Решение о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования по закону.



Дело № 2-53/2011 Решение Именем Российской Федерации

19 января 2011 года село Марево Новгородской области

Судья Валдайского районного суда Новгородской области Кузьмина С.Н., при секретаре Васильевой А.Н., с участием истца Клосс Т.В., представителя истца Верещако Е.В., представителей ответчиков - Администрации Маревского муниципального района - Семеновой Т.Н., Администрации Маревского сельского поселения - Садовниковой Л.М., заинтересованных лиц Лукиной Т.А., Васильевой Г.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клоос Татьяны Викторовны к Администрации Маревского муниципального района, Администрации Маревского сельского поселения о признании права собственности на недвижимое имущество,

установил:

Клоос Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации Маревского муниципального района, Администрации Маревского сельского поселения о признании права собственности на жилой дом с пристройками и хозпостройками и земельный участок в порядке наследования по закону.

В обоснование иска Клоос Т.В. указала, ее отцу ФИО4 ко дню смерти (ДД.ММ.ГГГГ) принадлежал жилой дом с инвентарным № общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м с пристройками и хозпостройками: бревенчатой баней и бревенчатым сараем, а так же земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенный на землях населенных пунктов, предоставленный для личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу: <адрес>.

Вышеуказанный земельный участок принадлежал ФИО4 на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <адрес> сельским Советом (ныне Маревским сельским поселением) Марёвского района <адрес>. Жилой дом был построен родителями истицы в начале ДД.ММ.ГГГГ годов прошлого столетия, какие-либо документы на него отсутствуют. При проведении правовой регистрации строений в <адрес> органами БТИ совместно с сельсоветами в ДД.ММ.ГГГГ годы должно было быть выдано регистрационное удостоверение, но по неизвестным причинам такой документ отсутствует, в БТИ объект учтен, но право собственности не зарегистрировано.

После смерти отца истица и ее мать ФИО2 в течение 6-и месяцев фактически приняли наследство: проживали в жилом доме, кроме того, истица взяла на себя бремя содержания наследственного имущества отца, содержала дом в надлежащем виде, делала ремонт, обрабатывала земельный участок. После смерти матери в ДД.ММ.ГГГГ году она продолжала проживать в доме до лета ДД.ММ.ГГГГ года, а потом из-за болезни не смогла проживать в сельской местности и распорядилась жилым домом следующим образом - для сохранности недвижимости пустила в дом проживать - ФИО12.

Споров по вышеуказанному жилому дому и земельному участку никогда не возникало. Других наследников, которые в соответствии с законом имели бы право претендовать на наследственное имущество ФИО4 нет.

Поэтому на основании ст.1155 ГК РФ Клоос Т.В. просит признать ее фактически принявшей наследство после смерти отца, включить в наследственную массу после смерти ФИО4 жилой дом с пристройками и хозпостройками; признать право собственности в порядке наследования по закону на указанный жилой дом с пристройками и хозпостройками; признать право собственности в порядке наследования по закону на названный выше земельный участок.

В судебном заседании Клоос Т.В. и ее представитель адвокат Верещако Е.В. исковые требования поддержали в полном объеме.

Представители ответчиков - заведующая отделом по управлению муниципальным имуществом и природопользованию администрации Маревского муниципального района Семёнова Т.Н., заместитель главы Маревского Администрации Маревского сельского поселения Садовникова Л.М. в судебном заседании исковые требования признали полностью.

Третьи лица - Лукина Т.А., Васильева Г.Ф. в судебном заседании не возражали против удовлетворения требований Клоос Т.В..

Изучив материалы дела в судебном заседании, заслушав стороны, свидетелей ФИО16, ФИО17, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 234 Гражданского кодекса РФ лицо - гражданин, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со статьей 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно части 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Согласно частям 1 и 4 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Свидетели ФИО16, ФИО17, показали суду, что отец и мать истицы - проживали в деревне <адрес>, (ныне <адрес>), считали дом и земельный участок своим собственным имуществом. После смерти ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ году постоянно в доме проживали его дочь и жена - ФИО2, которая скончалась в ДД.ММ.ГГГГ году. Похороны родителей осуществляла истица. Клоос фактически приняла наследство: проживала в доме постоянно до ДД.ММ.ГГГГ года, до того момента и в настоящее время осуществляет все необходимые платежи и налоги на дом и землю, ремонтирует дом, разрабатывает приусадебный участок, честно и открыто пользуется имуществом как своим собственным. Каких-либо споров о принадлежности дома и земельного участка не было. Клоос Т.В. единственный наследник после своих родителей.

У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями. Данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.

Согласно копии свидетельства о заключении брака № № ФИО4 и ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, жене присвоена фамилия «ФИО3».

Как следует из копии свидетельства о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ (выдано повторно) ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно копии свидетельства о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно копии свидетельства о рождении № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являются: отец - ФИО4, мать - ФИО2.

Как следует из справки о заключении брака № отдела ЗАГС <адрес> ФИО5 и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, жене присвоена фамилия «ФИО7».

Как следует из справки о заключении брака № отдела ЗАГС <адрес> ФИО6 и ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, жене присвоена фамилия «Клоос».

Согласно выпискам из похозяйственных книг №№ № за ДД.ММ.ГГГГ годы, выданных Администрацией <адрес> (ныне Маревского) сельского поселения следует, что в собственности ФИО4 имеется жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, год постройки ДД.ММ.ГГГГ, хозяйственные постройки - конюшня и баня, а так же земельный участок <данные изъяты> га. После смерти ФИО4 собственность не переоформлена.

Из справки <адрес> отделения Новгородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» следует, что домовладение № по <адрес> в материалах бюро зарегистрировано на праве личной собственности за ФИО4, объект учтен, право собственности не зарегистрировано.

Согласно копии технического паспорта указанный жилой дом имеет инвентарный номер №, общая площадь - <данные изъяты> кв.м, в том числе жилая - <данные изъяты> кв.м, состав объекта - жилой дом, <данные изъяты> дощатых пристройки, бревенчатые сарай и баня.

Согласно копии свидетельства № на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании решения <адрес> сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО4 предоставлен в собственность для личного подсобного хозяйства участок земли в деревне <адрес> общей площадью <данные изъяты> га.

Из копии выписки из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу: <адрес> на землях населенных пунктов, площадь <данные изъяты> кв.м, правообладатель ФИО4.

Их сообщения нотариуса ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что после смерти ФИО4 и ФИО2 наследственные дела не заводились.

Из информации, предоставленной Администрацией Маревского муниципального района, жилой <адрес> муниципальной собственностью района не является, в реестре муниципального имущества не значится.

Из сообщения государственного регистратора следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о регистрации прав на указанный дом, отсутствует.

Таким образом, в судебном заседании установлен факт принадлежности жилого <адрес> земельного участка по <адрес> ФИО4. Указанные объекты недвижимости подлежат включению в состав наследуемого имущества.

ФИО4 по день своей смерти проживал в деревне <адрес> (ныне <адрес>). После смерти наследодателя его дочь совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, а именно: вступила во владение домом и земельным участком, приняла меры по их сохранению, защите от посягательств или притязаний третьих лиц. После смерти супруги наследодателя истица вступила в управление наследственным имуществом и фактически с октября ДД.ММ.ГГГГ года пользуется жилым домом и земельным участком, не скрывает факт владения, не препятствует доступу к ним посторонних лиц.

Клоос Т.В. является единственной наследницей ФИО4, ФИО2, фактически принявшей наследство.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.11, 56, 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Клоос Татьяны Викторовны удовлетворить.

Признать Клоос Татьяну Викторовну фактически принявшей наследство после смерти отца ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Включить в наследственную массу после смерти ФИО4 жилой дом с инвентарным номером № общей площадью <данные изъяты> квадратных метра, в том числе жилой - <данные изъяты> квадратных метра с пристройками и хозпостройками: бревенчатой баней и бревенчатым сараем, расположенные по адресу: <адрес> <адрес>.

Признать за Клоос Татьяной Викторовной право собственности в порядке наследования по закону на жилой дом с инвентарным номером № общей площадью <данные изъяты> квадратных метра, в том числе жилой - <данные изъяты> квадратных метра с пристройками и хозпостройками: бревенчатой баней и бревенчатым сараем, расположенные по адресу: <адрес>.

Признать за Клоос Татьяной Викторовной право собственности в порядке наследования по закону на земельный участок общей площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>.

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Новгородский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения через Валдайский районный суд Новгородской области.

Судья С.Н. Кузьмина