о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Буренковой О.Б.

при секретаре Петровичеве Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ткачевой Валентины Васильевны к Администрации <адрес> городского поселения <адрес>, Администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,

у с т а н о в и л:

Ткачева В.В. обратилась в суд с иском, в котором просит признать за ней право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование требований указано, что указанный жилой дом принадлежал на праве собственности ее матери ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ. После смерти матери она фактически вступила в наследство: осуществляла похороны матери, взяла на себя бремя содержания жилого дома. Она является единственным наследником после смерти матери, поскольку ее отец (ФИО2) и родные братья (ФИО4, ФИО4) умерли.

Истица Ткачева В.В. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом.

Представитель истицы Петров А.И. (по доверенности) заявленные требования Ткачевой В.В. поддержал и просил их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представители Администрации <адрес> муниципального района <адрес>, Администрации <адрес> городского поселения <адрес> в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены своевременного и надлежащим образом, каких-либо возражений против требований Ткачевой В.В. суду не представили.

Выслушав пояснения представителя истца Петрова А.И., допросив свидетелей ФИО9, ФИО10, исследовав письменные материалы настоящего дела, суд считает, что исковые требования Ткачевой В.В. обоснованны и подлежат удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Наследниками первой очереди по закону после смерти ФИО3 является ее дочь Ткачева В.В. Наследодателю на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 41,1 кв.м, в том числе жилой - 29,6 кв.м, с инвентарным номером №.

Как установлено в ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В силу ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственный регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Согласно ст. 1162 ГК РФ свидетельство о праве на наследство выдается по заявлению наследника.

Из материалов наследственного дела № о выдаче свидетельства о праве наследования к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 следует, что наследство было принято его супругой ФИО3.

Нотариусом <адрес> государственной нотариальной конторы <адрес> ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года было выдано свидетельство о праве на наследство в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на имя ФИО3 Указанное свидетельство подлежало регистрации в БТИ и было зарегистрировано в <адрес> БТИ ДД.ММ.ГГГГ в реестровой книге под номером №

Таким образом, положения о том, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства, а получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника, действует и в отношении недвижимого имущества и является исключением из общего правила, определяющего возникновение права на недвижимое имущество с момента государственной регистрации.

С учетом изложенного, суд полагает, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью Ткачевой В.В., а потому подлежат включению в состав наследства после смерти Ткачевой В.В.

В соответствии со ст. 218 ч. 2 п. 2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию или закону.

Истица является наследниками первой очереди по закону.

Факт родственных отношений Ткачевой В.В. и ФИО3 подтверждается копиями свидетельств о рождении и заключении брака Ткачевой В.В.

Согласно справки нотариуса <адрес> и <адрес> ФИО12 за оформлением наследственных прав после смерти ФИО3 никто из наследников не обращался, наследственное дело не заводилось.

В судебном заседании пояснениями представителя истицы Петрова А.И., показаниями свидетелей ФИО9, ФИО10 установлено, что истица фактически вступила во владение наследственным имуществом, что в соответствии со ст.1153 ч.2 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение имуществом, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества…

Свидетель ФИО9 в судебном заседании показала, что семью ФИО2 она знает длительное время, поскольку проживали на одной улице, кроме того, она является старшей уполномоченной по улице. Семья ФИО2 проживала в жилом доме по адресу: <адрес>. В настоящее время ФИО3 умерла, ее супруг ФИО2 умер еще раньше. Родные братья истицы также умерли. После смерти ФИО3 бремя содержания жилого дома взяла на себя Ткачева В.В., которая осуществляла похороны матери, она постоянно приезжает в дом, занимается его содержанием, по ее просьбе соседи присматривают за домом в ее отсутствие, обкашивают траву около дома.

Свидетель ФИО10 в суде пояснила, что каких-либо возражений против требований Ткачевой В.В. не имеет. Ее супруг являлся родным братом истицы. В настоящее время он умер. Ткачева В.В. помогала его хоронить. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежал отцу и матери истицы, которые в настоящее время также умерли. После их смерти домом практически полностью занималась Ткачева В.В.

Из актовых записей о рождении ФИО4 и ФИО5 следует, что они являются родными братьями истицы.

ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Согласно сообщений нотариуса <адрес> и <адрес> ФИО12 следует, что за оформлением наследственных прав после смерти ФИО4 и ФИО5 никто из наследников не обращался, наследственные дела не заводились.

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет инвентарный номер № общей полезной площадью 41,1 кв.м, в том числе жилой площадью 29,6 кв.м, учтен как объект недвижимости, право собственности зарегистрировано ФИО3, что подтверждается справкой БТИ, техническим паспортом квартиры.

Согласно сообщения отдела по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> муниципального района жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, муниципальной собственностью не является, не включен в реестр муниципального имущества.

Из сообщения государственного регистратора следует, что в Едином государственном реестре прав запись о регистрации прав на жилой дом по адресу: <адрес>, отсутствует.

Ранее земельный участок, расположенный под домовладением, был предоставлен ФИО2 в пользование, что подтверждается копией свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, исковые требования, заявленные Ткачевой В.В., подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 11, 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Ткачевой Валентины Васильевны удовлетворить.

Признать за Ткачевой Валентиной Васильевной право собственности на жилой дом общей площадью 41,1 кв.м, в том числе жилой площадью 29,6 кв.м, с инвентарным номером №, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда в 10-ти дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы или принесения представления через <адрес> районный суд <адрес>.

Судья Буренкова О.Б.