Дело №12-14/2012 Р е ш е н и е 12 мая 2012 года п. Демянск Судья Валдайского районного суда Новгородской области, расположенного по адресу: Новгородская область, п. Демянск, ул. К.Либкнехта, д. 4А, Буренкова О.Б., с участием лица, подавшего жалобу - заведующей МАДОУ «Детский сад «Сказка» д. Ямник Мельниковой Ольги Николаевны, заместителя главного государственного инспектора Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору Иванова М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заведующей МАДОУ «Детский сад «Сказка» д. Ямник Мельниковой Ольги Николаевны на постановление заместителя главного государственного инспектора Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору №20 от 19 марта 2012 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, у с т а н о в и л: 19 марта 2012 года заместителем главного государственного инспектора Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору составлен протокол №22 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица - заведующей МАДОУ «Детский сад «Сказка» д. Ямник Мельниковой О.Н. Как усматривается из протокола, при проведении проверки 19 марта 2012 года в 16 часов за соблюдением требований пожарной безопасности в данном учреждении были установлены нарушения Правил пожарной безопасности в РФ: не во всех помещениях детского сада на видных местах размещены таблички телефонов вызова пожарной охраны (п. 13 ППБ 01-03); помещение электрощитовой не обеспечены противопожарной дверью (п. 3 ППБ 01-03, СНиП 2-08-02-89* п.1.89). 19 марта 2012 года заместителем главного государственного инспектора Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору составлен протокол №23 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица - заведующей МАДОУ «Детский сад «Сказка» д. Ямник Мельниковой О.Н. Как видно из протокола, при проведении проверки 19 марта 2012 года в 16 часов за соблюдением требований пожарной безопасности в данном учреждении было установлено нарушение Правил пожарной безопасности в РФ: дверь на путях эвакуации из помещения музыкального зала не открывается, заперта на замок с наружи (п. 52 ППБ 01-03); дверь на путях эвакуации не открывается по направлению выхода из здания 1-й этаж (п. 52 ППБ 01-03); на путях эвакуации в общем коридоре для покрытия пола применен линолеум на горючей основе 1-й, 2-й этаж, сертификат безопасности не представлен (п. 3, 51 ППБ, СНиП 21-01-97* п. 6.25*). 19 марта 2012 года указанные протоколы об административных правонарушениях были рассмотрены заместителем главного государственного инспектора Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору. Постановлением №20 от 19 марта 2012 года Мельникова О.Н. как должностное лицо - заведующая МАДОУ «Детский сад «Сказка» д. Ямник - привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, заведующая МАДОУ «Детский сад «Сказка» д. Ямник Мельникова О.Н. подала жалобу, в которой ставит вопрос об отмене постановления. Полагает, что оно является незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указано, что ее вина в нарушении требований пожарной безопасности отсутствует, поскольку она предпринимала все возможные меры для устранения нарушений пожарной безопасности. Часть выявленных нарушений является малозначительными. Ранее указанных нарушений не выявлялось. Жалоба на указанное постановление подана Мельниковой О.Н. в установленный законом срок. При рассмотрении жалобы заведующая МАДОУ «Детский сад «Сказка» д. Ямник Мельникова О.Н. жалобу поддержала, ссылаясь на изложенные в ней доводы, дополнительно пояснив, что наличие состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ не оспаривает, однако просит принять во внимание, что в настоящее время таблички телефонов вызова пожарной охраны размещены во всех помещениях детсада; при устранении нарушения в помещении электрощитовой установлено, что дверь изначально являлась металлической, с установленным пределом огнестойкости, однако была окрашена в белый цвет, в связи с чем была принята проверяющим за обычную дверь. По поводу открывания дверей по направлению выхода из здания и применения линолеума на горючей основе может пояснить, что на устранение данных нарушений норм пожарной безопасности необходимы значительные финансовые затраты. Неоднократно, с момента выдачи предписания, она обращалась к вышестоящему руководству по вопросу изыскания денежных средств для устранения нарушений норм пожарной безопасности, однако финансовые средства выделены не были, самостоятельных свободных денежных средств на эти цели у учреждения не имеется. Просила также учесть, что дверь на путях эвакуации из помещения музыкального зала закрыта на врезной замок, который снаружи запирается на ключ, а изнутри - на защелку, т.е. свободное открывание дверей обеспечено. Кроме того, данный выход не является запасным, из помещения имеются несколько дополнительных выходов. Заместитель главного государственного инспектора Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору Иванов М.И. при рассмотрении жалобы пояснил, что в ходе проведения плановой проверки органами пожарного надзора в МАДОУ «Детский сад «Сказка» д. Ямник были выявлены нарушения правил пожарной безопасности в помещениях данного учреждения. Данные нарушения могут влечь за собой угрозу жизни и здоровья граждан, находящихся, работающих в учреждении (воспитанников, сотрудников, посетителей, родителей). Как должностное лицо Мельникова О.Н. обязана была обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. В ходе рассмотрения жалобы Мельниковой О.Н. в обоснование доводов жалобы были представлены письменные материалы, которые по ходатайству лица, подавшего жалобу, приобщены к материалам дела. Заслушав лицо, подавшее жалобу, Мельникову О.Н., проверив материалы дела, судья приходит к следующему. В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В силу ст. 6 указанного закона должностные лица органов государственного пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право выдавать организациям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Из материалов дела следует, что Мельникова О.Н. является заведующей МАДОУ «Детский сад «Сказка» д. Ямник Демянского района Новгородской области. Как установлено, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору от 01 февраля 2012 года №23, была проведена плановая выездная проверка в отношении МАДОУ «Детский сад «Сказка» д. Ямник. Указанное мероприятие проведено контролирующим органом с целью проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности. В ходе проверки в учреждении установлены нарушения требований пожарной безопасности, что послужило основанием для привлечения руководителя учреждения Мельниковой О.Н. к административной ответственности по ч. 1, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. При этом контролирующий орган счел доказанным наличие составов административных правонарушений и тот факт, что должностным лицом не были предприняты все возможные меры к исполнению требований органа пожарного надзора. Вместе с тем, с учетом анализа установленных по данному делу фактических обстоятельств и представленных должностным лицом доказательств суд приходит к выводу о том, что в действиях должностного лица в части отсутствует состав вменяемого в вину административного правонарушения, в связи с чем постановление должностного лица органа пожарного надзора нельзя считать законным и обоснованным. Так, из имеющихся материалов, в том числе контрольно-наблюдательного дела, следует, что не выполнены мероприятия, требующие значительных финансовых затрат (50 000 рублей) - дверь на путях эвакуации не открывается по направлению выхода из здания 1-й этаж (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ), на путях эвакуации в общем коридоре для покрытия пола применен линолеум на горючей основе 1-й, 2-й этаж, сертификат безопасности не представлен (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ). В исполнение требований предписания в этой части должностным лицом неоднократно принимались все действенные меры - в течение 2011 года имели место обращения к вышестоящему руководству (Комитет по образованию), где отражалась ситуация по имеющимся нарушениям требований пожарной безопасности, испрашивалось об изыскании денежных средств для выполнения данного вида работ. Согласно анализу финансовой деятельности МАДОУ «Детский сад «Сказка» д. Ямник, представленному заведующей учреждения Мельниковой О.Н. в ходе рассмотрения жалобы следует, что за 2011 год по состоянию на 01 января 2012 года имеется долг за учреждением в размере 40 000 рублей; в 2012 году согласно муниципальному заданию выделены денежные средства в размере 70 900 рублей, имеющие целевое направление и практически использованные в полном объеме. Указанные обстоятельства свидетельствуют о совершении Мельниковой О.Н., как должностным лицом, действий, направленных на соблюдение требований и предписаний норм законодательства о пожарной безопасности. Вышеуказанные мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности не были выполнены ввиду отсутствия соответствующего финансирования, должностным лицом предприняты все возможные меры в целях недопущения нарушения требований пожарной безопасности, а потому в действиях Мельниковой О.Н., как заведующей детским садом, отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в части несоблюдения требований пожарной безопасности - дверь на путях эвакуации не открывается по направлению выхода из здания 1-й этаж; на путях эвакуации в общем коридоре для покрытия пола применен линолеум на горючей основе 1-й, 2-й этаж, сертификат безопасности не представлен. Как следует из пояснений Мельниковой О.Н. в ходе рассмотрения жалобы, дверь на путях эвакуации из помещения музыкального зала учреждения закрыта на врезной замок, который снаружи запирается на ключ, а изнутри - на защелку, т.е. свободное открывание дверей данного помещения обеспечено. Доказательств обратного не представлено, не доверять пояснениям должностного лица в этой части оснований не имеется. Таким образом предоставлено недостаточно доказательств того, что на момент проведения проверки органом пожарного надзора дверь на путях эвакуации из помещения музыкального зала учреждения закрыта на замок лишь снаружи. Кроме того, согласно представленному плану эвакуации из учреждения следует, что данный выход не является запасным; из помещения, о котором поставлен вопрос, имеются несколько дополнительных выходов. В связи с изложенным нельзя признать правильным решение должностного лица органа пожарного надзора о привлечении Мельниковой О.Н. - руководителя МАДОУ «Детский сад «Сказка» д. Ямник к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ - в связи с нарушением п. 52 ППБ 01-03 (дважды) и п. 3, 51 ППБ, СНиП 21-01-97* п. 6.25*. Подвергнув анализу собранные по делу доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу о том, что факт наличия в вышеуказанных случаях вины должностного лица в совершении правонарушений достоверно не установлен, и учитывает положения ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Таким образом у должностного лица органа пожарного надзора не имелось достаточных оснований для возбуждения в отношении Мельниковой О.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Мельниковой О.Н. подлежит прекращению, а обжалуемое постановление - отмене в части признания виновной Мельниковой О.Н. и назначении наказания по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. При рассмотрении дела установлено, что в МАДОУ «Детский сад «Сказка» д. Ямник в нарушение п. 13 ППБ 01-03 не во всех помещениях детского сада на видных местах размещены таблички телефонов вызова пожарной охраны, в нарушение п. 3 ППБ 01-03 СНиП 2-08-02-89* П.1.89 помещение электрощитовой не обеспечено противопожарной дверью, предел огнестойкости 0,6 часа. Несоблюдение указанных выше норм и правил пожарной безопасности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Заведующей МАДОУ «Детский сад «Сказка» д. Ямник Мельниковой О.Н. не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих значительность финансовых затрат на устранение данных нарушений либо документов, свидетельствующих о мерах, принимаемых до проведения проверки, для устранения данных нарушений. Руководитель учреждения знала о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, однако допустила их нарушение. Данные нарушения устранены лишь после факта их выявления органом пожарного надзора. Довод должностного лица Мельниковой О.Н. об отсутствии финансирования в должном объеме заслуживает внимания, но не исключает ее вину в совершении вмененного правонарушения и не является основанием для ее освобождения от административной ответственности. В связи с этим вывод должностного лица органа пожарного надзора о совершении Мельниковой О.Н. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является верным; обстоятельства правонарушения установлены правильно. Доводы жалобы Мельниковой О.Н. в части проведения проверки за рамками установленного распоряжением срока суд считает несостоятельными с учетом количества объектов, подлежащих проверке соблюдения требований пожарной безопасности в целом. Кроме того, данный факт предоставлял возможность заведующей учреждения провести подготовку к подлежащей проведению проверке. Доводы жалобы Мельниковой О.Н. о применении в отношении нее положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям. Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Деяние, квалифицируемое по ст. 20.4 КоАП РФ, посягает на общественный порядок и общественную безопасность (относится к Главе 20 КоАП РФ). Нарушение правил пожарной безопасности признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности, поскольку объектом правонарушения является пожарная безопасность, т.е. состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, являющаяся составной частью общественной безопасности. Противоправность деяния виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий, для привлечения к административной ответственности необходимо установить, какие правила были нарушены или не выполнены. Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, допущенные должностным лицом Мельниковой О.Н. непосредственно влияют на обнаружение пожара в начальной его стадии, оповещение о нем и соответственно на начало и процесс вынужденной эвакуации людей, при возможных условиях опасных факторов пожара, что является реальной угрозой жизни и здоровья людей. Обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении должностным лицом органа пожарного надзора установленного Федеральным законом от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» порядка проведения внеплановой проверки в отношении юридического лица не установлено. Согласно обжалуемому постановлению, административное наказание Мельниковой О.Н. назначено в соответствии с правилами ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, согласно которой при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. Учитывая установленные по делу обстоятельства, при отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, не имеется правовых оснований для назначения наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ. Санкция ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает для должностных лиц административное наказание в виде предупреждения и административного штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей. При назначении административного наказания должностному лицу судья, учитывает установленные в ст. ст. 1.2, 3.1 КоАП РФ задачи законодательства об административных правонарушениях (защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности), цели применения административного наказания, а также, в соответствии со ст. 4.1 и 4.2 КоАП РФ, опасный характер совершенного юридическим лицом правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, признает обстоятельствами смягчающими административную ответственность признание вины, организацию мероприятий, направленных на скорейшее устранение выявленных нарушений, финансовое положение МАДОУ «Детский сад «Сказка» д. Ямник и полагает возможным назначить Мельниковой О.Н. наказание в виде предупреждения. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые могли бы повлечь отмену в полном объеме постановления по настоящему делу об административном правонарушении, не усматривается. Учитывая вышеизложенное судья приходит к выводу о необходимости отмены постановления в части признания Мельниковой О.Н. виновной по ч. 4 ст. 20.1 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Мельниковой О.Н. подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения (дверь на путях эвакуации не открывается по направлению выхода из здания 1-й этаж; на путях эвакуации в общем коридоре для покрытия пола применен линолеум на горючей основе 1-й, 2-й этаж, сертификат безопасности не представлен), а также на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление (дверь на путях эвакуации из помещения музыкального зала не открывается, заперта на замок с наружи). Помимо этого, подлежит изменению постановление в части назначения наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей, путем назначения наказания в виде предупреждения. В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору №20 от 19 марта 2012 года в отношении заведующей МАДОУ «Детский сад «Сказка» д. Ямник отмене или изменению не подлежит. Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, р е ш и л: Постановление заместителя главного государственного инспектора Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору №20 от 19 марта 2012 года в отношении заведующей МАДОУ «Детский сад «Сказка» д. Ямник Мельниковой Ольги Николаевны отменить в части признания виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначении наказания по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Мельниковой Ольги Николаевны на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения (дверь на путях эвакуации не открывается по направлению выхода из здания 1-й этаж; на путях эвакуации в общем коридоре для покрытия пола применен линолеум на горючей основе 1-й, 2-й этаж, сертификат безопасности не представлен), на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление (дверь на путях эвакуации из помещения музыкального зала не открывается, заперта на замок с наружи). Изменить постановление в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, назначив административное наказание Мельниковой Ольге Николаевне за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения. В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору №20 от 19 марта 2012 года в отношении заведующей МАДОУ «Детский сад «Сказка» д. Ямник Мельниковой Ольги Николаевны оставить без изменения, жалобу Мельниковой О.Н. - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ и должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд через Валдайский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья О.Б. Буренкова