жалоба на постановление по делу об административном правонарушении



Дело             

Р Е Ш Е Н И Е ДД.ММ.ГГГГ        г. Валдай         

Судья Валдайского районного суда Новгородской области Т.А. Тимофеева, с участием генерального директора ЗАО "<данные изъяты>" Манакова А.В., государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Васильевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ЗАО "<данные изъяты>" Манакова Александра Васильевича на постановление государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Васильевой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ, которым

Манакову Александру Васильевичу, <данные изъяты>",

назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере рублей,

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору составлен протокол об административном правонарушении , из которого следует что ДД.ММ.ГГГГ Манаков А.В., являясь должностным лицом - генеральным директором ЗАО "<данные изъяты>", расположенного по адресу: <адрес>, нарушил пункты "Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ ; НПБ, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ; НПБ110-03, а именно:

- генеральный директор не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативно правовых актов регламентирующих пожарную безопасность;

- не поддерживаются в постоянно боевой готовности пожарные водоемы, а именно водоемы заросли кустарниками и камышами;

- отсутствуют соответствующие указатели по направлению движения к водоемам и около водоемов (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).

Тогда же, государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору составлен протокол об административном правонарушении , из которого следует что ДД.ММ.ГГГГ Манаков А.В., являясь должностным лицом - генеральным директором ЗАО "<данные изъяты>", расположенного по адресу: <адрес>, нарушил пункты "Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ ; п. 9 НПБ110-03, а именно:

- отсутствует в административном здании автоматическая пожарная сигнализация.

Постановлением государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - генеральный директор ЗАО "<данные изъяты>" - Манаков А.В. был признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1 и 4 ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ЗАО "<данные изъяты>" Манаков А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и указал, что считает наложенное на него административное взыскание необоснованным. Указал, что инспектором государственного пожарного надзора была проведена внеплановая проверка ЗАО на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. В распоряжении указано, что целью проверки является контроль выполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Не смотря на это по результатам проверки был составлен акт, в котором помимо нарушений, указанных в предписании, были указаны новые. В том числе: не поддерживаются в постоянно боевой готовности пожарные водоемы, а именно водоемы заросли кустарниками и камышами; отсутствуют соответствующие указатели по направлению движения к водоемам и около водоемов (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). Считает данные пункты незаконными, поскольку в ходе предыдущих проверок указанные нарушения не были выявлены. Кроме того, указал, что водоемы пожарными не являются, на балансе ЗАО не состоят, а потому поддержание водоемов в готовности не входит в его обязанности. Оборудование административного здания автоматической пожарной сигнализацией считает нецелесообразным, поскольку указанное здание административным не является, используется как бытовое помещение. В здании расположены санузел, кладовка и два кабинета. Однако никакой документации там не хранится, офисного оборудования нет. На момент рассмотрения дела инспектором по пожарному надзору ЗАО не являлось собственником здания. Признает что не прошел соответствующее обучение, однако просит смягчить размер назначенного наказания.

В судебном заседании Манаков А.В. поддержал доводы жалобы по указанным в ней основаниям. Представил суду удостоверение о прохождении обучения мерам пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которого истекает ДД.ММ.ГГГГ, протокол о прохождении обучения в ООО "Фортуна" и лицензию указанного общества. Добавил, что предписание, в целях контроля которого была проведена проверка выдано ООО "<данные изъяты>", а потому просит признать его незаконным, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору Васильева Н.А. пояснила, что в ходе проведения внеплановой проверки было установлено, что Манаков А.В. являясь должностным лицом - генеральным директором ЗАО "<данные изъяты>" нарушил правила и нормы пожарной безопасности, в связи с чем, в отношении него было составлено два протокола об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 204 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, на основании ч. 2 ст. 4.4. КоАП РФ Манакову А.В. было назначено наказание в виде административного штрафа. Указала, что на момент проверки, при составлении протоколов об административном правонарушении и при рассмотрении дела Манаков А.В. не сообщал о том, что обучение им пройдено, каких-либо подтверждающих документов не представил. Указание на ненадлежащее содержание пожарных водоемов и отсутствие соответствующих указателей, считает законным.

Заслушав Манакова А.В., инспектора Васильеву Н.А., исследовав письменные материалы настоящего дела, судья приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ при проведении внеплановой проверки в отношении ЗАО "<данные изъяты>" были выявлены нарушения требований пожарной безопасности в том числе, указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, устранить которые предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что на момент проверки не устранены следующие нарушения: генеральный директор не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативно правовых актов регламентирующих пожарную безопасность; в административном здании отсутствует автоматическая пожарная сигнализация. Кроме того, выявлены новые нарушения: не поддерживаются в постоянно боевой готовности пожарные водоемы, а именно водоемы заросли кустарниками и камышами; отсутствуют соответствующие указатели по направлению движения к водоемам и около водоемов (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).

В соответствии с п. 47 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 517 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности", внеплановая проверка проводится с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений в форме выездной проверки.

Внеплановая проверка была проведена на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ с целью проверки выполнения предписания государственного пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ.

Довод Манакова А.В. о грубом нарушении государственным инспектором требований, установленных п. 48 Административного регламента N 517 от ДД.ММ.ГГГГ, а именно выход за пределы проверки, подлежит отклонению по следующим основаниям.

Перечень грубых нарушений, являющихся безусловным основанием для признания проверки и ее результатов недействительными установлен пунктом 2 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Данный перечень является исчерпывающим и такого основания, как выход за пределы внеплановой проверки, установленный в приказе (распоряжении) о проведении проверки не содержит.

В соответствии с п. 48 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 517, при осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение тех обязательных требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием по устранению нарушений или по снятию с производства.

Вместе с тем, статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", предусмотрена обязанность должностного лица органа государственного надзора принимать меры по выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности.

Таким образом, государственный инспектор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Указанные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 2 ППБ 01-03 организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 645 утверждены Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций". Из п. 31 НПБ следует, что руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о необходимости исключения из постановления о назначении административного наказания указания на нарушение Манаковым А.В. п. 31 НПБ, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в судебном заседании установлено и подтверждено письменными доказательствами, что на момент рассмотрения дела генеральный директор ЗАО прошел обучение по пожарно-техническому минимуму.

В соответствии п. 9 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (Приложение А), содержащегося в Своде правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования"СП , а также п. , утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , здания общественного и административно бытового назначения, независимо от площади и этажности должны быть оснащены в соответствии с требованиями пожарной безопасности автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).

Из п. 10 ППБ 01-03 следует, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в частности лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В судебном заседании из пояснений Манакова А.В., письменных материалов дела установлено, что здание проходной, общей площадью 58,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пе<адрес> строилось хозяйственным способом АООТ "Сельхозхимия", а при вхождении в качестве акционера в состав ЗАО "<данные изъяты>" переданы по актам приема-передачи во владение, пользование и распоряжение ЗАО, являющемуся правопреемником АООТ "Сельхозхимия" и с 1998 года состоят на балансе ЗАО "<данные изъяты>". До признания Арбитражным судом <адрес> права собственности на здание проходной за ЗАО "<данные изъяты>", ЗАО непрерывно пользовалось указанным объектом недвижимости и несло расходы по его содержанию.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требование государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору об оборудовании здания проходной автоматической установкой пожарной сигнализации являются законными.

В силу п. 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Из п. 90 ППБ 01-03 следует, что у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих нахождение на территории ЗАО "<данные изъяты>", или вблизи его в радиусе 200 м каких-либо водоисточников искусственных или естественных в материалах дела об административном правонарушении нет. В судебное заседание государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору указанных доказательств, также не представила.

Кроме того, согласно информации, предоставленной Администрацией Валдайского городского поселения <адрес>, водоем по адресу: <адрес> в списках пожарных водоемов, расположенных на территории Валдайского городского поселения <адрес> не значится, на балансе администрации не состоит. Какой-либо информацией о принадлежности указанного водоема, администрация не располагает.

Таким образом, судья приходит к выводу, что в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт нарушения Манаковым А.В. , а потому указание в постановлении о назначении административного наказания на то, что должностное лицо не поддерживает в постоянной готовности пожарные водоемы и на отсутствие указателей к этим водоемам, подлежит исключению из описательной и мотивировочной частей постановления.

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Диспозиция части 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе к системам пожарной сигнализации в зданиях, сооружениях и строениях.

В судебном заседании установлена и подтверждена материалами дела вина должностного лица в нарушении п. , поскольку в здании проходной, используемой в качестве администрации отсутствует автоматическая пожарная сигнализация. При этом не нашли своего подтверждения факты нарушения Манаковым А.В. , утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ и п. .

При таких обстоятельствах, из постановления о назначении административного наказания подлежит исключению указание на совершение Манаковым А.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Довод Манакова А.В. о том, что Предписание является незаконным, поскольку вынесено в отношении ООО "Валдайский Двор" и не ЗАО "<данные изъяты>", суд признает несостоятельным. В судебном заседании государственный инспектор по пожарному надзору Васильева Н.А. пояснила, что предписание выдавалось ЗАО "<данные изъяты>", в Предписании указано, что в ходе проверки проведенной на территории ЗАО "<данные изъяты>", с участием генерального директора ЗАО выявлен ряд нарушений. Предписание получено генеральным директором ЗАО "<данные изъяты>", о чем свидетельствует подпись Манакова А.В. Указание в вводной части Предписания на ООО "Валдайский Двор" ошибочно.

Учитывая изложенное, суд признает указание в вводной части Предписания на ООО "Валдайский Двор" технической ошибкой.

В соответствии с ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

р е ш и л :

Постановление государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Васильевой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ генерального директора ЗАО "<данные изъяты>" Манакова Александра Васильевича и назначении наказания в виде административного штрафа в размере рублей изменить.

Исключить из описательной части постановления выводы о том, что Манаков А.В. нарушил требования пожарной безопасности:

1. Генеральный директор не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативно правовых актов регламентирующих пожарную безопасность;

2. Не поддерживаются в постоянно боевой готовности пожарные водоемы, а именно водоемы заросли кустарниками и камышами;

3. Отсутствуют соответствующие указатели по направлению движения к водоемам и около водоемов (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).

Исключить из резолютивной части постановления указание на совершение Манаковым А.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вынесения через районный суд.

Судья        Т.А. Тимофеева