Решение суда



Дело                                                                Решение                  Именем Российской Федерации

        ДД.ММ.ГГГГ                                          <адрес>

        Судья <адрес> Кузьмина С.Н., при секретаре Васильевой А.Н., с участием истца Ивановой Л.В., представителя ответчика Администрации <адрес> муниципального района - Семеновой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Лилии Викторовны к Администрации Маревского муниципального района, Администрации Маревского сельского поселения Маревского муниципального района, ОАО «Ростелеком» в лице филиала УЭ № 10 Межрайонного ЦТЭТ о признании права собственности на недвижимое имущество,

установил:

       Иванова Л.В. обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> муниципального района, Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района, ОАО «Ростелеком» в лице филиала УЭ № 10 Межрайонного ЦТЭТ о признании права собственности на недвижимое имущество.            

       В обоснование иска Иванова Л.В. указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер её муж ФИО19., проживавший по адресу: <адрес>

     Истец, является единственным наследником по закону первой очереди после своего мужа. Их дочери Шлычкова Юлия Александровна и Иванова Светлана Александровна отказались от принятия наследства.

     С целью принятия наследства, открывшегося после смерти мужа, Иванова Л.В. своевременно обратилась в нотариальную контору по месту последнего места жительства умершего с заявлением о принятии наследства.

      Наследодателю ФИО7 принадлежал на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. На вышеуказанном земельном участке расположена квартира общей площадью <данные изъяты>., из них жилой <данные изъяты> кв.м.

       Ввиду того, что у ФИО7 отсутствовали правоустанавливающие документы на квартиру (договор о передаче жилья в собственность ДД.ММ.ГГГГ составлен и зарегистрирован в Комитете по управлению имуществом, но не оформлен в БТИ), в выдаче свидетельства о праве на наследство на квартиру истцу было отказано.

       В соответствии с п.2 ст. 1152 ГК РФ она фактически вступила во владение данным имуществом и продолжала проживать в квартире, осуществлять ее ремонт, нести все расходы по ее содержанию, оплачивать коммунальные услуги, вести приусадебное хозяйство на земельном участке.

        Поэтому Иванова Л.В. просит признать за ней право собственности на квартиру расположенную по вышеуказанному адресу в порядке наследования по закону до завершения ее приватизации.

       В судебном заседании Иванова Л.В. исковые требования поддержала, пояснила, что при проведении детальных замеров и составлении технического паспорта на домовладение площадь квартиры уточнена и составила: общая полезная площадь <данные изъяты> квадратных метра, из них жилая - <данные изъяты> квадратных метра.

      Представитель ответчика ОАО «Ростелеком» Петроченко О.Г., будучи надлежащим образом извещенная о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствии. В возражениях на исковое заявление пояснила, что жилой дом, в котором находится спорная квартира никогда не был собственностью ОАО «Ростелеком» (ранее ОАО «Новгородтелеком»), а оставаясь федеральным имуществом был передан в ведение Администрации <адрес>.

      Для данного имущества устанавливался режим приватизации в соответствии с Законом РФ № 1541-1 от 04 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ». Согласно п. 8 раздела 2 Плана приватизации ГПСИ «Россвязьинформ» жилые дома, в том числе жилой дом № <адрес>, включены в перечень объектов, не подлежащих приватизации.

         На основании решения Комитета по Управлению государственным имуществом <адрес> области № 584 от 24 июня 1994 года «Об использовании государственного имущества предприятия связи и информатики <адрес> «Россвязьинформ» спорный дом передан в ведение Администрации <адрес> района до проведении процедуры разграничения собственности.

        Поэтому, не возражая по сути исковых требований Ивановой Л.В., полагает, что ОАО «Ростелеком» не является надлежащим ответчиком.

       Представители ответчика - Администрации <адрес> муниципального района - Семенова Т.Н. исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что жилой <адрес> никогда не был в ведении района, не являлся муниципальным имуществом, так как до передачи имущества предприятия связи и информатики <адрес> «Россвязьинформ» в ведение Администрации района Маревским узлом связи квартиры этого дома были переданы в собственность граждан, в том числе, квартира приватизирована ФИО7, о чем в ДД.ММ.ГГГГ года заключен соответствующий договор.

      Представитель ответчика - Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Зуев Г.П., будучи надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствии, возражении не представил.

       Третье лицо - Шлычкова Ю.А. (девичья фамилия «ФИО16», что подтверждено копией свидетельства о заключении брака серии ), о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в телефонограмме просила дело рассмотреть в ее отсутствии, с иском Ивановой Л.В. согласна.

        Третье лицо - Иванова С.А., о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствии, с иском согласна.

       Изучив материалы дела в судебном заседании, заслушав участников процесса, свидетелей ФИО11, ФИО12, суд находит иск Ивановой Л.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.         

       Исходя из смысла ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.

       В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем признания права.

       В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской право собственности на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

      Согласно ч.3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

      На основании ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.

       В соответствии с п. 1 ст. 16, п.1 ст.17 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав производится на основании заявления сторон договора, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, и вступившие в законную силу судебные акты.

       Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, на основании договора о передаче жилья в собственность, зарегистрированного в регистрационной книге Комитета по управлению имуществом <адрес> района за от ДД.ММ.ГГГГ, Маревский районный узел связи в лице начальника РУС ФИО13 в соответствии с Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда РСФСР», действующей в соответствии с Решением Малого Совета <адрес> районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, супругу     истица - ФИО7 передана двухкомнатная <адрес>. После смерти ФИО7 его супруга фактически вступила во владение наследственным имуществом.

       Как следует из справки <адрес> дополнительного офиса <адрес> отделения <адрес> филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», спорная квартира общей полезной площадью <данные изъяты> квадратных метра учтена как объект недвижимости, право собственности не зарегистрировано.

      Согласно справки, выданной Администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района, ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти постоянно зарегистрирован и проживал по вышеуказанному адресу.

     Согласно копии свидетельства о смерти , выданного отделом ЗАГС <адрес>, ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ в селе Марево <адрес>.         

      Факт родственных отношений ФИО7 и Ивановой Л.В. подтверждается копией свидетельства о заключении брака , выданного отделом ЗАГС <адрес> райисполкома <адрес>, согласно которой ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Серова Лилия Викторовна ДД.ММ.ГГГГ года рождения заключили брак ДД.ММ.ГГГГ. Серовой Л.В. присвоена фамилия мужа «Иванова».

       Согласно пункту 2 части 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.     

В соответствии со статьей 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно части 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Согласно частям 1 и 4 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

        В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

        Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

     Свидетели ФИО11, ФИО12 в судебном заседании показали, что в конце ДД.ММ.ГГГГ в начале ДД.ММ.ГГГГ годов прошлого века Маревский РУС предоставил ФИО7 квартиру <адрес> для проживания, так как он являлся работником этого предприятия. В ДД.ММ.ГГГГ году он квартиру приватизировал. В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО7 умер. После его смерти до настоящего времени, несет бремя содержания квартиры его супруга - Иванова Л.В.. Имеются еще два наследника имущества ФИО7 - дочери Шлычкова Ю.А. и Иванова С.А., которые фактически в наследство не вступали. Каких-либо споров о праве собственности на квартиру не возникало.

      У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями. Данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.

       Из копии наследственного дела возбужденного ДД.ММ.ГГГГ нотариусом <адрес> и <адрес> ФИО14, следует, что после смерти умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 в наследство вступила Иванова Л.В., имеются наследники - Иванова С.А. и Шлычкова Ю.А..        

      Согласно заявлению дочери ФИО20. - Шлычковой Ю.А., удостоверенным нотариально, подтверждается, что ей известно об открытии наследства после смерти отца, ею пропущен срок для принятия наследства, в суд по поводу восстановления срока обращаться не будет, фактически в управление наследственным имуществом не вступала.

      Иванова С.А. обратилась в суд с аналогичным заявлением.

       Из сообщений государственного регистратора следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о регистрации прав на квартиру, отсутствует, Администрация ФИО3 сельского поселения с заявлением о постановке на учет указанной квартиры как бесхозяйного имущества и о регистрации права собственности не обращалась.

      Согласно информации, представленной Администрацией <адрес> муниципального района, квартира, находящаяся по вышеуказанному адресу муниципальной собственностью района не является, в реестре муниципального имущества, не значится, не признавалась аварийным жильем, статуса общежития не имеет.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.11, 56, 194- 198 ГПК РФ, суд

                                                             решил:

       Иск Ивановой Лилии Викторовны удовлетворить.

       Признать за Ивановой Лилией Викторовной право собственности на квартиру <адрес>, общей полезной площадью <данные изъяты> квадратных метра, состоящую из двух комнат.

       На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес> областной суд в течение месяца со дня принятия решения через <адрес> районный суд <адрес>.      

       

        Судья                                                                                             С.Н. Кузьмина