о признании недействительным Устава сельского поселения



Дело №

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Шургановой Т.А.,

С участием заместителя прокурора <адрес> Асланова А.Х.,

при секретаре Гардаш С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов <адрес> сельского поселения <адрес> о признании недействующим Устава <адрес> сельского поселения <адрес> в части,

Установил:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов <адрес> сельского поселения <адрес> о признании недействующим Устава <адрес> сельского поселения <адрес> в части.

В обоснование исковых требований указывает, статьей 27 Устава <адрес> сельского поселения (далее Устава) установлено, что глава поселения после прекращения своих полномочий продолжает получать установленное Советом депутатов поселения денежное содержание до устройства на новое место работы (в том числе в случае отставки по собственному желанию) в течение одного года. Частями 2 и 3 статьи 27 Устава определено, что случае, если заработная плата на новом месте работы ниже размера денежного содержания, установленного Советом депутатов Главе поселения, лицу, занимавшему эту должность, производится доплата до уровня прежнего денежного содержания, установленного Советом депутатов поселения, но не более одного года со для прекращения полномочий. Вместе с тем, указанные положения противоречат требованиям федерального законодательства, а именно пунктам «н», «к» части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ, части 2 статьи 64 Трудового Кодекса РФ; частям 1,2 и 3 статьи 6 Трудового Кодекса РФ; статьям 164, 172 Трудового Кодекса РФ, части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ и части 2 статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления». Поскольку ни один федеральный закон не предусматривает для лиц, занимавших муниципальные должности и прекративших выполнение своих полномочий, указанные социальные гарантии, поэтому представительным органом превышены свои полномочия. Указанная позиция выражена в определениях Верховного Суда РФ от 21 января 2009 года №55-ГО8-11, от 25 января 2008 года №5-В07-173, от 14 июня 2006 года №1-Г06-15, от 14 июня 2006 года №1-ГО-15, от 20 июля 2005 года №73-ГО5-3. В соответствии со статьей 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Последствия выявленного нарушения, по мнению прокурора, явно противоречит интересам населения.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Асланов А.Х. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика, будучи надлежаще извещен о дне слушания дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме.

Проверив материалы дела в судебном заседании, заслушав заместителя прокурора <адрес> Асланова А.Х., суд приходит к следующему:

Частью 1 статьи 27 Устава <адрес> сельского поселения <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов <адрес> сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что глава поселения после прекращения своих полномочий продолжает получать установленное Советом депутатов поселения денежное содержание до устройства на новое место работы (в том числе в случае отставки по собственному желанию) в течение одного года. Частями 2 и 3 статьи 27 Устава определено, что случае, если заработная плата на новом месте работы ниже размера денежного содержания, установленного Советом депутатов Главе поселения, лицу, занимавшему эту должность, производится доплата до уровня прежнего денежного содержания, установленного Советом депутатов поселения, но не более одного года со для прекращения полномочий.

Утверждения прокурора о противоречии оспариваемой нормы Устава требованиям пунктам «н», «к» части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ, части 2 статьи 64 Трудового Кодекса РФ; частям 1,2 и 3 статьи 6 Трудового Кодекса РФ; статьям 164, 172 Трудового Кодекса РФ, части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ и части 2 статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» не оспорены представителем ответчика в соответствии с требованиями статьи 56 ГПК РФ. Так трудовое законодательство находится в совместном ведении субъектов Российской Федерации и самой Российской Федерации, при этом законы субъектов и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. Статьями 6 и 64 ТК РФ установлен прямой запрет органам государственной власти субъектов РФ на принятие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

Статья 165 ТК РФ предусматривает случаи предоставления гарантий и компенсаций. Как указано в названной статье иные гарантии и компенсации предоставляются работникам только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Установление каких-либо гарантий законами субъекта РФ, в том числе для лиц, исполняющих государственные обязанности, не предусмотрено.

Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Исходя из смысла норм трудового законодательства гарантии работникам, в том числе занимающим выборные должности, могут быть предоставлены только на период выполнения ими полномочий, а не по окончании их выполнения. Вопросы же расторжения трудовых договоров регулируются федеральным законодательством.

Поскольку ТК РФ или иными федеральными законами не предусматриваются для лиц, замещавших муниципальные должности и прекративших выполнение своих полномочий, перечисленные выше гарантии, законодательным органом субъекта и ответчиком превышены предоставленные им полномочия.

Согласно статье 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу статьи 86 Бюджетного кодекса РФ размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления определяются органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением норм Бюджетного кодекса, то есть могут определять размеры оплаты труда только действующих должностных лиц.

При этом, в силу части 2 статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления» местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, при этом вопросы самоуправления должны решаться из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Тогда как оспариваемые пункты статьи 27 Устава <адрес> сельского поселения <адрес> явно противоречат интересам населения потому, как касаются денежных выплат лицам, не несущим каких - либо обязанностей и не выполняющим каких-либо функций в интересах сельского поселения.

Кроме того, представитель ответчика признал исковые требования в полном объеме.

При таких обстоятельствах в силу статьи 253 ГПК РФ имеются основания для удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 12, пунктам «н», «к» частью 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ, частью 2 статьи 64 Трудового Кодекса РФ; частями 1,2 и 3 статьи 6, части 10 статьи 5 ТК РФ; статьям 164, 172 ТК РФ, частью 4 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ и частью 2 статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления», статьями 24, 56, 173, 198, 245, 253 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать части 2,3 статьи 27 Устава <адрес> сельского поселения <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов <адрес> сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, недействующими.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в <адрес> областной суд в десятидневный срок с подачей жалобы через <адрес> районный суд.

Судья Т.А. Шурганова