Дело №2-580/2012 Решение Именем Российской Федерации 26 июля 2012 года поселок Демянск Валдайский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Шургановой Т.А., с участием лица, подавшего жалобу, Николаевой Е.В., представителя Комитета по образованию Администрации Демянского муниципального района Новгородской области Синицына В.А., при секретаре Гардаш С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Николаевой Елены Васильевны на решение Комитета по образованию Администрации Демянского муниципального района Новгородской области об отказе в предоставлении мер социальной поддержки и об обязании предоставления их с момента обращения, установил: Николаева Е.В. обратилось в суд жалобой на решение Комитета по образованию Администрации Демянского муниципального района Новгородской области об отказе в предоставлении мер социальной поддержки и об обязании предоставления их с момента обращения. В обоснование жалобы указано, что она более 25 лет работала учителем в школах района. В настоящее время находится на пенсии по старости. До выхода на пенсию ей предоставлялись меры социальной поддержки. В марте 2012 года она обратилась в Комитет по образованию Администрации Демянского муниципального района за предоставлением ей мер социальной поддержки. В мае 2012 года ей оказано в предоставлении данных мер, в связи с тем, что педагогическим работникам, досрочно вышедшим на пенсию (по выслуге лет), данные мер социальной поддержки областным законом не предусмотрены. С указанным решением не согласна, считает, что оно нарушает ее права, просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки, признать оспариваемое решение незаконным и обязать Комитет по образованию Администрации Демянского муниципального района предоставить ей меры социальной поддержки с момента обращения, то есть с марта 2012 года. Кроме того, просит признать процессуальными издержками затраты по оказанию юридических услуг в размере 3500 рублей, а также уплаченную государственную пошлину при обращении в суд в размере 200 рублей и взыскать их с ответчика в ее пользу. Лицо, подавшее жалобу, Николаева Е.В. в судебном заседании жалобу поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в ней. Представитель Комитета по образованию Администрации Демянского муниципального района Новгородской области Синицын В.А. в судебном заседании с жалобой Николаевой Е.В. не согласился, пояснив, что заявителю отказано в предоставлении мер социальной поддержке в связи с тем, что Областным законом от 31 марта 2010 года №731-ОЗ предоставление таких мер работникам досрочно вышедшим на пенсию (по выслуге лет) не предусмотрено. Выслушав лиц, участвующий в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению. Так, предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР. Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие, применялись и после принятия в 10 июля 1992 года Закона Российской Федерации №3266-1 "Об образовании". Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Положения статьи 2 Федерального закона от 06 мая 2003 года №52-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2004 года) «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об основах Федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг согласно которым размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем вторым статьи 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года N 438-1 "О социальном развитии села", частями второй и третьей статьи 6 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях применялись до принятия соответствующих законодательных актов субъектов РФ, но не позднее чем до 1 января 2005 года. Из представленных материалов следует, что Николаева Е.В. имеет общий педагогический стаж более 25 лет, что подтверждено копией трудовой книжки, копиями приказов о приемах, переводах, увольнении Николаевой Е.В. Согласно копии пенсионного удостоверения Николаевой Е.В. назначена пенсия с 26 августа 2004 года в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В силу указанной нормы (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно справкам МАОУ СОШ п.Демянск от 25 июля 2012 года, Комитета по образованию Администрации Демянского муниципального района от 26 июля 2012 года Николаевой Е.В. предоставлялись льготы по коммунальным услугам (топливо, электроэнергию) в период с 1989 года по 2004 год. Из ответа Комитета по образованию Администрации Демянского муниципального района от 29 мая 2012 года следует, что Николаевой Е.В. отказано в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, поскольку досрочно вышедшим на пенсию (по выслуге лет) областным законом №731-ОЗ не предусмотрено. Согласно части 2 статьи 1 Областного закона Новгородской области от 31 марта 2010 года №731-ОЗ «О мерах социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, поселках городского типа Новгородской области» право на меры социальной поддержки имеют вышедшие на пенсию педагогические работники, указанные в части 1 настоящей статьи, если они проработали в сельской местности, поселках городского типа не менее 10 лет, продолжают проживать в сельской местности, поселках городского типа и на момент выхода на пенсию пользовались данной мерой социальной поддержки. При отказе Николаевой Е.В. в предоставлении мер социальной поддержки Комитет по образованию указывает на отсутствие в Областном законе положений в отношений педагогических работников, вышедшим на пенсию досрочно (по выслуге лет). Вместе с тем указанное толкование закона неверно, поскольку предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, предусмотрено не зависимо от вида назначенной пенсии. Кроме того, положения Областного закона не должны препятствовать положениям абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закон в Российской Федерации «Об образовании», действующих в системе правового регулирования во взаимосвязи с другими нормативными актами. При таких обстоятельствах решение Комитета по образованию Администрации Демянского муниципального района об отказе в предоставлении мер социальной поддержки Николаевой Е.В. суд признает незаконным. В соответствии с частью 4 статьи 4 Областного закона Новгородской области от 31 марта 2010 года №731-ОЗ (в редакции от 29 мая 2012 года) решение о предоставлении или об отказе в предоставлении мер социальной поддержки принимается органом местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня поступления письменного заявления педагогического работника со всеми документами, указанными в частях 2, 3 настоящей статьи, и в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю. В силу указанной нормы Комитет по образованию Администрации Демянского муниципального района должен устранить допущенные нарушения в полном объеме и принять решение о предоставлении заявителю мер социальной поддержки с момента обращения (поступления письменного заявления Николаевой Е.В.). В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы… Согласно представленного приходного ордера 030598 от 25 июня 2012 года заявитель понесла расходы за оказание юридической помощи, составления жалобы и участие представителя в судебном заседании в размере 3500 рублей. Учитывая требования разумности, сложность дела, принимая во внимание другие конкретные обстоятельства, а именно объем выполненной представителем заявителя работы, время, затраченное представителем истца на составления заявления, суд полагает, что заявленная сумма в целом 3500 рублей возмещения расходов на оплату услуг представителя превышает разумные пределы, доказательств разумности указанных расходов не представлено и подлежат возмещению в размере 500 рублей. Кроме того, уплаченную заявителем государственную пошлину в размере 200 рублей, суд в соответствии с частью 1 статьи 88 ГПК РФ суд признает судебными, связанными с рассмотрением дела, подлежащими взысканию с ответчика в пользу заявителя. Руководствуясь ст. ст. 11, 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд решил: Жалобу Николаевой Елены Васильевны удовлетворить. Признать решение Комитета по образованию Администрации Демянского муниципального района Новгородской области от 29 мая 2012 года об отказе Николаевой Елене Васильевне в предоставлении мер социальной поддержки незаконным. Обязать Комитет по образованию Администрации Демянского района Новгородской области устранить допущенное нарушение и принять решение о предоставлении мер социальной поддержки Николаевой Елене Васильевне со дня поступления ее письменного заявления о предоставлении мер социальной поддержки. Взыскать с Комитета по образованию Администрации Демянского муниципального района Новгородской области в пользу Николаевой Елены Васильевны расходы, понесенные ею на оплату услуг представителя в размере 500 (Пятьсот) рублей и уплаченную государственную пошлину в размере 200 (Двухсот) рублей, а всего 700 (Семьсот) рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Валдайский районный суд Новгородской области.