации, указывая, что информация должна указываться в договоре (за исключением информации о тарифах на коммунальные услуги и надбавок к ним), размещаться на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов.

Поскольку Правила предоставления коммунальных услуг гражданам и Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами утверждены одним и тем же высшим исполнительным органом государственной власти РФ - Правительством РФ, суд приходит к выводу, что доступ к информации должен быть обеспечен способами, определенными как Постановлением , так и Постановлением .

Поэтому довод представителя ответчика о том, что управляющей организацией исполнена обязанность по предоставлению информации надлежащим образом, а именно: в виде размещения информации на сайте Администрации <адрес> и <адрес> сельского поселения, не освобождает управляющую организацию от обязанности обеспечить доступ к информации способом, определенным п. 49 Правил.

Согласно п.п. 5,6 Правил, утвержденных Постановлением правительства , обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями. Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки, горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.

В соответствии с п. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков.

В силу п. 49 Правил управляющая организация обязана предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям;

В судебном заседании установлено, что Обществом не оказывается потребителям услуга водоотведения, в нарушение указанных требований, определенных Правилами, так и в нарушение п. 3.1.6 договора управления многоквартирными домами, согласно которым Общество обязалось обеспечивать потребителей коммунальными услугами установленного качества, уровня, в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления.

Односторонний отказ Общества от исполнения обязательства - оказания услуги водоотведения, не оспаривался представителем Общества в судебном заседании, подтвердился показаниями свидетелей ФИО7, ФИО8

Как показал свидетель ФИО7, Глава Администрации <адрес> сельского поселения, весной и осенью поступают жалобы жильцов на поступление воды в подвал жилого дома. В августе - сентябре 2011 года жильцы жаловались на поступление воды в подвал жилого <адрес>. По просьбе Администрации были очищены канализационные колодцы, расположенные недалеко от жилых домов. Через неделю представитель Управления сообщил о проведении проверки, приехали представители Управления, управляющей организации - ООО «ПКХ», осматривали подвалы жилых домов №. Канализационные сети за пределами здания не состоят на балансе Администрации <адрес> сельского поселения.

Свидетель ФИО8 пояснила, что, являясь собственником жилого помещения в <адрес>, знает, что услуга водоотведения не оказывается, происходит утечка сточных вод из колодцев. Жильцы домов № обратились с жалобой в августе 2011 года на то, что канализационные колодцы не очищаются и поэтому в подвалы жилых домов поступают сточные воды. При затоплении подвалов один или два раза в год жильцы обращаются с просьбой очистить канализационные колодцы в Администрацию <адрес> сельского поселения. Оплата услуги водоотведения не производится, поскольку услуга не предоставляется. В сентябре 2011 года представителем управляющей организации, представителями Администрации <адрес> сельского поселения осматривались подвалы жилых домов.

Свидетель ФИО9 показала, что управляющая организация обслуживает внутридомовые сети жилых домов. В подвалах домов расположены канализационные трубы, которые выходят в канализационные колодцы, находящиеся за пределами домов. Услуга водоотведения не предоставляется, поскольку не определена принадлежность сетей, расположенных за пределами жилых домов. Ей сообщили о проведении проверки в <адрес> дом № в связи с поступившей жалобой жильцов указанных домов. При проверке присутствовали представитель Управления, жильцы, представители Администрации <адрес> сельского поселения, она не имела документов, подтверждающих её полномочия на участие в проверке, документы она не подписывала.

Довод ответчика о том, что Общество не может исполнить обязательство надлежащим образом в связи с тем, что в настоящее время не определена принадлежность инженерных систем водоотведения, расположенных за внешними границами стен домов, суд не принимает во внимание, поскольку в силу п. 49 Правил на управляющую организацию возложена обязанность заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.

Согласно п. «а» ч. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491 (в редакции постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

Согласно п. 5 указанных Правил в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Согласно п. 10 указанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Поскольку в соответствии с п. 2.1 договора управления многоквартирным домом Общество обязалось оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, Общество обязано содержать внутридомовую инженерную систему водоотведения в постоянной готовности для предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с п. 65 Правил, утвержденных Постановлением , сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.

В соответствии с п. 49 указанных Правил, исполнитель обязан в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о её приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в её удовлетворении с указанием причин отказа.

Как следует из п. 6.2 договора управления многоквартирными домами, претензии, жалобы на несоблюдение условий договора предъявляются собственником в письменном виде и подлежат обязательной регистрации управляющей компанией. Ответ по существу претензии собственнику должен быть дан не позднее 2 - х недель с момента получения её управляющей компанией.

Учитывая что данное условие договора противоречит положениям Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ , требование об исключении п. 6.2 договора является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 46 Закона «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ) орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: оплачивается в размере для организаций - 4 000 рублей.

Учитывая изложенное, с Общества в бюджет Валдайского муниципального района следует взыскать государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> к Обществу с ограниченной ответственностью «Предприятие коммунального хозяйства» о признании действий противоправными, обязании довести до сведения потребителей информацию об исполнителе услуг, предоставить коммунальную услугу по водоотведению надлежащего качества, исключить п. 6.2 договора управления многоквартирными домами, довести до сведения потребителей через средства массовой информации о состоявшемся решении суда - удовлетворить.

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Предприятие коммунального хозяйства», выразившиеся в необеспечении доступа неопределенного круга лиц к информации об исполнителе услуг по договору управления многоквартирными домами в <адрес>, неисполнении обязательства по оказанию услуги по водоотведению по договору управления, определении порядка рассмотрения жалоб потребителей п. 6.2 договора управления многоквартирными домами - противоправными.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Предприятие коммунального хозяйства»:

- довести до сведения потребителей информацию об управляющей организации по договорам управления многоквартирными жилыми домами, заключенными с жителями домов , , , расположенных в <адрес> - фирменное наименование юридического лица, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, сведения о государственной регистрации в качестве юридического лица (реквизиты свидетельства), режим работы, адрес, номер телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно - диспетчерской служб, размеров тарифов на коммунальные услуги, надбавок тарифам и реквизитах нормативно - правовых актов, на основании которых применяются тарифы, разместив информацию на досках объявлений, расположенных в всех подъездах жилых домов или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов;

- предоставлять коммунальную услугу по водоотведению в соответствии с договорами управления многоквартирными жилыми домами, заключенными с жильцами жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> , ;

- исключить из договоров управления многоквартирными жилыми домами, заключенными с жильцами жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, , - п. 6.2;

- довести до сведения потребителей через средства массовой информации о состоявшемся решении суда - через районную газету «Валдай», в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Предприятие коммунального хозяйства» государственную пошлину в доход районного бюджета 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья: подпись

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись

Копия верна: судья                                                                     Коваленко О.А.

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.